Последние темы
» Давайте знакомиться!
Обрядовое печенье: "Лесенки", "Крестцы" EmptyЧт Янв 20, 2022 1:32 pm автор Светлана55

» GOLDEN TORNADO DANTE
Обрядовое печенье: "Лесенки", "Крестцы" EmptyПт Сен 10, 2021 12:29 am автор Aleks

» Ключи подключения к потокам Божеств
Обрядовое печенье: "Лесенки", "Крестцы" EmptyСр Дек 02, 2020 1:40 pm автор Гэлла

»  СТАРШИЙ АЛФАВИТ ТЭРЦИИ СИБЕЛЛИУСА.
Обрядовое печенье: "Лесенки", "Крестцы" EmptyСр Авг 12, 2020 10:41 pm автор тётя Соня

» Доступ на форум
Обрядовое печенье: "Лесенки", "Крестцы" EmptyСб Июл 18, 2020 6:44 am автор deliya

» Заклинания стихии Земля
Обрядовое печенье: "Лесенки", "Крестцы" EmptyЧт Окт 31, 2019 3:19 pm автор Верена

» Оракул " Лунный свет".
Обрядовое печенье: "Лесенки", "Крестцы" EmptyПт Июл 26, 2019 10:58 pm автор тётя Соня

» Энергии стихий.
Обрядовое печенье: "Лесенки", "Крестцы" EmptyЧт Апр 11, 2019 7:56 pm автор Wild woman

» Ваши отзывы о нашем форуме, практиках и занятиях
Обрядовое печенье: "Лесенки", "Крестцы" EmptyСб Апр 06, 2019 10:37 am автор Светлана55

» АЛФАВИТ АВРААМА
Обрядовое печенье: "Лесенки", "Крестцы" EmptyСр Мар 27, 2019 9:31 pm автор тома

» Йога для лица
Обрядовое печенье: "Лесенки", "Крестцы" EmptyСр Мар 27, 2019 12:08 pm автор Kygupyda

» Выход в астрал по методу астрального каната. Быстрый способ
Обрядовое печенье: "Лесенки", "Крестцы" EmptyСр Мар 27, 2019 12:08 pm автор Kygupyda

» Обитатели астрала
Обрядовое печенье: "Лесенки", "Крестцы" EmptyСр Мар 27, 2019 12:07 pm автор Kygupyda

» Маски для сухих волос
Обрядовое печенье: "Лесенки", "Крестцы" EmptyВт Мар 26, 2019 12:18 pm автор Kygupyda

» АЛФАВИТ ИЦХАКА
Обрядовое печенье: "Лесенки", "Крестцы" EmptyПн Мар 25, 2019 8:42 am автор новичок

» 30 причин встать на коврик
Обрядовое печенье: "Лесенки", "Крестцы" EmptyСб Мар 16, 2019 7:40 pm автор Kygupyda

» Как начать заниматься йогой дома
Обрядовое печенье: "Лесенки", "Крестцы" EmptyСб Мар 16, 2019 7:39 pm автор Kygupyda

» О профессионалах и не очень. Или как выбрать специалиста.
Обрядовое печенье: "Лесенки", "Крестцы" EmptyСб Мар 02, 2019 4:52 am автор Wild woman

»  Отвечу на ваш вопрос Да-Нет.Проработка колоды Позолоченное Таро Чиро Марчетти от Есении.
Обрядовое печенье: "Лесенки", "Крестцы" EmptyПт Янв 11, 2019 6:25 pm автор Есения

» КОПТСКИЙ МАГИЧЕСКИЙ АЛФАВИТ
Обрядовое печенье: "Лесенки", "Крестцы" EmptyЧт Дек 27, 2018 11:07 pm автор тётя Соня

Кто сейчас на форуме
Сейчас посетителей на форуме: 150, из них зарегистрированных: 0, скрытых: 0 и гостей: 150 :: 1 поисковая система

Нет

Больше всего посетителей (583) здесь было Ср Мар 13, 2013 9:11 pm
Поиск
 
 

Результаты :
 

 


Rechercher Расширенный поиск
Банеры
Рейтинг@Mail.ru

Поделиться
 

 Обрядовое печенье: "Лесенки", "Крестцы"

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз 
АвторСообщение
Гость
Гость



Обрядовое печенье: "Лесенки", "Крестцы" Empty
СообщениеТема: Обрядовое печенье: "Лесенки", "Крестцы"   Обрядовое печенье: "Лесенки", "Крестцы" EmptyПн Ноя 09, 2015 4:52 pm

1
Обрядовое печенье в форме лестницы. Выпекается на Вознесение (сороковой день после Пасхи) и в день памяти Иоанна Лествичника. По народным понятиям лесенки облегчали дорогу к небу и символизировали духовное восхождение души праведника в рай. На Вознесение они должны были помочь Иисусу Христу подняться на небеса на сороковой день после его воскресения.

Лесенки (лесеньки, лестницы, лествицы) - обрядовое печенье в форме лестницы, выпекаемое на Вознесение, в день Иоанна Лествичника, иногда в Лазареву субботу, предшествующую Вербному воскресенью.

В разных местах "лестницы" пекли из ржаной муки и "хлебного" - пресного или кислого - теста или из пшеничной муки и сдобного теста. Они могли состоять из двух жгутов, соединенных более короткими жгутами-перекладинами; кое-где им придавалось вид вытянутой лепешки, на которую накладывалось несколько полосок теста, поперечин; иногда полоски на длинной лепешке заменяли поперечные надрезы ножом. В качестве "лестницы" мог выступать и открытый пирог, внутреннюю поверхность которого заливали творогом, сметаной, заполняли картошкой или крупой, вареньем или маком, на которые сверху клали поперечные перекладины или плоское изображение лестницы. В некоторых местах лесенки пекли как печенье - пряники к чаю - "прикуску", при этом делали их из пшеничного теста с добавлением меда и украшали сахарным узором. Размеры их были также разнообразны, в некоторых местах нормировалось лишь количество "ступеней": 7 - "по числу небес Апокалипсиса" (ярославск.), 23 - "по числу мытарств души на том свете" (калужск.), 30 и др. Иногда небольшую лестницу выпекали на спине кулика - жаворонка.

