История дня Святого Валентина и самого Святого Валентина покрыта тайной. Но мы определенно знаем, что февраль уже довольно долгое время является месяцем влюбленных и романтики. День Святого Валентина содержит следы и христианский и древнеримских традиций.
Язычники почитали в этот день бога Вали — покровителя плодородия и перерождения. Этот праздник также связан с почитанием предков. Это праздник поздних морозов, посвященный победе света Солнца над темными днями Зимы. Это традиционно семейное торжество с обменом подарками и пожеланиями любви. Также это время для свадебных обетов и как подходящий случай для свадеб.
В Древнем Риме каждый год 15 февраля отмечали праздник изобилия — Луперкалий — в честь бога Фавна (Луперк — одно из его прозвищ), покровителя полей, лесов, пастбищ; и животных — в гроте на склоне римского холма Палатина. Молодые девушки пишут любовные записки мужчинам и вкладывают их в специальную урну для жребия. Мужчина, который вынет такую записку, должен ухаживать за той, кто её написал. И чаще всего, эти ухаживания закончатся любовными утехами и свадьбой в будущем… Все обряды совершали жрецы-луперки, которые приносили в жертву Фавну козла и собаку. После этого они обегали Палатин, стегая вырезанными из кожи жертвенного козла плетьми встречных женщин, что должно было способствовать их плодовитости. По легенде, в этот день подбирают себе пару птицы, и леса наполняются звенящими птичьими голосами. Луперкалии — фестиваль эротизма в честь богини «лихорадочной» любви Juno Februata и бога Фавна. Из шкур жертвенных животных изготавливались бичи и после пира, молодые люди брали бичи из кожи жертвенных животных и выходили в город пороть женщин. Согласно «Иллюстрированной истории Рода», написанной Уильямом М. Купером, главной частью фестиваля Луперкалий были голые люди, несущие ремни из кожи козла, которые бежали мимо женщин и били их; женщины охотно подставляли себя, считая, что эти удары дадут им плодовитость и легкие роды. Это стало очень распространенным ритуалом в Риме, в котором участвовали даже члены знатных семейств.
За день до Луперкалий отмечался праздник римской богини брака, материнства и женщин Юноны и бога Пана. В этот день все женщины приносят ей жертвы, прося здоровое потомство и заступничество в семейных и любовных делах.
В 494 г. Папа Геласий I пытался запретить этот языческий праздник. Празднику, который пришел на замену Луперкалиям, был назначен небесный покровитель — Святой Валентин. Также римский папа Геласий I изменил день празднования ЛуперкалиЙ с 15-го на 14-е февраля (День Валентина). Через какое-то время празднества Луперкалиа исчезли, однако между ними и Днем святого Валентина до сих пор остается много общего. В настоящее время католическая церковь отмечает в этот день память святых Кирилла и Мефодия, просветителей славян.
И на Руси был свой праздник влюбленных, вот только отмечался он не зимой, а в начале лета. Он был связан с легендарной историей любви Петра и Февронии и посвящен Купале — языческому славянскому богу, сыну Перуна. В 2008 Совет Федерации России одобрил инициативу учреждения в день их памяти (8 июля нового стиля, что соотвествует 25 июня старого стиля) «Дня супружеской любви и семейного счастья»
История самого Валентина окутана романтической тайной и исполнена драматизма. Одна из легенд относится к тем временам, когда Рим был языческим. Она рассказывает о том, как христианский проповедник Валентин был посажен в тюрьму за веру и за то, что он на глазах у всех исцелил дочь тюремщика, дал ей зрение. Его приговорили к смерти, и 13 февраля, накануне казни, он послал ей нежное прощальное письмо, в память о котором теперь в День Святого Валентина принято дарить друг другу поздравительные открытки в виде сердечек, так называемые валентинки.
Одна из версий связана с именем христианина — врача Валентина, который по доносу попал в тюрьму, когда в Риме бушевала весна и птицы открывали «сезон любви». А вот далее начинаются легенды. Говорят, дети — поклонники молодого врачевателя — бегали к окнам тюрьмы и бросали своему старшему другу, который их лечил, был всегда добр, учил жизни, играл с ними, записочки с поздравлениями, приветами, признаниями в любви, пожеланиями. Дети стремились помочь, поддержать и ободрить друга. Тюремный надзиратель — человек суровый, ненавидевший христиан, поклонник императора Клавдия — прогнал детей. Но когда он прочитал наивные записки детей (первые валентинки), то узнал о необычных лекарских способностях узника. И тут возникает новая легенда.
