| |
Последние темы | » Давайте знакомиться!Чт Янв 20, 2022 1:32 pm автор Светлана55» GOLDEN TORNADO DANTEПт Сен 10, 2021 12:29 am автор Aleks » Ключи подключения к потокам БожествСр Дек 02, 2020 1:40 pm автор Гэлла » СТАРШИЙ АЛФАВИТ ТЭРЦИИ СИБЕЛЛИУСА. Ср Авг 12, 2020 10:41 pm автор тётя Соня» Доступ на форумСб Июл 18, 2020 6:44 am автор deliya » Заклинания стихии ЗемляЧт Окт 31, 2019 3:19 pm автор Верена » Оракул " Лунный свет".Пт Июл 26, 2019 10:58 pm автор тётя Соня» Энергии стихий.Чт Апр 11, 2019 7:56 pm автор Wild woman» Ваши отзывы о нашем форуме, практиках и занятияхСб Апр 06, 2019 10:37 am автор Светлана55» АЛФАВИТ АВРААМАСр Мар 27, 2019 9:31 pm автор тома » Йога для лицаСр Мар 27, 2019 12:08 pm автор Kygupyda » Выход в астрал по методу астрального каната. Быстрый способСр Мар 27, 2019 12:08 pm автор Kygupyda » Обитатели астралаСр Мар 27, 2019 12:07 pm автор Kygupyda » Маски для сухих волосВт Мар 26, 2019 12:18 pm автор Kygupyda » АЛФАВИТ ИЦХАКА Пн Мар 25, 2019 8:42 am автор новичок » 30 причин встать на коврикСб Мар 16, 2019 7:40 pm автор Kygupyda » Как начать заниматься йогой домаСб Мар 16, 2019 7:39 pm автор Kygupyda » О профессионалах и не очень. Или как выбрать специалиста.Сб Мар 02, 2019 4:52 am автор Wild woman» Отвечу на ваш вопрос Да-Нет.Проработка колоды Позолоченное Таро Чиро Марчетти от Есении.Пт Янв 11, 2019 6:25 pm автор Есения» КОПТСКИЙ МАГИЧЕСКИЙ АЛФАВИТЧт Дек 27, 2018 11:07 pm автор тётя Соня |
Кто сейчас на форуме | Сейчас посетителей на форуме: 261, из них зарегистрированных: 0, скрытых: 0 и гостей: 261 :: 2 поисковых систем Нет Больше всего посетителей ( 583) здесь было Ср Мар 13, 2013 9:11 pm |
Приветствуем Вас на форуме "Дом"
* * * * *
Вы можете оставаться гостем, но будет гораздо приятнее, если Вы войдёте под своим логином или пройдёте процесс регистрации.
|
|
| Крест Константина – монограмма, известная как «Хи-Ро» | |
| Автор | Сообщение |
---|
Гость Гость
| Тема: Крест Константина – монограмма, известная как «Хи-Ро» Чт Дек 10, 2015 3:42 am | |
| 1 Крест Константина – монограмма, известная как «Хи-Ро» («хи» и «ро» – первые две буквы имени Христа по-гречески). Легенда гласит, что этот крест император Константин увидел в небе по дороге в Рим, вместе с крестом он увидел надпись «Сим победиши». Согласно другой легенде, он увидел крест во сне в ночь перед битвой и услышал голос: «С этим знаком победишь»). Говорят, что именно это предсказание обратило Константина в христианство. И монограмма стала первым общепринятым символом христианства – как знак победы и спасения. В первые века новой эры в римских катакомбах зародилась христограмма — важнейший символ грядущей мировой религии. Христограммой называется монограмма Иисуса Христа, т.е. вензель, образованный из первых букв его имени на греческом языке. Обычно ее составляли переплетения букв I (йот) и X (хи) или X и Р (ро). Христограмма символизировала как самого Христа, так и его победу над смертью; следовательно, в последнем случае она выступает как знак бессмертия. Кроме того, христограмма служила и символом высокого божественного покровительства. Этот символ, столь популярный у ранних христиан, появился, однако, задолго до возникновения самого христианства. Известно, например, что у древних халдеев похожая монограмма символизировала солнце, а в греческом языке существовало слово «хрестос», означавшее «благоприятный» и начинавшееся с тех же самых букв — хи и ро. Впрочем, для разных видов христограмм использовались не только различные сочетания греческих букв, но и символические фигуры. На заре христианства христограмма наряду с рыбой служила главной эмблемой новой религии. Ранние христиане изображали ее на сосудах, лампах, шкатулках и других предметах быта, но чаще всего — на стенах римских катакомб и на могильных плитах. Одна из первых христограмм, напоминающая по форме нашу букву «Ж», была составлена из греческих инициалов Иисуса Христа: I и X; в то же время она представляла собой Андреевский крест, пересеченный по центру вертикальной перекладиной. Такая монограмма встречается уже на надгробиях III века. Долгое время этот вид христограммы использовался и после легализации христианства в Римской империи (313 г.); впоследствии ею украшали и христианские храмы. Так, ее изображение несет на себе мозаичный свод архиепископской капеллы в Равенне (конец V в.). Христограмма, образованная