Дошедшие до нас первые рунические надписи на территории скандинавии относились к 3 веку нашей эры. Концом скандинавской культуры ознаменовался 13 век, когда в Исландии записывались саги о древних временах и Эдда, но языческая религия сменилась на христианскую, а руническая письменность, на латиницу. Изменился и образ жизни людей. Только переписывание саг и стихов осталось историческим хобби в Исландии.
Скандинавами называют германские народы, в свое время ушедшие на север, на Скандинавский полуостров. Результаты археологических раскопок показали, что у германцев не было городов, селились они хуторами и занмиались земледелием и скотоводством. Скандинавы делили мир на одаль- свою землю, Мидгард- землю людей, Асгард - мир богов, и Утгард- мир всего чужого, что есть снаружи.
Женщины германцев пользовались репутацией вещих существ и к их пророчествам, когда считали нужным, прислушивались. Германцы серьезно относились и к религии, и к магии, которые смешивались и переплетались между собой. Жертвоприношение богу было безусловно магическим обрядом. А гадания совершались при стечении народа и с религиозным пиететом. У континентальных германцев уже были руны – род магической письменности, использующейся как минимум для гадания. Эту графическую магическую систему германские племена распространили потом по миру. Были готские руны (а готы в 4 веке жили в Северном Причерноморье), был т.н. Нортумбрийский футорк, появившийся в Британии, куда ушли англы и саксы, и наиболее нам известные скандинавские руны – Старший и Младший футарк.
Яркие события германской истории оставили свой след в мифологии как континентальных германцев, так и скандинавов. Речь идет о «Песни о Нибелунгах» и «Саге о Вёльсунгах» (вкупе с сопутствующими Песнями эддических размеров). В них, в том числе рассказывается о конунге Атли – гуннском вожде Аттиле – враждовавшем с германскими племенами и разрушившем их государства. Аттила умер после своего брачного пиршества. И в «Песни о Нибелунгах», как и в «Саге о Вёльсунгах» вражда племен и народов объясняется враждой королей и королев, а также семейными распрями.
Скандинавская мифология- это, прежде всего мифология викингов, воинов,
военных вождей, конунгов. На протяжении веков она создавалась именно ими и
носила, в основном, характер воинственный. Военные походы были одним из
основных источников пополнения богатства и процветания страны.
Климатические условия не позволяли скандинавам в полной мере заниматься
земледелием и скотоводством. Поэтому боги у них делились, в основном, на
две большие группы: покровители войны, сражений и покровители плодородия.
Говоря о скандинавской мифологии, нельзя не сказать несколько слов о
викингах. Викинги - морские разбойники, совершавшие в 9-10 вв. военные
походы протяженностью до 8000 км. На востоке они достигали границ Персии,
на западе - Нового Света.
Слово « викинг» восходит к древненорвежскому слову « викингр ».
Относительно его происхождения существует ряд гипотез, наиболее
убедительная из которых возводит его к слову « вик » - фиорд, бухта. Слово
« викинг» (букв. Человек из фиорда) применялось для обозначения
разбойников, которые действовали в прибрежных водах, прячась в укромных
бухтах и заливах. Французы называли их норманнами (т. е. людьми с севера),
англичане всех скандинавов без разбора называли датчанами, а славяне,
греки, хазары и арабы именовали викингов варягами или русью.
Куда бы ни отправлялись викинги, они безжалостно грабили и захватывали
чужие земли, уводили людей в рабство. В некоторых случаях они поселялись в
завоеванных странах и становились их правителями (Англия, Шотландия,
Ирландия, Нормандия во Франции, Исландия, Гренландия, побережье Северной
Америки, Балтику, Русь).
Несмотря на военные походы, Скандинавия для каких-то внешних влияний
оставалась страной относительно замкнутой, сохраняя и развивая древнейшие
верования и обычаи. Переход к христианству произошел поздно. Языческие
верования не истреблялись огнем и мечом, а постепенно становились сагами,
легендами.
В 1643 г. исландский любитель старины епископ Брюньольв Свейссон обнаружил
рукописный сборник древних песен, составленный, судя по всему, в 13 в. Она
хранится в Королевской библиотеке в Копенгагене под названием « Королевский
кодекс». В историю же она вошла как « Старшая Эдда».
К этому времени уже было известно сочинение исландского политического
деятеля, ученого, поэта Снорри Стурлусона (1178-1241), которое являлось
своего рода учебником поэтического искусства скальдов и в котором была
отражена скандинавская языческая мифология. Называлось оно также «Эдда».