По народным представлениям, "лесенка" должна была способствовать облегчению движения вверх, к небу, в рай. В связи с этим печение в ряде случаев приобрело поминальную функцию, которая была тесно связана с представлениями об уходе души с земли в иной мир по истечении сорокадневного периода после смерти. В южнорусских губерниях, преимущественно в Калужской и лишь отчасти в Курской, "лесенки" являлись исключительно поминальным блюдом, выпекаемым на поминки в сороковой день. В Калужской губ. "лесенку" - пирог или длинную пшеничную лепешку, с поперечными перекладинами, смазанную вареньем или обсыпанную маком - носили в 40 день в церковь как символ "лествицы испытаний", которые, по народным представлениям, душа должна была пройти на пути в рай. В Мещевском у. Калужской губ. в семьях побогаче на 40 день после смерти было принято заказывать панихиду, которую служили во дворе дома покойного. Еще до прихода причта хозяйка клала один из приготовленных для поминального стола блинов на окно, предварительно смазав его медом, а испеченную заранее ржаную или пшеничную лестницу с появлением причта выносила к воротам. После панихиды церковнослужители съедали ее, разделив между собой, а затем уже входили в дом и обедали. Крестьяне верили, что съедение в воротах "лесенки", состоявшей из 24 ступеней (по числу загробных испытаний - "мытарств" ), уничтожало для души все мытарства и препятствия на пути в рай. В Фатежском у. Курской губ. в 40 день в церковь на панихиду приносили "лестничку" в 3 - 4 перекладины, положенную поверх кутьи. После панихиды ее ломали на две части, одну из которых оставляли священнику, а другую забирали себе и съедали, поминая покойного. Крестьяне считали, что по этой лестнице умершие всходят на небо в 40 день после смерти.

С другой стороны "лесенки" часто символизировали духовное восхождение души праведника на небо. Они соотносились с представлениями об идеале добродетельной жизни, следование которому обеспечило бы для живого посмертное пребывание в раю одесную Бога. Русские крестьяне Западной Сибири верили, что если в Вознесение будешь есть "прикуску" в виде маленькой лестницы, то скорее взойдешь на небо и попадешь в рай.
С этой же идеей были связаны "лесенки", которые пеклись в день Иоанна Лествичника. В его богословском сочинении описывалась "лестница", по которой должно было восходить к нравственному совершенству. Она состояла из 30 ступеней; на иконах ее часто изображали ведущей с земли на небо, где стоял Христос и принимал тех, кто преодолел тяжелый путь, не впал в грех и не сорвался с лестницы в пасть дракона. В день памяти Иоанна Лествичника крестьяне приносили в церковь для освящения изготовленные в этот день из теста "лестницы". В Саратовской губ. пироги - "лесеньки" освящали после литургии в ходе молебна с водосвятием. После службы часть "лесенок" шла в пользу церковного причта, а остальные раздавали нищим. Подача милостыни как богоугодное деяние - "лествица духовная" - должна была способствовать приближению человека к Богу, восхождению души в Царство небесное.

Чаще всего "лесенки" пекли на Вознесение для того, чтобы помочь Христу подняться на небеса на сороковой день после его воскресения. Например, в Саратовской губ. в конце этого дня из одного теста пекли блины и "лесенки", которые на ночь оставляли на столе рядом с зажженной свечой. "Лесенки", по мнению крестьян, должны были служить Христу "для влезания на небо", а блины - "христовы онучки" для того, "чтоб ему не потереть ног".

Народное сознание связывало восхождение Христа на небеса с ростом посевов, а также с установлением погоды благоприятной для вегетации растений. При этом ритуальные действия с лесенками выступали как одно из средств способных усилить рост хлебов. В представлениях, лежавших в основе этих ритуалов, поминальная тематика тесно переплелась с аграрной.
Во многих губерниях центральной и южной России, "лестница" являлась непременным атрибутом вознесенских ритуалов, направленных на обеспечение урожая (см. Вознесение). Печение с особыми приговорами съедали в поле на своей полосе, бросали в посевы, зарывали в землю и т.п. В некоторых местах существовал обычай, прежде чем нести "лестницы" в поле, освящать их в церкви. В Московской губ. "лесенки" вертикально ставили в поле, чтобы рожь была выше. Во многих местах, стоя на своей полосе и подбрасывая "лестницу" вверх, крестьяне, чтобы ускорить рост и созревание ржи, произносили импровизированную молитву: "Христос Воскресе, лезь по моей лестнице" или "Христос, иди на небеса, ржицу возьми за колосок!". В ряде мест "лесенки" подбрасывали со словами: "Чтоб рожь моя выросла также высоко", - а затем съедали. В некоторых уездах Московской губ. в поле шли с "лесенками" и яичницей дети; отобедав ими, они катались по ржи и приговаривали: "Рожка, рожка, хватись за Христовы ножки". В Рязанской губ. после обеда крестьяне всей семьей отправлялись в поля с "лестницами", которые съедали не раньше, чем приходили на свою полосу. В другом уезде той же губернии в поле с "лестницами" и яйцами шли только женщины. Придя на место, они бросали свои приношения в рожь для русалок, связанных с плодородием и миром мертвых, которые, по народным представлениям, активизировались в период цветения ржи. Разламывая лестницу и кроша яйцо, каждая из женщин приговаривала: "Русалка, русалка, на тебе яичко". В соседней волости, бросая "лесенку" в озимые, женщины, чтобы защититься от проказ русалок, приговаривали: "Русалочка, русалочка, не кусай меня". Кое-где в поле ходила только молодежь. Парни и девушки прятали каждый свою "лестницу" во ржи, а потом принимались их искать. Кто чью лестницу находил, становился с ее хозяином или хозяйкой кумом и кумой, этим наименованием они называли друг друга в течение года.

В тех местах, где в день Вознесения было принято ходить в гости, "лесенки" приносили хозяевам в подарок.
Иногда при помощи "лесенок" гадали. В начале 19 в. в Ярославской губ. освященную в церкви семиступенчатую "лесенку" сбрасывали с колокольни и смотрели, сколько ступенек разбилось. Если "лестница" оставалась целой, это свидетельствовало об отсутствии у человека смертных грехов и предвещало, что после смерти он попадет на седьмое небо в раю, то есть туда, где, по поверью, находится сам Бог. Чем больше ступенек оказывалось разбитыми, тем более греховным считался человек, тем на более низком небе ему предсказывалось быть в раю; а если печенье разбивалось на множество мелких частей, полагали, что душа гадающего никогда не попадет в рай. В начале 20 в. гадали уже иначе: только что испеченные "лестницы" кидали на пол около печи.
В Нерехтском р-не Костромской обл. и в Можайском у. Московской губ. лесенки пекли в Лазареву субботу, предшествующую Вербному воскресенью. Народная традиция связывала этот обычай со словами песни, певшейся в этот день: "Лазар, Лазар, по вербушку лазил, вербушку ломал, красным девушкам давал" (Елеонская Е. 1996. С. 218).

автор: Холодная В. Г.
Вернуться к началу Перейти вниз
Гость
Гость



Обрядовое печенье: "Лесенки", "Крестцы" Empty
СообщениеТема: Re: Обрядовое печенье: "Лесенки", "Крестцы"   Обрядовое печенье: "Лесенки", "Крестцы" EmptyПн Ноя 09, 2015 4:52 pm

2
Печенье "Крестцы"





"Крестцы" - обрядовое печенье в форме лестницы, выпекаемое, в день Иоанна Лествичника (Воскресенье 4-й недели Великого поста), на Вознесение, иногда в день поминовения усопших.

Эти хлебцы приносились для освящения в церковь, а потом раздавались причту и нищим.