Любимая дочь надзирателя была слепа от рождения. В дни праздников она, как обычно, сидела дома. Ей не суждено было найти себе любимого — кому нужна слепая невеста? И тогда, нарушив закон, надзиратель привел дочь к заключенному врачу, не ожидая, что одна трагедия сменится другой. Произошло чудо. Валентин вернул девушке зрение, и она полюбила его. Но ее любовь была короткой и несчастливой. Вскоре Валентин был казнен. От их любви осталось одно свидетельство, о котором гласит предание, — небольшое письмо, почти записочка, валентинка, как мы скажем теперь, которую сочинил молодой человек для нее, скромно подписав в конце
«Ваш Валентин». И неизвестно, какому богу молилась впоследствии воспитанная в язычестве дочь охранника, но, может быть, именно она впервые воскликнула: «Он святой!»
Святой великомученик Валентин родился в третьем веке нашей эры в городе Терни Римской империи. Стал священником. В то далекое суровое время римский император Юлий Клавдий II запретил воинам жениться, укрепить силы своей армии для завоевания мира. Но молодой священник Валентин тайно венчал желающих. Видимо, он был настоящим романтиком, так как его любимыми развлечениями было мирить поссорившихся, помогать писать любовные письма и дарить по просьбе легионеров цветы предметам их страсти. Сохранить все это втайне не было никакой возможности, а поскольку Римская империя славилась своим почтением к законам (по сей день мы во многом живем по Римскому Праву), день ото дня тучи сгущались над головой священника. В конце 269 года н.э. грянул гром — Валентин был взят под стражу, а вскоре был подписан указ о его казни.
Пребывая в тюрьме, Валентин влюбился в дочь тюремного надзирателя Юлию. Согласно другим представлениям, в него влюбилась слепая дочь тюремщика. Валентин, как священник, давший обет безбрачия, не мог ответить на ее чувства, но в ночь перед казнью (13 февраля) прислал ей трогательное письмо. По одной легенде она ухаживала за ним во время заключения. По другой — она была слепая и тюремщик попросил Валентина вылечить ее от слепоты. Валентин посоветовал ей изготовить специальную мазь. Но, к сожалению, эта мазь так и не помогла. Накануне казни, Валентин пишет ей письмо с просьбой оставаться верной христианской вере и вкладывает желтый крокус (по другой версии — порошок шафрана), подписав послание словами «Твой Валентин». Девушка настолько сильно захотела увидеть цветок и узнать, о чём написал её друг, что… прозрела. Позже, она посадила на могиле Валентина миндальное дерево — символ искренней и верной любви.
Удивительна была тяга епископа познанию тайн природы и окружающего мира и, как следствие, врачевание. Он старался помочь каждому, кто обращался к нему с просьбой об исцелении. И, если видел, что бессилен помочь, то старался хотя бы облегчить боль страждущего, промывая раны вином, чтобы не развилась инфекция или добавляя в лечебные снадобья целебные травы, которые в изобилии росли на полях и в лесах его родного города Терни… Со временем его познания в естественных науках и врачевании расширились, и за ним закрепилась слава искусного врача, способного излечить любую хворь! Все чаще и чаще приходили к нему за помощью — и «свои», новые христиане; и «чужие», кому свет нового учения был еще неведом. Епископ, на слова благодарности, обращенные к нему, неизменно отвечал, что весь его талант целителя и тяга к науке — результат открывшейся ему истины христианства. Благодарные пациенты прислушивались к нему и, частенько, заинтересовавшись новым учением, вера в которое помогает творить чудеса, принимали христианство. Не было тогда лучшей награды для епископа! Излечив от слепоты любимую дочь римского сановника Астериуса, Валентин обратил к христианской вере всю его семью. За это и казнил его император Клавдий. Такова еще одна версия агиографии Валентина.
Епископа казнят ночью 14 февраля 269 (270) года, почти тайно, чтобы избежать волнений: жители города любили и уважали этого человека. Символично, что дата казни св. Валентина совпала с римскими торжествами в честь Юноны, богини любви. Тело его похоронят в Риме, и на этом месте сейчас (the Church of Praxedes in Rome), в Терни — есть Базилика в память о нём. А в церкви Св. Антония в Мадриде и даже в Ирландии (в Дублине, где он никогда не был, в церкви Church of Our Lady of Mount Carmel, которая известна и под названием White friar Street Church) — покоятся его священные останки…
Исходя из перечисленных легендарных повествований, становится очевидным, что неспроста католическая церковь канонизировала святого Валентина, а влюбленные всего мира избрали его своим покровителем.