Поскольку у Стурлусона многие сюжеты совпадали с соответствующими местами
«Старшей Эдды», Брюньольв предположил, что найденная им рукопись является
подлинной, первоначальной «Эддой», послужившей источником для цитат и
пересказов у Стурлусона. Таким образом, за анонимным Королевским кодексом»
закрепилось название «Старшая Эдда», а за сборником Снорри – «Младшая
Эдда».
Значение слова «Эдда» не установлено: иногда его интерпретируют как « книга
из Одды» (по названию местности, где провел детство Стурлусон); иногда как
«поэзия», иногда даже как «прабабка».
Песни Эдды расположены в определенном порядке: сначала песни о богах, а
затем о героях.
Хотя принято говорить о стройной системе скандинавской мифологии, эта
системность скорее вторична, выявленная исследователями с использованием
множества дополнительных источников и отсутствующая в самой «Эдде». К
повествовательному жанру, излагающему цепь событий, относятся лишь «Песня о
Трюме» и «Песня о Хюмире», в которых воспеваются приключения бога Тора в
стране великанов.
«Речи Высокого», т. е. Одина, верховного бога, состоят из советов житейской
мудрости, которые близки к народным пословицам.
«Речи Вафтруднира»- это диалог между Одином и великаном Вафтрудниром,
состязающихся в мудрости и хитрости.
«Речи Гримнира»- монолог Одина, которого в обличие нищего пожалел юноша
Агнар.
«Прорицание Вельвы»- миф о происхождении мира и поэтическая картина его
грядущей гибели, изложенная пророчицей Вельвой.
«Песня о Харбарде» близка по характеру к комедии; в ней Один, принявший
облик перевозчика, высмеивает стоящего на берегу реки Тора.
«Перебранка Локи»- наиболее часто публикуемый фрагмент «Эдды», в котором
рассказывается, как хитроумный бог Локи пришел незваным гостем на пир к
Одину и начал высмеивать их пороки.
Происхождение и устройство мира.
Представления об устройстве мира у древних скандинавов были весьма
непросты. По их поверьям, вселенная делилась на девять миров. Центром всех
миров был ясень Иггдрасиль, и не было равного ему по красоте и мощи.
Проросло оно из нижних миров, ствол поддерживает Миддгард, где живут люди,
а крона - выше небес, и если нужно кому путешествовать между мирами, нет
лучшей дороги. Один корень древа у богов на небе, другой у великанов,
третий - в подземном мире. Под тем корнем, что в стране великанов, бьет
ключ, и всякий, кто попьет из него, обретает знание и мудрость, ведь род
исполинов - древнейший. В подземном источнике, ядовитом, живет змей Нидхёг,
который грызет ствол древа, мечтая погубить богов и людей. Священный
источник находится и во дворце богов - Асгарде. Такова, говорят, его сила,
что все, попавшее в его воду, становится белым, а все белое и светлое
считалось прекрасным.
Хоть это дерево ясень, на нем цветут всевозможные цветы, зреют плоды, а в
ветвях его живут звери и птицы, которые сходят на землю, чтобы родиться.
Существовало представление о четырех карликах, поддерживающих четыре угла
неба по четырем углам вселенной.
Как уже упоминалось выше, Иггдрасиль соединял небо, землю и подземный мир.
На верхушке дерева находится дворец богов Асгард, воздвигнутый одним из
великанов. Там же, на верху, находится Вальгалла – чертог мертвых воинов. В
нем 540 просторных залов, в которых живут храбрые воины, павшие на поле
боя. Здесь они едят мясо огромного вепря Сэримнира, которого каждый день
режут и жарят и который каждое утро снова оживает, и пьют крепкое, как
старый мед, молоко козы Гейдрун, которая пасется у вершины ясеня. Здесь же,
в промежутках между пирами, воины бьются, чтобы не потерять форму. Это
своего рода боевые учения перед завершающей битвой богов и великанов. На
пирах им прислуживают Валькирии – девы войны. По поверьям, Валькирия – это
окрыленная прекрасная дева, вооруженная мечом, которая забирает в Вальгаллу
душу погибшего в бою воина.
Нифльхейм – подземный мир мёртвых, правила в нем великанша Хёль, свергнутая туда Одином вместе со своим братом, волком Ферниром. В эту страну
отправлялись души тех, кто умер от старости или болезни. Праведные люди
попадали в отдельные чертоги, созданные из красного золота. На мёртвых
берегах стоит огромный и ужасный дворец, он весь свит из змей, как плетень;
змеиные головы смотрят внутрь и брызжут ядом, и оттого там текут ядовитые
реки, которые переходят вброд клятвопреступники, убийцы, воры. Наиболее
провинившихся ожидает наихудшая кара: они попадают в кипящий котел, где их
тела гложет змей Нидхёгг.