По народным представлениям, "лесенка" должна была способствовать облегчению движения вверх, к небу, в рай. В связи с этим печение в ряде случаев приобрело поминальную функцию, которая была тесно связана с представлениями об уходе души с земли в иной мир по истечении сорокадневного периода после смерти.
С другой стороны "лесенки" часто символизировали духовное восхождение души праведника на небо. С этой же идеей были связаны "лесенки", которые пеклись в день Иоанна Лествичника. В его богословском сочинении описывалась "лестница", по которой должно было восходить к нравственному совершенству.

Ингредиенты:

Дрожжи (свежие) 5 г
Закваска ржаная (1:1) 100г
Мука ржаная (обдираня) 200 г
Мука пшеничная с отрубями 100 г
Сода 0.5 ч л
Сахар 1 ч л
Соль 1 ч л
Масло растительное 2 ст л (20г)
Вода 160 мл
Семечки льняные 2 ст л
Орехи грецкие (раздробить, мелкими кусочками) горсть

Приготовление:

Замесить тесто, оставить его подходить часа на 1,5 – 2. Затем на обильно присыпанном мукой столе обмять тесто, скрутить из него жгуты толщиной не более 1 см и налепить из них лесенок. Выпекать в разогретой до 200*С духовке минут 15-20, с паром.

Лесенки получаются с нежнейшей, тоненькой хрустящей корочкой. Это очень вкусно!!!
Вернуться к началу Перейти вниз
Гость
Гость



Обрядовое печенье: "Лесенки", "Крестцы" Empty
СообщениеТема: Re: Обрядовое печенье: "Лесенки", "Крестцы"   Обрядовое печенье: "Лесенки", "Крестцы" EmptyПн Ноя 09, 2015 4:53 pm

3
Сладкие пироги и печенье с древнейших времен использовались в качестве жертв в религии и народных обрядах. Астрологическое соответствие сладкой выпечки - Венера и вода, и соответственно энергии любви
Выпекая сладкое печенье, можно придать ему форму соответствующую вашему желанию и визуализировать его в процессе смешивания ингредиентов, разделки и закладывания в духовку
Возможно, пироги с начинкой впервые стали делать на территории Древней Греции.
Пироги круглой формы символизируют скорее духовные ценности, а прямоугольной - материальные. Свойства пирога зависят также от начинки, например:


яблоки - любовь, мир, исцеление
абрикосы - мир
бананы - деньги
ежевика - деньги, секс
черника - защита
шоколад - деньги и любовь
кокосовый крем - духовность
вишня - любовь
лимон - очищение любовь
персик - любовь, здоровье, счастье, мудрость
ананас - любовь, исцеление, деньги, защита
тыква - деньги, исцеление
малина - счастье, любовь, защита
клубника - любовь

Перед выпечкой можно нарисовать пентаграмму или другие магические символы над или слегка на поверхности теста.
Вернуться к началу Перейти вниз
Гость
Гость



Обрядовое печенье: "Лесенки", "Крестцы" Empty
СообщениеТема: Re: Обрядовое печенье: "Лесенки", "Крестцы"   Обрядовое печенье: "Лесенки", "Крестцы" EmptyПн Ноя 09, 2015 4:53 pm

4
ПЕЧЕНЬЕ — мелкие выпечные изделия разнообразных форм домашнего изготовления. Печенье готовили из пресного и кислого теста в кипящем масле на сковороде или выпекали в печи. Печенье было обязательным компонентом многих праздников и обрядов, использовалось в обрядах любовной магии и гаданиях. Печенье — подарок в знак любви, плата, выкуп, средство передачи магической силы, благопожелания и т.д.
Печенье пекли перед Рождеством в каждом доме. Особенно большое кол-во печенья раздавали на Святки христославцам и колядовщикам. Много Печенье пекли в весенние дни. На С. в день весеннего равноденствия теща должна была для своего зятя испечь не менее 40 тетерок. Тетерки (вид Печенье) приносили и женщины, пришедшие в этот день к молодой. Тетерка представляет собой круг диаметром 13—20 см, состоящий из трех обводов тонкого жгута из теста, завитых вокруг основного узора из таких же жгутов.
Повсеместно существовал обычай: на Средокрестье (среда на 4-й неделе Великого поста) готовилось обрядовое печенье в форме крестов, в них запекали зерна хлебных злаков, монету, крестик и др. мелкие предметы. По этим предметам гадали, что кого ожидает. Кресты съедали в тот же день, часто давали и скоту, иногда хранили до посева На Егория их давали коровам и лошадям. Кресты использовали как целебное средство и как оберег.
В день Вознесения Господне во многих семьях пекли печенье — лесенки. По печенью гадали, сбрасывая его с колокольни. Испеч. лесенки несли в поле и там бросали, иногда съедали, предварительно подбросив их выше. В день первого выгона скота — Егорьев день пекли маленькие булочки и скармливали скоту. Считали, что хлеб даст животным силу, здоровье, обеспечит приплод. 9 марта, в день 40 мучеников (сороки), пекли жаворонков и т. д. Форма печенья варьировалась в разных местах России, но везде ему старались придать форму птичек. Жаворонками закликали весну, а припевки и приговоры обычно начинались с обращения к жаворонкам: Жавороночки, Прилетите к нам, Тепло-летичко Принесите нам, Зима надоела — Весь хлеб поела.
Готовили обрядовое печенье в виде веночка (перед Троицей) в Семик, когда ходили завивать березку. Печенье собственного изготовления на беседах и вечеринках девушки угощали парней. Большое кол-во печенья пекли на протяжении всей свадьбы. Оно раздавалось на девичнике и мальчишнике, им одаривал жених родственников невесты и всех присутствующих. Печенье было непременным угощением на свадебном пире, его давали девушкам за пение песен, им выкупали постель молодых, приданое невесты, дорогу и т. п. Повсеместно существовал обычай разбрасывать маленькие витушки (наряду с пирогами и др.) на улице перед участниками свадьбы. В свад. обряде прослеживается связь мелких выпечных изделий со свадебным хлебом.
Вернуться к началу Перейти вниз
Гость
Гость



Обрядовое печенье: "Лесенки", "Крестцы" Empty
СообщениеТема: Re: Обрядовое печенье: "Лесенки", "Крестцы"   Обрядовое печенье: "Лесенки", "Крестцы" EmptyПн Ноя 09, 2015 4:53 pm

5
Я об этой "чудо-лесенке" не знала.... Сей рецепт дан в книге Н. Степановой.

Мне стало любопытно и поэтому начала поиски любой информации о них. Оказалось на тот период её маловато, фольклора достаточно, а магической практики увы.


Тонкости самого рецепта в том, что тесто не надо сильно вымешивать, лесенки не лепятся тогда. Еще не надо их в духовке держать долго.

Когда выполняла сам процесс, были выставлены иконы и зажжены церковные свечи.


Привожу сам обряд:

Предметы, необходимые для проведения обряда:

• Иконы «Господь Вседержитель», Пресвятой Богородицы«Вознесение Господне», «Ангел-хранитель», «Николай Чудотворец».