из двух первых букв слова Христос (хи и ро), известна как «монограмма Константина». Изображение этой христограммы первый римский император-христианин даже поместил на своем штандарте. Биограф Константина, церковный историк Евсевий Кесарийский, оставил нам его описание: «Это знамя имело следующий вид: на длинном, покрытом золотом копье была поперечная рея, образовавшая с копьем знак креста…, а на нем символ спасительного наименования: две буквы показывали имя Христа, из середины которых выходила буква «Р». Эти буквы Царь впоследствии имел обычай носить и на шлеме». К данному свидетельству «отца истории церкви» необходимо добавить, что «монограмма Константина» присутствовала также и на римских монетах IV века н.э. Кроме того, она изображалась и на глиняных сосудах того времени, и на могильных плитах, и на пещерных фресках (например, в пещере св. Сикста). Монограмма «посох пастыря» возникла, несомненно, на основе доконстантиновской христограммы; буква I (йот) приобрела в ней форму пастушьего посоха, символизировавшего духовного пастыря и воспринятого первыми епископами. Возникновение этой христограммы церковные историки связывают с известным изречением Христа: «Я есть пастырь добрый; пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» (Ин. 10:11). Христограммой «посох пастыря» были отмечены некоторые глиняные лампы, обнаруженные исследователями в римских катакомбах. Всепросвещающая сила Христа нашла свое отражение в «солнцеобразной» монограмме, поскольку, по словам Священного Писания, «Господь Бог — есть солнце» (Пс. 84: 12). «А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды», — добавляет к этому пророк Малахия. Нетрудно заметить, что «солнцеобразная» христограмма образована путем добавления к «монограмме Константина» горизонтальной перекладины; подобно своей предшественнице, она также изображалась на римских монетах IV века. Монограмма «трезубец» ведет свое происхождение от слов Христа, уподоблявшего Царствие Небесное неводу, «закинутому в море и захватившему рыб всякого рода» (Мф. 13: 47). Под рыбами здесь подразумеваются конечно же человеческие души. Данный символизм невода быстро распространился и на другие рыболовные приспособления, в том числе и на трезубец. Преимущество же последнего заключается в том, что его форма напоминает о божественной Троице. С течением времени крест, скрытый в каждой христограмме, постепенно начинает выступать на первый план. Это можно видеть на поздних христограммах IV— V веков. Особенностью последней является то, что она образована путем совмещения греческих букв «Р» (ро) и «Т» (тау), где первая из них символизирует небесного царя (от римского «REX» — цезарь, царь), а вторая — Т-образный крест, на котором он был распят. Таким образом, перед нами — символическое распятие. Такие христограммы-распятия, изображавшиеся исключительно на надгробиях и усыпальницах, обнаружены на старинных кладбищах Тира, Мегар и других древних городов. В конце концов, крест, как более древний и могущественный символ, окончательно затмил и вытеснил христограмму, сделавшись единственной эмблемой христианства. Победе креста способствовало быстрое распространение этой религии, вскоре превратившейся в мировую. Однако крест, подобно христограмме, не сохранил какую-то единую, каноническую форму; человеческая фантазия породила множество его разновидностей. |
| | | Гость Гость
| Тема: Re: Крест Константина – монограмма, известная как «Хи-Ро» Чт Дек 10, 2015 3:42 am | |
| 2 Первые свидетельства распространения «монограммы Иисуса Христа» относятся к середине III века. Легенда рассказывает, что этот символ был введен императором Константином Великим: вдохновленный знаменитым «видением», он объявил крест в форме «монограммы Христа» официальным воинским значком в своей армии. Церковный историк Евсевий Кесарийский (Памфил) (около 260–340 гг.) в своей книге «Жизнь Константина» (гл. 29, 30, 31) рассказывает: «Во сне явился Христос Божий с виденным на небе знамением и повелел, сделав знамя, подобное видению на небе, употреблять его для защиты от нападения врагов... Это знамя случилось видеть и нам собственными глазами... Оно имело следующий вид: на длинном, покрытом золотом копье была поперечная рея, образовавшая с копьем знак креста... а на нем символ спасительного наименования; две буквы показывали имя Христа... из середины которых выходила