В этом царстве жили также девы – норны, определявшие при рождении судьбу
человека. Звали их Урд, Верданди и Скульд. Они главные, но существует еще
большое множество других, добрых и злых. И они дают людям неравные судьбы:
у одни жизнь длинная, у других – короткая, у одних богатая, у других –
бедная. Скандинавы считали, что все дело в том, что за Норны стояли у
колыбели. Они могли сурово наказать за оскорбление и непочтение.
Норны также черпают воду из священного источника и поливают ясень, чтобы он
не засох и не зачах, чтобы гниль не завелась на стволе, чтобы крепко стояли
все девять миров…
На вершине дерева сидит орел, у корней Нидхёгг, на среднем уровне паслись
четыре оленя, поедающие листья с дерева и роняющие со своих рогов росу в
подземное царство. Белка, снующая по дереву, - своеобразный посредник между
мирами.
До начала времени существовало две области: Нифльхейм (Тёмная страна) и
Муспельхем (Огненная страна). Между ними находилась мировая бездна
Гиннунгагап. Нифльхейм была страна вечного льда и жутких морозов. И вот
однажды в центре страны начал бить родник Гергельмир (Кипящий котел). Из
него брало начало множество рек. Однажды воды реки Элиагар так удалились от
своего начала, что их ядовитая вода застыла и стала льдом. Лёд окреп,
вследствие чего яд вышел наружу росой и превратился в иней. Этот иней падал
в Мировую бездну и со временем заполнил её всю.
Север мировой бездны был весь заполнен массами льда и инея, немного южнее царили дожди и ветры, а на самом юге была благодать, так как туда залетали искры огненной страны Мспельхейм. Иней стал таять и стекать вниз, капли ожили от теплотворной силы и приняли образ великана, который звался Имир. Помимо него из инея появилась корова Аудумла, из вымени которой текли четыре молочные реки, молоком из которых и питался новорожденный Имир. Из камней, покрытых инеем,который слизывала корова, возник отец всех богов – Бури. Бури породил Бора,а тот – трех сыновей: Одина, Ве и Вили. Братьям – богам не нравился мир, в котором они жили, и после долгой борьбы они убили Имира, тело его стало землей в виде плоского круга, расположенного посреди моря, созданного из крови великана. Из черепа был сделан небесный свод, из костей – горы, из волос – деревья, из зубов – камни, из мозга – облака. Однажды на берегу моря боги нашли два дерева: ясень и ольху, - и сделали из них сделали
мужчину (Аск) и женщину (Эмбла). На этом этапе боги свергают в Нифльхейм
своих противников: Хёль, Фернира, змея Ёрмунганда и строят себе дворец
Асгард, а себя начинают называть Асами.Всё это мы узнаем из «Прорицания Вёльвы».
Пантеон скандинавских богов.
Основная группа скандинавских богов называется Асы, и возглавляет ее Один.
К Асам относится порядка тридцати богов. Другая группа называется Ваны, в
основном это боги плодородия. Существует также пантеон низших божеств.
Один – верховный бог скандинавской мифологии, которому в мифологии
континентальных германцев, франков, готов соответствовал Вотан. «История
лангобардов» (8в.) рассказывает, как жены воинов этого племени, зная, что
Водан предскажет победу тем, кого заметит на поле боя первым, сделали для
мужей из своих волос бороды, и с тех пор это племя стало зваться
«лангобардами».
Один был богом войны, покровителем воинской дружины, торговли, мореходства
и поэзии. Атрибут Одина – Гунгнир – копьё, не знающее промаха, символ его
военной мощи. У него также был восьминогий конь Слейпнир, этот конь
признавал только Одина и только ему разрешал на себе ездить. Одину
прислуживали два ворона Хунир и Мунин, которые летали по миру и приносили
новости.
В «Старшей Эдде» описывается жертвоприношение Одина, которое совершает он сам. Пронзенный копьем, он девять дней висит на Мировом Дереве, а затем его дед, великан Бёльторн, приносит ему мёд для утоления жажды и вручает руны –символ мудрости и магического знания. В «Прорицании Вёльвы» говорится о
том, что в последней битве богов с силами зла Один сражается с волком
Ферниром и проигрывает: Фернир его съедает.
Локи – один из Асов, бог с причудливым, необычным характером, которому
трудно подобрать аналогии в мифологиях других народов. Он – самый
оригинальный и популярный герой скандинавского эпоса, оставивший память о
себе в самых различных жанрах фольклора, вплоть до пословиц и поговорок. Он
был богом лжи и сеятелем раздоров. Он постоянно втягивает богов в
авантюрные приключения и выручает их из самых безысходных ситуаций,
обманывая при этом всех вокруг: и богов, и своих родственников-великанов.