• Церковная свеча в подсвечнике - 7 для "Отчитки грехов", 3 для выпекания "лесенок".

• Для теста:лесные орехи – 120 г, мука – 1 ½ стакана, толченый сахар или сахарная пудра – ½ стакана, яйцо – 1 шт., сок ¼ лимона, ванилин – по вкусу, святая вода.

Последовательность выполнения обряда:

1. "Отчитка грехов"

2. Процесс выпекания

Поджаренный молотый орех смешайте с ванилью, мукой, сахаром и яичным желтком. Добавьте святой воды, так чтобы тесто получилось не очень крутым. Вымесите его и раскатайте пласт толщиной 1–1,5 см. Затем пласт разрежьте на полоски, которые уложите на противень, посыпанный мукой, так, чтобы из них получилась «лесенка». Смажьте «лесенку» глазурью и выпекайте до готовности.

Когда будете мять тесто, читайте такой заговор:

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Истинному Христу, Царю Небесному,
Поднявшемуся во славе Своей.
Господи, воспеваю Тебя, ступившего на лестницу славы,
Которая привела Тебя на трон Царствия Небесного.
Благослови, Господи, этот хлеб.
Кто этот хлеб съест, кто его святою водой запьет,
Тот Твое покровительство повсюду найдет.
Того человека судьба не обидит, судья не осудит,
Хитрый не обхитрит, быстрый не оббежит,
Всякая дверь ему откроется, всякая голова ему поклонится.
Сам царь Давид мне помогает, лестницу мою благословляет.
Михаил Архангел мои слова подтверждает.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Ныне и присно и во веки веков. Аминь.

• Когда заговоренная «лесенка» будет готова, съешьте ее со словами: "Господь высоко над нами, а я, люди, выше над вами. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь". 3 раза



Этот обряд на праздник Вознесения
Вернуться к началу Перейти вниз
Гость
Гость



Обрядовое печенье: "Лесенки", "Крестцы" Empty
СообщениеТема: Re: Обрядовое печенье: "Лесенки", "Крестцы"   Обрядовое печенье: "Лесенки", "Крестцы" EmptyПн Ноя 09, 2015 4:56 pm

6
Обрядовое печенье: "Лесенки", "Крестцы" ~13SunXkth


«Кресты» - это обрядовое печенье на Крещение. Есть их необходимо было 19 января утром натощак и запивать святой водой. Поэтому все хозяйки выпекают их накануне,18 января.
С выпечкой этого печенья связано много примет. Например, если крест хорошо пропеченный, желто-розовый, то он подарит успех, здоровье, благополучие. У того человека, кому досталось такое печенье, можно потом целый год искать сочувствия, заступничества, совета.
Если «крест» с надломами трещинами, то он предрекает перемены в судьбе, трудности. А вот недопекшийся или горелый «крест» принесет печаль, душевные травмы, болезни. Такие «кресты» есть нельзя. Хозяйка, выпекшая неудачные печенья, должна скормить их птицам на улице. По приметам, небесные создания избавят от горя. Людям, которым предназначались неудачные печенья, не надо знать о плохом предзнаменовании. Их угощают запасными румяными «крестами», поэтому хорошее настроение ни у кого в праздник не портится.

Рецепт приготовления:
Тесто: 1 стакан пшеничной муки, 2 яйца, 150г масла, 100г сахара, 2 столовые ложки рома или коньяка, ванилин, соль, корица.
Получившееся тесто разделите на несколько частей. Скатайте каждую часть в виде колбаски, разделить на две части и наложить их, в виде креста, друг на друга. Смажьте маслом противень и поставьте в горячую духовку. Готовые «кресты» посыпьте сахарной пудрой.
Вернуться к началу Перейти вниз
Гость
Гость



Обрядовое печенье: "Лесенки", "Крестцы" Empty
СообщениеТема: Re: Обрядовое печенье: "Лесенки", "Крестцы"   Обрядовое печенье: "Лесенки", "Крестцы" EmptyПн Ноя 09, 2015 4:56 pm

7
Обрядовое печенье: "Лесенки", "Крестцы" ~13SunXkti


Жаворонки

На Сороки, Благовещенье и на Пасху выпекали Жаворонки (кулики, тетёрки). Это обрядовое печенье в виде птиц или солнца.
Дети с нетерпением ждали, когда испекутся "птушки", и, получив от матери птичку, которую они считали очень красивой, бежали на улицу. Ватаги ребятишек бегали по деревне, положив птичек на голову или высоко подняв их, надев на палочки. Они пели песенки-заклички, стараясь кричать как можно громче, и в это время сами напоминали стаи радостно возбужденных пташек.

Жаворонки, ноги тонки!
Прилетите к нам, принесите нам
Конфетки на ветке, весну-красну, лету теплую!

Все это должно было ускорить приход весны, которую, по старинным верованиям, приносили на своих крыльях сорок первых птиц, прилетевших из теплых краев.

Рецепт приготовления:
Мука пшеничная - 1 кг;
дрожжи - 30 г;
масло сливочное - 130 г;
сахар - 1/2 стакана;
молоко или вода - 1 стакан;
яйцо - 1 шт.;
изюм - 1/3 стакана;
соль.

Из указанных продуктов (кроме изюма) замесите тесто, поставьте в теплое место для брожения.
Сформуйте из теста жгут и нарежьте на куски весом по 100 г. Из них сформуйте жгуты, завяжите узлом, вылепите головку, придав изделиям форму птичек. Воткните изюминки — глаза. Изделие слегка приплюсните, на одном из концов узла сделайте ножом надрезы — перышки. Смажьте яйцом и выпекайте в духовке.
Вернуться к началу Перейти вниз
Гость
Гость



Обрядовое печенье: "Лесенки", "Крестцы" Empty
СообщениеТема: Re: Обрядовое печенье: "Лесенки", "Крестцы"   Обрядовое печенье: "Лесенки", "Крестцы" EmptyПн Ноя 09, 2015 4:57 pm

8
Обрядовое печенье: "Лесенки", "Крестцы" ~13SunXktj

Классический рецепт русского ржаного печенья:

Русское обрядовое печенье: жаворонки, тетёрки и лествицы

– 2 стакана ржаной муки (можно взять ржаную пополам с пшеничной)

– 1 щепотка соли

– около 1 стакана воды

– 2 ст.л растительного масла,

– 1-2 ст.л мёда

Муку просейте на стол, посолите, в середине сделайте углубление, влейте туда масло, мёд и немного воды. Замешивайте тесто, постепенно подливая воду – должен получиться плотный ком нелипкого теста. Слегка помесите его и оставьте отдохнуть под полотенцем на 10-15 минут. Отщипывайте от теста кусочки, кладите на чистую рабочую поверхность и формируйте печенье. Основную часть теста держите под полотенцем, чтобы оно не высохло. Жаворонков и лествицы лепите так, как вам подсказывает фантазия, но желательно придерживаться одинаковой толщины теста.