буква «Р». Эти буквы Царь впоследствии имел обычай носить на шлеме». Боевой стяг с «монограммой Христа» получил название Labarum, а сам знак – Signum Dei. В действительности же этот знак был известен и в языческом мире. Он встретился на дне погребальной урны в Голасекке (более чем за 1000 лет до н. э.). Правда, сначала изображали только три линии, но позднее к концу вертикальной линии стал прибавляться полукруг, образуя букву Р. В таком виде он изображен на одной лидийской монете, представляющей бога Вакха на колеснице, на монетах бактрийского царя Иппострата (130 г. до н. э.), египетских Птолемеев (305-31 гг. до н. э.), понтийского царя Митридата (133— 64 гг. до н. э.), императоров Дмфимия, Валентиниана, Юлиана, на монетах Ирода Великого и на одной монете Флациллы, жены Феодосия, на монетах Флавиев, на аттических тетрадрахмах и греческих медалях эпохи Трая-на - Деция. Тем не менее христиане первых веков сочли нужным усвоить этот знак. Как и язычники, они считали его одной из форм древнего символа, передающегося по традиции от одного народа к другому. Однако они вложили в него свой смысл. Основанием для монограмматического символа послужила буква X (хи) греческого алфавита, получившая впоследствии название Андреевского креста. Следующим шагом к усложнению монограммы было Пересечение X вертикальной чертой, буквой I (йот), начальной в имени Иисуса. Это произошло в середине II века, и некоторые исследователи полагают этот знак Ж монограммой Иисуса Христа. Позднее вместо буквы I в середине стали ставить Р, вторую букву в имени Христа. Таким образом, «монограмма Христа» образуется из соединения X и Р - двух первых букв греческого имени Христос. Примечательно, что в эпоху Средневековья монахи, не желающие верить в языческое происхождение многих христианских символов и ритуалов, решили, что шестиконечный крест, соединенный с полукругом, - есть христианский символ, означающий Pro Cristo. В XVI веке кардинал Цезарь Барний (1532- 1607 гг.), автор знаменитого труда по церковной истории «Annales ecclesias- tici», подтвердил, что знак ?\. похож на греческую X, а соединенное с ним «Р» - на греческую букву р. Он заключил, что этот знак, составленный из двух первых букв слова %piaxo£„ был «монограммой Христа». Все христианские археологи без колебаний признали это объяснение. Со временем «монограмма Христа» изменилась. После появления ереси Ария (IV век) к этой монограмме стали присоединять буквы аиП (первая и последняя буквы греческого алфавита), в которых видели указание на единосущее Иисуса Христа с Богом Отцом. Они призваны были еще больше подчеркивать высочайшее положение Того, Кого обозначили монограммой: Он - начало и конец всего, Он Тот, Кто сказал: «Аз есмь свет!» «Монограмма Христа» с буквами ос и Q чаще всего встречалась в V веке на Западе на могильных камнях, а также на печатях и медальонах, которые христиане носили на шее в виде амулета. Еще позднее, после окончательной победы христианства над язычеством, эту монограмму стали обводить кругом. Появление «монограммы Христа» в таком виде некоторые исследователи связывают с так называемым колесом Юпитера - древнейшим символом небесного света, предстающего в виде круга с пятью спицами. В основе «колеса Юпитера» находились три символа: солнца (издревле круг ассоциировался с солнцем, как источником света, тепла, жизни), движения (катящееся колесо) и неба (божественный свет, все из себя порождающий). Основной в символике «колеса Юпитера» стала идея божественного света, которая со временем олицетворяла зарождение всей вселенной. Эта идея и являлась сокровенным смыслом «колеса Юпитера». Именно в таком смысловом аспекте «колесо Юпитера» и появилось в христианстве, как один из центральных символов Иисуса Христа: монограмма букв % и р помещалась внутри круга, образуя знак «кольца с шестью спицами», усложненного лишь небольшим дополнением - полукружием у буквы р. Таким образом, комбинация креста, монограммы и круга символизирует христианство как духовное единство Вселенной. Кроме того, довольно часто встречается «монограмма Христа», окруженная венком (пальмовым или терновым), что символи-