Главное в характере Локи – хитрость, коварство, изворотливость, ум и
чувство юмора, порой довольно злого.
Во многом образ Локи раскрывает «Песня о Трюме», изложенная в «Старшей
Эдде». В ней рассказывается о том, как великан трюм похитил у бога Тора
молот Мьёлльнир. По инициативе Локи Тор отправляется в страну великанов
Ётунхейм в одежде богини Фрейи, в обмен на которую Трюм согласился вернуть
молот. Трюм удивляется проявленному невестой обжорству и её злобному
взгляду. Однако Локи удается убедить великана в том, что все это –
проявление тоски влюбленной в него женщины. Когда приносят молот, чтобы
освятить свадебный обряд, Тор хватает молот, убивает им великана и
благополучно возвращается в Асгард.
Дружба с Тором не мешает Локи похитить у его жены Сив золотые волосы. Боясь
мести Тора, он вынужден добывать точно такие же волосы и для этого бьётся
об заклад с карликами – цвергами, что они не смогут их выковать. В заклад
он ставит свою голову. Локи проигрывает и пускается в бега, однако, все –
таки, его ловят и отдают в руки Тора.
До сих пор не утихают споры относительно интерпретации образа Локи. Одни
ученые предлагают считать его богом или демоном огня, другие считают, что
он создан специально для инициации конца света. Локи связывали также с
Люцифером, с различными демонами континентальных германцев.
Локи высок ростом, красив. Бывает, что он помогает богам, поэтому его образ
нельзя понимать однозначно.
Тор (Донар) в скандинавской мифологии – бог грома, бури, молнии, грозы.
Первоначально был верховным божеством, однако его вытеснил культ Одина.
Тор защищает богов и людей от великанов и иных злых сил. Неотъемлемый
атрибут его – молот, изготовленный карликами – цвергами. Он всегда попадал
в цель и сам собой возвращался обратно. Этого оружия Тора боятся все злые
силы, а особенно великаны, стремящиеся любыми способами похитить этот
молот, либо сделать так, чтобы бог оказался в их власти без молота.
Другой атрибут Тора – повозка, запряженная козлами.
В подавляющем большинстве сюжетов Тор производит впечатление добродушногосилача, недостаток ума которого восполняют его спутники.
Бальдр – бог весны и самый добрый из Асов. Он сказочно красив. С его
приходом на земле пробуждается жизнь, все становится светлее и краше.
Бальдр – любимый сын Одина, он живет в особом чертоге в Асгарде, где не
допускаются дурные поступки. Согласно мифам, ему стали сниться зловещие
сны, предвещавшие угрозу для его жизни. Узнав об этом, боги собираются на
совет и решают оградить Бальдра от опасности. Один спускается в Нифльхейм и
узнает от Вёльвы о том, что Бальдру предстоит умереть от руки слепого бога
Хёда. Мать юного бога Фригг взяла клятву со всего живого и неживого, со
всех вещей, животных, людей, что они не принесут вреда ее сыну, клятвы она
не взяла только с ничтожного побега омелы. Однажды, когда боги забавлялись
стрельбой в ставшего неуязвимым Бальдра, Локи, узнав про омелу, подсовывает
слепому Хёду прут из нее, который и убивает Бальдра. Боги сжигают его на
погребальном костре, а его брат Хермод отправляется за ним в Нифльхейм с
целью его освобождения. Хель согласна отпустить Бальдра, но при условии,
что все живое и мёртвое в мире будет его оплакивать. Плачут все, кроме
великанши Тёкк, обличье которой принял тот же Локи, и Бальдр остаётся в
царстве мёртвых.
Миф о смерти Бальдра служит как бы предвестием гибели богов и всего мира.
Фрейя – богиня любви, красоты, физического благополучия, магии. Равных ей
по красоте нет во всем мире ни среди богов, ни среди людей. Она также
исполняла функции Валькирии.
Индунн – богиня вечной молодости. Она скромна и тиха, но без нее богов уже
не было бы в живых. У нее есть корзина с яблоками вечной молодости,
которыми она угощает богов. Эта корзина волшебная, она никогда не пустеет,
а взамен каждого вынутого яблока в ней тотчас же появляется новое.
Хеймдаль исполнял роль стража, охраняющего от незваных гостей Асгард.
Прозвища его – «златорогий» и «златозубый». Появлялся обычно на коне с
золотой челкой. Хеймдаль живет в чертоге, расположенном у моста – радуги
между небом и землёй. Впоследствии это место станет местом последней битвы
перед концом света.