Для тетёрок скатайте тесто в жгут диаметром около 5 мм, сформируйте из него солнце, цветок или другой рисунок и окружите несколькими рядами жгута по кругу. Жгуты можно соединять, заглаживая место соединения. Удобно собирать тетёрки прямо на противне. Можно складывать тетёрки сложной формы на доске, выставлять на мороз, а затем перекладывать на противень – так сложная форма печенья не нарушится. Готовые фигурки смажьте растительным маслом и выпекайте при температуре 180°С около 15-20 минут. Переверните на другую сторону и выпекайте еще 3-5 минут. Объёмным жаворонкам может понадобиться больше времени. Полностью остудите печенье на противне и переложите в герметичную ёмкость.
Вернуться к началу Перейти вниз
Гость
Гость



Обрядовое печенье: "Лесенки", "Крестцы" Empty
СообщениеТема: Re: Обрядовое печенье: "Лесенки", "Крестцы"   Обрядовое печенье: "Лесенки", "Крестцы" EmptyПн Ноя 09, 2015 4:58 pm

9
Обрядовое печенье: "Лесенки", "Крестцы" ~13SunXktk
Вернуться к началу Перейти вниз
Гость
Гость



Обрядовое печенье: "Лесенки", "Крестцы" Empty
СообщениеТема: Re: Обрядовое печенье: "Лесенки", "Крестцы"   Обрядовое печенье: "Лесенки", "Крестцы" EmptyПн Ноя 09, 2015 5:01 pm