зирует победу Христа над дьяволом. В мозаике римских катакомб встречается «монограмма Христа» в трех разных форматах, наложенных друг на друга. Встречается изображение знака в букве N, которая, очевидно, означает греческое слово игка - «победил» - и также указывает на победу Иисуса Христа над дьяволом. В дальнейшем развитие христианской и светской символики привело к появлению «монограммы Христа» в окружении треугольника (символ Троицы), нимба и других предметов. Так, на чашах начала I тысячелетия, найденных в катакомбах, «монограмма Христа» изображалась иногда между двумя апостолами или звездами, а иногда позади головы святого (например, св. Лаврентия). В 1845 году в криптах Милана на одной из могил была найдена «монограмма Христа», окруженная семью звездами, означающими, по мнению астрологов, созвездие Большой Медведицы, символ вечного блаженства и праведника. С 350 года в «монограмме Христа» стали проводить поперечную черту. Такой моно-граммный «солнечный» крест встречается на монетах IV века. Он символизирует исполнение пророчества о всепобеждающей силе Креста. Этот монограммный крест получил название «послеконстантинов-ский». Он встречается на греческих плитах, найденных в городе Мегаре, и надгробиях кладбища св. Матфея в городе Тире. Греческая буква р (ро) (первая в слове «Pax», по-римски - «Rex», а по-русски «Царь»), символизирующая Царя-Иисуса, на-
Ф ходится над буквой Т (тав), означая его крест. По толкованию св. Иустина, эти «монограммы служили знамением Креста Христова... получили такое обширное значение в символике только после первой монограммы ргч). В Риме... стала общеупотребительной не прежде 355 года, в Галлии - не прежде V века» (А. Уваров. Христианская символика. М., 1908, стр. 77).
Такой знак нередко встречается на древних памятниках письменности и архитектуры. Иногда его называют монограмм-ный «Кон-стантиновский». о Ж Согласно ветхозаветному преданию, Господь сообщил посоху Моисея, а затем и Аарона чудодейственную силу в знак пастырской власти (Исход, IV, 2– 5; VII, 8– 10). Эта легенда нашла свое отражение в так называемом кресте-монограмме «посох пастыря». А. Уваров пишет (стр. 184): «Глиняная лампа, найденная в римских пещерах, показывает нам весьма ясно, каким образом рисовали посох вместо всего символа пастыря. На нижней части этой лампы посох изображен пересекающим букву X, первую букву имени Христа, что в совокупности образует монограмму Спасителя». В Евангелии от Матфея (XIII, 47) сказано: «Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода». «Признав в снарядах для рыболовства символическое значение царства небесного, мы можем предположить, что все формулы, относящиеся к этому понятию, исконно выражались этими общими символами. К таким же снарядам надо отнести тре- зубец, которым ловили рыбу, как теперь ловят баграми» (А. Уваров, стр. 147). Этот знак также получил распространение в христианском мире. Так, на древнем памятнике скульптора Евтропия высечена надпись, говорящая о принятии им крещения и заканчивающаяся монограммой-трезубцем. Большая часть христианских археологов относит происхождение «монограммы Христа» ко времени апостолов. Этим объясняют, почему даже на Западе во все времена «монограмма Христа» состояла из греческих, а не латинских букв. В христианском мире «монограмма Христа» встречается повсеместно. Ее можно видеть на мозаиках F древних церквах Рима и Равенны; в баптистериям Сирии; на глиняных и металлических лампах, найденных в древних усыпальницах Рима; на статуэткам апостола Петра, который правой рукой благословляет, а левой держит на плече крестообразную «монограмму Христа»; на домах и жилищах, о чем свидетельствуют Иоанн Златоуст и Кирилл Иерусалимский; на мебели и домашней утвари. Бывает, что «монограмма Христа» сопровождается надписями. Так, на погребальных памятниках нередки надписи «in Signo .Ж, », то есть «почил во Христе». Иногда надпись имеет такой вид: «in ta», что, вероятно, должно напоминать слова Иисуса Христа «ego sum vita», то есть «Я есмь жизнь». Епископы ставили «монограмму Христа» при начале своего имени в подписях на соборных и других актах. Например, в подписи знаменитого богослова Хинкмара Реймского: « Hincmar epise». И наконец, в позднейшее время в Византийской империи «монограмма Христа» заменялась сокращением имени ИС. Эта форма была усвоена и на Западе. С IV века изображаемый крест стал постепенно освобождаться от монограммной оболочки. |
| | | | Крест Константина – монограмма, известная как «Хи-Ро» | |
|
Похожие темы | |
|
| Права доступа к этому форуму: | Вы не можете отвечать на сообщения
| |
| |
| |