В скандинавской мифологии встречаются также боги, которым трудно найти
аналогии. Например, Лофн, богиня снисхождения. С ее согласия можно вступать
в тайную любовную связь и совершать другие запретные действия.
Миру Асов у скандинавов противопоставляются великаны. С внешней стороны они
описываются без особых подробностей, указывается в основном лишь их
гигантский рост. Неприглядны места их обитания: каменные пещеры, ледяные
дворцы, скалы.
Карлики, с которыми также воюют Асы, делятся на альвов и цвергов.
Предполагают, что альвы были низшими природными духами, возможно, душами
умерших. Цверги, «чёрные альвы», были искусными мастерами и жили в пещерах.
Все атрибуты богов создали именно они.
Низшие божества.
В каждой мифологии наряду с представителями «большой» мифологии – богами и героями, существуют персонажи и так называемой «низшей» мифологии. Они
гораздо менее значительны и масштабны, но ближе к людям, теснее связаны с
повседневностью, и поэтому народу были более понятные. Именно они
сохранились в сказках, в суевериях и дошли до наших дней.
Далеко не каждый знает, кто такой Локи, зато всякому ребенку известны
эльфы. Как и их предшественники альвы, эльфы делились на «светлых» и
«темных». Светлые эльфы средневековья – это маленькие человечки в шапочках
из цветов, которые водят хороводы при луне. Они занимаются прядением и
ткачеством, а летающая в воздухе паутина – их пряжа. Светлые эльфы
считались духами воздуха, эфира, света.
К темным эльфам относились гномы, унаследовавшие своё магическое мастерство от цвергов. Они бдительно охраняют спрятанные под землёй, чаща всего в горах, сокровища.
Ундины – это девушки с рыбьими хвостами, обычно в ожидании жертвы
расчёсывающие волосы на берегу.
Близки к ундинам никсы, тоже представительницы племени русалок. Они живут в
роскошных подводных дворцах, куда самыми различными способами заманивают
свои жертвы и губят их. Они способны принимать облик, как прекрасных
девушек, так и безобразных старух. Никсы могут иметь смертных мужей и
некоторое время жить полноценной человеческой жизнью. Однако, каждой из них необходима хотя бы одна жертва в год. Часто они развлекались тем, что
подменяли новорожденных.
Тролли – это великаны, которые в отличие от противников богов – ётунов –
весьма глупы и уродливы, но обладают большой силой. Они живут в горах и
охраняют свои сокровища. По отношению к людям враждебны: похищают скот, а
иногда занимаются людоедством.
Феи – сверхъестественные существа, волшебницы, обитающие в лесах, в реках,
в горах. Это красивые миниатюрные женщины с крыльями, большей частью,
доброжелательно относящиеся к людям.
О популярности «низшей» мифологии говорит и то, что в эпоху средневековья
сложился общеевропейский «малый пантеон нечистой силы», где практически
невозможно отличить германо-скандинавское, кельтское, западноевропейское
происхождение персонажей, в то время как «большая» мифология этих народов,
несмотря на некоторые взаимопроникновения, осталась все – таки
обособленной.
В целом же скандинавская мифология производит суровое, возвышенное и
весьма мрачное впечатление. Основная ее идея – неизбежная гибель мира и
богов. Согласно «Прорицанию Вёльвы», ясень Иггдрасиль начинает содрогаться,
некогда усмирённые богами чудовища вырываются на свободу, появляется
корабль мертвецов, созданный целиком из их ногтей (в Исландии до сих пор
существует поверье, что у мертвых надо обрезать ногти, что бы их не
использовали злые силы). Ужасный пёс Гарм проглатывает солнце. Боги
сражаются с чудовищами и проигрывают им. Земля переживает потоп, а в
довершение всего появившийся из огненной страны великан Сурт сжигает все
то, что осталось после потопа. Мир возвращается к исходному состоянию и
снова должен будет возникнуть.
Очевидно, что такая мифология принадлежала суровым и мужественным людям, не боявшихся смотреть в лицо смерти. Весь ход событий ведёт к гибели мира, и
все участники знают, что она неизбежна, но честно и стойко исполняют свой
долг. Подобное мировоззрение было вызвано образом жизни и социальным
положением скандинавских ярлов и их дружины. Чтобы поддержать своё высокое
положение в обществе, викинг – воитель должен был без страха бросаться
навстречу опасности, иногда заведомо зная, что это может привести к гибели.
Весь строй скандинавской мифологии призван утвердить в нем решимость не
отступать, а бесстрашно исполнять свой долг.
Автор - Манира