10
Обрядовое печенье, как атрибут народных праздников



Выпечка хлебных обрядовых фигурок всегда была приурочена к праздникам русского народа. Уже сам факт создания фигурок, их наличие в доме имел, по представлению наших далеких предков, магическое значение, влиял на будущее.
Власьев день — день народного календаря, посвящённый св. Власию Севастийскому и отмечаемый 24 февраля. Власьев день — коровий праздник. Власию молятся о сбережении домашнего скота, в этот день пригоняют коров к церкви, служат молебен, окропляют их святой водой и дают им есть пышки с молочной кашей, чтобы коровы были с хорошим удоем. На многих иконах этот святой изображен на коне в окружении коров, лошадей, овец.
Народная традиция связывала Власьев день с христианским праздником Богоявления. Считалось, что канун этого дня – время особого разгула нечистой силы. В эти дни устраивали смотрины невест, разгульные игрища с песнями и плясками. Непременными участниками гулянья были ряженые, причем среди них главенствовали маски медведя и быка. На празднике непременно пекли обрядовое печенье, изображающее скот: «копытца», «коровки», «рожки».
«Козули» (калядашки, каракульки, козульки) – обрядовое печенье из пшеничной или ржаной муки, чаще всего в форме коров, овец, лошадей. В северно-русских губерниях были распространены также изображения оленей с рогами и птиц-уточек. В Сибири наряду с изображениями животных еще делали фигурку пастуха. Нижегородские «каракульки» представляли собой нечто вроде баранок или кренделей.
В значительном количестве этнографических записей этого времени указывается, что «козули» скармливали домашним животным, а также использовали в качестве дара-угощения для участников обходных обрядов (Славение Христа, Колядование): «В первый день Рождества пекутся из теста фигуры баранов и коров. Часть этих фигур раздается колядующим, а часть остается скотине, причем корова получает одну фигурку коровы, а овце даются две-три, т. е. каждое животное получает столько фигур, сколько может принести приплоду. Во Внукове в первый день Рождества печется ряд мелких фигурок коров, одна большая фигура коровы и две большие фигуры овец. Эти большие фигуры хозяйка хранит до Крещения, В Крещение же после водосвятия, размачивает в святой воде фигурки и раздает скоту». В Синьской волости Московской губернии испекаемых в Крещение «козуль» раздавали ребятишкам, которые бегали по избам и просили: «Подайте конька, золотого гребенька, - но обязательно оставляли дома столько «козуль», сколько в хозяйстве было скотины. В Архангельской губернии ржаные «козули», наряду с калачами, витушками использовали как Христославие (Славение Христа).
Помимо отмеченных форм использования «козуль», в некоторых местных традициях одну из испеченных фигурок клали в сенях над входными воротами во двор с целью, чтобы скот лучше плодился и чтобы домашние животные летом сами возвращались домой, не терялись.
В качестве подарка- гостинца обрядовое печенье типа «козуль» могли дарить детям в сибирской традиции, родственникам; в Новгородской губернии «козуль» девушки дарили женихам.
Как и другие виды обрядовой пищи «козули» использовали в гаданиях на Святках: «Девушка клала «козульку» на пол и выпускала петуха. Если петух нес «козульку» под большой угол. То девушка в этом году замуж не выйдет, а если в сени – выйдет».
17 марта – Герасим-Грачевник. Ждали прилета грачей, приговаривая: «Грач на горе - так и весна на дворе». «Уви¬дел грача - весну встречай». «Грач прилетел – через месяц снег сойдет»[2, с.43].
В день Герасима - грачевника пекут печенье в виде грачей, которое ласково называли грачики. Это весеннее обрядовое печенье – из кислого ржаного теста. От «жаворонков» они отличались тем, что были крупнее и с большими «ногами». Количество соответствовало количеству членов семьи. В каждое запекали по предмету и гадали. Найденная копейка предвещала деньги, таракан – сплетни, пуговица – отправку в армию, луковица – горе, тряпочка с узелком – замужество.
Стоит ли объяснять, почему Герасима Грачевником прозвали. Март уж полную силу набрал. Все быстрее в лето катиться, самое время грачам домой возвращаться. Ведь коли «грач на дворе – весна на дворе». А о том, какой она будет, по поведению этих серьезных, обстоятельных птиц судили. На Герасима грачи собираются в стаи и заселяют леса. Выходили на пригорки старики и глядели пристально на птичьи стаи. Коли опрометью над полями грачи пролетели, будто сила недобрая их гнала, то печалились старые люди: « Не к добру, видать Мол, зальет поля, придут на поля дожди гнилые, затяжные. Али, что косой, будет косить ветер по первым всходам».
Если грачи прямо на старые гнезда летели, обещала весна быть скорой и дружной, а перемену погоды беспокойное поведение птиц предсказывало, когда с криком сбиваясь в стаи, вились они над деревьями, не решаясь сесть. Но как бы там, ни было. А прилет грачей гарантировал сход снега через месяц. Если грачи прилетели и сразу взялись за ремонт своих гнезд, то уже через пару дней наступит тепло, а вот, если умные птицы на гнездо садятся, лишь на непродолжительное время и снова взлетают. То холода продержатся еще несколько дней.
«Идет весна. Прошумели скворцы над садом, - слыхал их кучер, - а на Сорок Мучеников прилетели и жаворонки. Каждое утро вижу я их в столовой: глядят из сахарницы востренькие головки с изюминками в глазках. А румяные крылышки заплетены на спинке. Жалко их есть, так они хороши, и я начинаю с хвостика» [3, с.18].
22 марта, в день Весты, Богини Весны – День Весеннего Равноденствия. Богиня Веста - Хранительница Мудрости, управляет приходом Весны и Пробуждением Природы. В ее честь празднуют не только люди, но и все живое. В этот день нельзя работать, а только прославлять Весну. Люди радовались тому, что с каждым днем приближалась пасха, обозначавшая наступление весны. В этот день женщины выпекали из теста фигурки птиц с распахнутыми крыльями. Каждый член семьи брал в руку печенье, выходил на улицу и подбрасывал его в воздух. Одновременно произносились заклички:
Жаворонки, жавороночки!
Прилетели к нам,
Принесите нам лето теплое!
Нам зима надоела,
Весь хлеб у нас поела!
На Жаворонки день меряется с ночью. Весна вступает в свои законные права, а зима доживает свои последние денечки. В старину, у древних славян, существовало поверье, что именно в этот день из теплых стран возвращаются сорок разных птиц с зимовки, и жаворонок – первая из них [4, с 12].
«Жаворонки» раздавали детям, а те в свою очередь, с криком, гамом, шумом бежали сломя голову закликать жаворонков, а с ними и долгожданную весну.
Детвора это печенье - «жаворонки» надевала на палки или шесты и выбегала на пригорки, сбивалась в кучу и что есть мочи кричала веснянки:
«Жаворонки, прилетите,
Студёну зиму унесите,
Теплу весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!»
После этого, печеных жаворонков с удовольствием съедали, а их головы скармливали скотине или же отдавали матери со словами:
«Как жаворонок высоко летал, так чтобы и лен твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лен головастый был».
Заинтересовавшись темой обрядового печенья, мне захотелось узнать, а помнят ли в селе Михайловка о «жаворонках» сейчас. Оказалось, что осталось немало семей, которые пекут 22 марта «жаворонки». Практически никто не ходит с ними в гости, а пекут их для себя, отдавая дань традиции. Поэтому, когда я расспрашивала своих родственников и жителей села об этих старинных обрядах и обычаях они были очень рады передать мне свои знания и воспоминания.
Мой дедушка из села Пермиси Б. Березниковского района рассказал мне, что мордовский народ тоже совершал религиозно-магические обряды. Его мама пекла ритуальные пироги в виде птиц, которые назывались «ласточки» или «жаворонки». Когда кликали весну в мордовских селах, пели так:
НАРМОННЯТНЕ, ЛИЕДА!
ПИЗОНЯТ ТИНЬ ТИЕДА.
МОДАСЬ УЛИ ЛЯПОНЯ
ЛАСЬКОНТТЯМА КЯПОНЯ![5, с. 12]
Праздник Жаворонки стал называться еще и «Сороками». Не в честь белобоких врановых, а в честь сорока мучеников Севастийских. Это были воины- христиане, которую приняли мученическую казнь за веру, память их празднуется 22 марта. Жаворонки к воинам никакого отношения не имели, но число сорок прочно приросло к празднику: «Жаворонок за собой сорок птиц привел»[6, с. 18].
В эту же пору в Каргополе хозяйки пекут особое печенье "тетерки" в виде круга, состоящего из трех обводов, завитых "по солнышку".
Каргопольские тетёрки можно сравнить с другими традиционными формами обрядовых печений, бытовавших в разных регионах России и также имевших «птичьи» названия: «жаворонки», «воробышки», «снегирьки», «кулики», «сороки», «петушки». Тетёрками в этот день ритуально чествуют молодожёнов: в первый, на году после свадьбы, день «сорока святых» мать и родственники невесты идут к зятю с тетерками. Несли тетерки в особой корзине, которую держали для этого случая.
«Тетёрки» также включены в родовую обрядность: они пекутся на сороковой день после свадьбы, и много. "Была норма — 100 тетёрок" (испекали всей семьёй, да с соседями, и молодую жену на эти дни отпускали в отчий дом помогать). Их несёт к молодым тёща, приходят и остальные родственники. Среди этих «тетёр» есть особые "именные" для зятя - в них-то и кладут льняное семя. Далее каждый год годовщина свадьбы празднуется тёщиными тетёрками [7, с. 22].
Для непосвященного «тетерки» кажутся, чем- то примитивным, чуть ли не атрибутом африканских племен. Знающий же человек, находит в них отображение мировоззрения крестьянина, древние народные верования славян, модель Вселенной. Вот и в Каргопольских «тетерках» исследователи находят древние символы, связанные с солнцем, небом, идеей процветания и блага. Это сложно, но в «тетерках» заложен глубочайший смысл. Чтобы понять это я решила проанализировать разные символы архангелогородских изделий. Самый любимый и распространенный элемент орнаментов – солнце. Солнце почиталось как источник жизни, обладающий великой очистительной и охранительной силой. По народным представлениям праведное и чистое, противопоставлялось всему злому и нечистому. В «тетерках» мастерицы умели изобразить не только солнце, но и сказать, чего люди от него ждут: весны, тепла, радости. Здесь солнечный диск превращается в веселый, праздничный узор. С какой любовью и старанием выкладывала мастерица узоры в «тетерке» из тончайшего жгута почти двухметровой длины. Сделано будто бы совсем просто: обычные жгутики из теста уложены спиральками, петельками – и изображается с «кудерочками». (см. Приложение 1).
«Кресты» (крестики, крестушки, крестцы) - печение из ржаной муки, пресного или кислого теста в форме креста, которое выпекали православные ко многим религиозным праздникам, но обязательно оно было на Крещение и Воздвижение Креста Господня, а также на Крестопоклонной неделе Великого Поста и имевшее обрядовое значение.
В разных местах "кресты" могли отличаться по размеру, но были похожей формы. Чаще всего их делали симметричными, равносторонними, с четырьмя лучами. Для этого две равные полоски теста накладывали одна на другую крестообразно или раскатанное тесто нарезали на "крестики" при помощи формочки. В одной местности могли встречаться оба способа изготовления. Так, в Нижегородской области "кресты", которые пекли из пресного теста двумя названными способами, назывались "простые" и "вырезные". В некоторых районах Рязанской области "кресты" пекли в виде круглых лепешек, на которые наносилось изображение креста.
Русские крестьяне верили, что это печенье может способствовать получению хорошего урожая, благополучию хозяйства и семьи. Так сибиряки считали, что съеденный в Средокрестие "крест" дает человеку здоровье. В Вязниковском уезде Владимирской губернии, "чтобы хлеб уродился", в середину креста хозяйка запекала ржаное зерно; "чтобы куры велись" - перышко; "чтобы голова легче была" - человеческий волос и т.д. По запеченным в "кресты" предметам гадали о будущем, в этом случае пекли ровно столько печенья, сколько человек в семье. Хозяйка складывала кресты в решето, потряхивала его несколько раз, после чего каждый выбирал себе понравившийся крест. Кому при этом достанется монетка или зернышко, тот будет жить в достатке и счастье, уголь или "печина" - кусочек печного кирпича - в печали, кольцо - женится или выйдет замуж, тряпочка - к смерти, а если в "крестике" ничего не окажется, говорили: "Жизнь пустая будет".
Печенье в форме креста, по народным представлениям, благотворно воздействовало не только на урожай, но и на здоровье, безопасность и приплод скота. В Калужской и Рязанской губерниях его давали съесть в поле лошади, на которой пахали, для чего делали специальный "крест", значительно превосходивший остальные по размеру. В Московской губернии "крестики" сохраняли "до Егория" (см. Егорьев день), дня первого выгона скота на пастбища, когда их скармливали коровам и лошадям.
В Среднем Поволжье - в Костромской, Нижегородской губерниях - каждая хозяйка пекла большое количество "крестиков" для детей. В Средокрестие мальчики (девочки редко) обходили дома с пением озорных "крестных" песенок, в которых выпрашивали печенье:
« Половина говенья переломилася, а другая под овраг покатилася. Подавайте "крест", подавайте другой. Обмывайте водой» [8,с.11-25].
Хотя в конце 19 - начале 20 вв. обходы превратились в детскую забаву, видимо ранее они были одним из средств аграрной имитативной магии: обрядом вызывания весеннего дождя, необходимого для всходов. Об этом свидетельствует завершающая многие песенки просьба: "Обливай водой"; "Чем хочешь, поливай, только крест подавай"; "Подайте крест, обливайте хвост" и т. д. Кое-где действительно было принято поливать ребят водой в ответ на их просьбу. Ребятишек, как цыплят, сажали под большую корзину, оттуда они пели: "Здравствуйте, хозяин - красно солнышко, здравствуйте, хозяюшка - светлый месяц, здравствуйте, дети - яркие звездочки! Половина говенья переломилась, а другая наклонилась!". При этом их обливали водой, а затем давали по кресту.
В тех местах Нижегородской области, где обходы дворов не были распространены, кресты пекли по количеству членов семьи плюс один. При этом первый испеченный крест было принято отдавать или соседскому ребенку, или нищему. В традиционном народном сознании дети и, в большей степени, нищие считались обладающими связью с иным миром, поэтому угощение их обрядовым хлебом ("крестом") может трактоваться как приношение - жертва предкам, от которых зависело благополучие земледельца [9, с.32].
Печенье-крест в некоторых районах Нижегородской области использовали также в обрядовых действиях, отмечавших перелом Поста ("говенья"). В Семеновском районе печение ломали со словами: "Крест треснет - и говенье треснет". В Первомайском районе, вытянув крест при гадании, говорили: "Целый крест - целый пост", а переломив, добавляли: "Половина креста - половина поста". Произнесенная формула, превратившись в 20 веке в игровую, восходит к действиям заклинательного характера, целью которых было ознаменование перехода поста во вторую его фазу и приближение Пасхи.
Лесенки - обрядовое печенье в форме лестницы, выпекаемое, в день Иоанна Лествичника 12 апреля (сороковой день после Пасхи), на Вознесение, иногда в день поминовения усопших.
В разных местах "лестницы" пекли из ржаной муки и "хлебного" - пресного или кислого - теста или из пшеничной муки и сдобного теста. Они могли состоять из двух жгутов, соединенных более короткими жгутами-перекладинами; кое-где им придавалось вид вытянутой лепешки, на которую накладывалось несколько полосок теста, поперечин; иногда полоски на длинной лепешке заменяли поперечные надрезы ножом. Эти хлебцы приносились для освящения в церковь, а потом раздавались нищим.
По народным представлениям, «лесенка» должна была способствовать облегчению движения вверх, к небу, в рай. В связи с этим печение в ряде случаев приобрело поминальную функцию, которая была тесно связана с представлениями об уходе души с земли в иной мир по истечении сорокадневного периода после смерти.
В Южнорусских губерниях, преимущественно в Калужской и лишь отчасти в Курской, "лесенки" являлись исключительно поминальным блюдом, выпекаемым на поминки в сороковой день. В Калужской губернии "лесенку" - пирог или длинную пшеничную лепешку, с поперечными перекладинами, смазанную вареньем или обсыпанную маком - носили в 40 день в церковь как символ "лествицы испытаний", которые, по народным представлениям, душа должна была пройти на пути в рай. В Мещевском уезде Калужской губернии в семьях побогаче на 40 день после смерти было принято заказывать панихиду, которую служили во дворе дома покойного. Еще до прихода причта хозяйка клала один из приготовленных для поминального стола блинов на окно, предварительно смазав его медом, а испеченную заранее ржаную или пшеничную лестницу с появлением причта выносила к воротам. После панихиды церковнослужители съедали ее, разделив между собой, а затем уже входили в дом и обедали. Крестьяне верили, что съедение в воротах "лесенки", состоявшей из 30 ступеней (по числу загробных испытаний - "мытарств"), уничтожало для души все мытарства и препятствия на пути в рай. В Фатежском уезде Курской губернии в 40 день в церковь на панихиду приносили "лестничку" в 3 - 4 перекладины, положенную поверх кутьи. После панихиды ее ломали на две части, одну из которых оставляли священнику, а другую забирали себе и съедали, поминая покойного. Крестьяне считали, что по этой лестнице умершие всходят на небо в 40 день после смерти.
С другой стороны "лесенки" часто символизировали, духовное восхождение души праведника на небо. Они соотносились с представлениями об идеале добродетельной жизни, следование которому обеспечило бы для живого посмертное пребывание в раю одесную Бога. Русские крестьяне Западной Сибири верили, что если в Вознесение будешь есть "прикуску" в виде маленькой лестницы, то скорее взойдешь на небо и попадешь в рай.
С этой же идеей были связаны "лесенки", которые пеклись в день Иоанна Лествичника. В его богословском сочинении описывалась "лестница", по которой должно было восходить к нравственному совершенству. Она состояла из 30 ступеней; на иконах ее часто изображали ведущей с земли на небо, где стоял Христос и принимал тех, кто преодолел тяжелый путь, не впал в грех и не сорвался с лестницы в пасть дракона.
Чаще всего "лесенки" пекли на Вознесение для того, чтобы помочь Христу подняться на небеса на сороковой день после его воскресения. Например, в Саратовской губ. в конце этого дня из одного теста пекли блины и "лесенки", которые на ночь оставляли на столе рядом с зажженной свечой. "Лесенки", по мнению крестьян, должны были служить Христу "для влезания на небо", а блины - "христовы онучки" для того, "чтоб ему не потереть ног".
Народное сознание связывало восхождение Христа на небеса с ростом посевов, а также с установлением погоды благоприятной для вегетации растений. При этом ритуальные действия с лесенками выступали, как одно из средств способных усилить рост хлебов. В представлениях, лежавших в основе этих ритуалов, поминальная тематика тесно переплелась с аграрной.
Во многих губерниях центральной и южной России, "лестница" являлась непременным атрибутом вознесенских ритуалов, направленных на обеспечение урожая (см. Вознесение). Печение с особыми приговорами съедали в поле на своей полосе, бросали в посевы, зарывали в землю и т.п. В некоторых местах существовал обычай, прежде чем нести "лестницы" в поле, освящать их в церкви. В Московской губернии "лесенки" вертикально ставили в поле, чтобы рожь была выше. Во многих местах, стоя на своей полосе и подбрасывая "лестницу" вверх, крестьяне, чтобы ускорить рост и созревание ржи, произносили импровизированную молитву: "Христос Воскресе, лезь по моей лестнице" или "Христос, иди на небеса, ржицу возьми за колосок!". В ряде мест "лесенки" подбрасывали со словами: "Чтоб рожь моя выросла также высоко", - а затем съедали. В некоторых уездах Московской губ. в поле шли с "лесенками" и яичницей дети; отобедав ими, они катались по ржи и приговаривали: "Рожка, рожка, хватись за Христовы ножки" [10, с.65]. В Рязанской губернии после обеда крестьяне всей семьей отправлялись в поля с "лестницами", которые съедали не раньше, чем приходили на свою полосу. В другом уезде той же губернии в поле с "лестницами" и яйцами шли только женщины. Придя на место, они бросали свои приношения в рожь для русалок, связанных с плодородием и миром мертвых, которые, по народным представлениям, активизировались в период цветения ржи. Разламывая лестницу и кроша яйцо, каждая из женщин приговаривала: "Русалка, русалка, на тебе яичко". В соседней волости, бросая "лесенку" в озимые, женщины, чтобы защититься от проказ русалок, приговаривали: "Русалочка, русалочка, не кусай меня". Кое-где в поле ходила только молодежь. Парни и девушки прятали каждый свою "лестницу" во ржи, а потом принимались их искать. Кто чью лестницу находил, становился с ее хозяином или хозяйкой кумом и кумой, этим наименованием они называли друг друга в течение года (см. также Кумление). В тех местах, где в день Вознесения было принято ходить в гости, "лесенки" приносили хозяевам в подарок [11, с. 43].
Иногда при помощи "лесенок" гадали. В начале 19 века в Ярославской губернии освященную в церкви семиступенчатую "лесенку" сбрасывали с колокольни и смотрели, сколько ступенек разбилось. Если "лестница" оставалась целой, это свидетельствовало об отсутствии у человека смертных грехов и предвещало, что после смерти он попадет на седьмое небо в раю, то есть туда, где, по поверью, находится сам Бог. Чем больше ступенек оказывалось разбитыми, тем более греховным считался человек, тем на более низком небе ему предсказывалось быть в раю; а если печенье разбивалось на множество мелких частей, полагали, что душа гадающего никогда не попадет в рай. В начале 20 века гадали уже иначе: только что испеченные "лестницы" кидали на пол около печи.
Мои исследования показали, что существует множество видов обрядового печенья. Их вид и название характерен для каждого региона и области. Обрядовое печенье изготовлялось к определенным датам земледельческого года. Лепные и витые фигуры выстраиваются в своеобразный «хлебный месяцеслов». Познакомившись с данными видами обрядового печенья, я составила годовой календарь праздников русского народа с использованием обрядового печенья (см. Приложение 2).
Составив данный календарь, я выявила что, каждый этап изготовления календарной выпечки явно несет в себе определенную информацию и поэтому может быть рассмотрен разносторонне. Обрядовый календарь погружает нас в мир повторяющихся событий, напоминая нам о том, как удерживаются в нашем мышлении и даже в нашем быту традиционные образы и ритуалы.
На примере «козуль», мы сталкиваемся с отголоском языческого культа солнца. Конь - символ солнца, олень олицетворение нарождающейся жизни, в данном случае нарождение солнца, которое от зимы поворачивает к лету. Все это, в свою очередь, подчиняется общей идее святочного цикла – идее начала сельскохозяйственного цикла. Поэтому, все обряды и приметы этого периода направлены на привлечение добрых и охранительных сил.
Вернуться к началу Перейти вниз
Гость
Гость



Обрядовое печенье: "Лесенки", "Крестцы" Empty
СообщениеТема: Re: Обрядовое печенье: "Лесенки", "Крестцы"   Обрядовое печенье: "Лесенки", "Крестцы" EmptyПн Ноя 09, 2015 5:03 pm

11
Забытые рецепты


19 января - Крещение. Пекли «кресты» - печенье из ржаной муки, пресного или кислого теста в форме креста. Рецепт: 2 стакана муки, 300 гр. меда, 2-3 ст. ложки раст. масла, 100 гр. очищенных орехов, 1 ч. ложка пряностей, 1 лимон, 1 ч. ложка соды, изюм. Орехи соединить с медом, добавить растительное масло, пряности и натертый на мелкой терке лимон. Массу перемешать, всыпать смешанную с содой муку и замесить тесто. По таким крестам можно было узнать, какой жизненный крест будет нести каждый член семьи в наступившем году.

24 февраля – день Святого Власия Севастийского. Власьев день – коровий праздник. Пекли обрядовые печенья с изображением скота: «копытца», «коровки». Рецепт: 3 стакана муки, 125 гр. молока, 10 гр. дрожжей, 15 гр. сливочного масла,1 яйцо,2 ст. ложки сахара, соль, 1 ст. ложка растительного масла. Приготовить дрожжевое тесто из указанных ингредиентов и сформировать из него «копытца». Смазать их сверху яйцом и выпекать в духовом шкафу.

17 марта – в день Герасима – грачевника на Руси, по традиции, пекли обрядовое печенье «грачики» в виде птиц с длинными ногами. Это делалось для того, чтобы встретить прилет долгожданных птиц, приносящих весну. Рецепт: 1 стакан меда, 2 стакана сахара, 2 стакана воды, 100 гр. сливочного масла, 1 кг муки (ржаной или пшеничной грубого помола).

22 марта - день Весеннего Равноденствия. Пекут обрядовое печенье «жаворонки» и «тетерки» - фигурки птиц из теста с распахнутыми крыльями, чтобы отметить начало весны и возвращение птиц из теплых стран. Рецепт: 3-3,5 стакана муки, 1-2 яйца,1 стакан сахара,1 стакан кефира,1/2 пачки сливочного масла, 1 ч. ложка соды (погашенной уксусом).

14 апреля – 4-я неделя Великого Поста. Вознесение. «Лесенки» - обрядовое печенье в форме лестницы, выпекаемое в день преподобного Иоанна Лестничника. По народным представлениям, «лесенка» должна была способствовать облегчению движения вверх, к небу, в рай. Рецепт: 120 гр. лесных орехов, 1 1\2 стакана муки, ½ стакана сахара, 1 яйцо, сок лимона.
Вернуться к началу Перейти вниз
 

Обрядовое печенье: "Лесенки", "Крестцы"

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу 
Страница 1 из 1

 Похожие темы

-
» Мандрика - обрядовое печенье
»  Обрядовое печенье "Каргопольские ТЕТЁРЫ"
» Обрядовое печенье – оберег "Поморская козуля"
» Поминальные лесенки на введение во храм Пресвятой Богородицы
» Печенье «Любящее сердце»

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
Наш Дом  :: Домашний сад :: Кулинарная магия-