16 ЯНВАРЯ
(по церковному календарю день пророка Малахии)
Это самый сильный день для лечения скаженника (припадочного). Отчиток существует много, но только в этот день можно читать заговор, который я здесь привожу.
Больного выводят за калитку дома и ставят его лицом на запад. Читают заговор так:
Встану перекрестясь, иконе низко поклонясь. С правой стороны забор обойду, солнышко красное на заре алой найду. Ищу ногами, гляжу глазами. Вижу Алатырь-камень. Алатырь-камень мохом оброс, травой сухой по макушку зарос. Не видать, не слыхать макушки. Матушка макушка золотыря, тебе тайная сила Алатыря дана. Как у тебя, голова, макушка не болит, огнем не палит, в висках не стучит, не кружит, а дюжит. Так бы и у раба Божьего (имя), голова не болела, а дюжела. Век по веку, отныне и до веку. Ключ, замок, язык. Аминь. Аминь. Аминь.
Замечено, что с этого дня у больного припадков больше не бывает.
Исторические даты.
В 1838 г. — Родился Франц Брентано, немецкий психолог и философ.
В 1991 г. — Папа римский Иоанн Павел II основал на Украине греко-католическую иерархию.
***
Народный праздник 16 января
Календарь праздников. Народный праздник 16 января. Бывает же такое - обычно очень точный в своих определениях народ, назвав этот январский день «Тихим днем Малахии Доильницы», дважды ошибся. Во-первых, святой пророк Малахия, живший за 400 лет до Рождества Христова, хоть и слыл человеком необыкновенно душевным и благочестивым, был, извините, мужчиной. А во-вторых, согласитесь, день, когда из припадочных, одержимых и кликуш изгоняют нечистую силу назвать Тихим довольно сложно.
Впрочем, наш народ не только мудростью, но и чувством юмора обделен не был. Да и не узнать сейчас - досадное недоразумение в названии дня сказалось или чья-то пущенная по ветру шутка к листку календаря пристала. Пусть этот вопрос каждый сам для себя решает, а мы постараемся поделиться всем, что сумели разузнать об этом действительно загадочном дне.
Народный праздник 16 января. Испокон веку на Руси принято было одержимых, порченых и припадочных кажениками называть. Считалось, что людей этих «обошел, обвеял нечистый ветер», поэтому одни из них впадали в беспамятство, другие - в бешенство, а третьи погружались в меланхолический бред. Исцелить Каженика мог лишь очень опытный знахарь, владеющий специальной «заговоренной молитвою», использовать которую разрешалось только один раз в году - на Малахию Доильницу. Но даже среди сильных колдунов и умудренных опытом знахарей дело это считалось крайне опасным и далеко не всегда заканчивалось благополучно. Ведь изгнанная из тела Каженика нечистая сила стремилась тут же найти себе другое пристанище, поселившись в очередном бедолаге или пристроившись в хозяйской Буренушке.
Стремясь оградить себя от подобных неприятностей, простодушный деревенский люд держался от места обрядового действа на почтительном расстоянии, загораживая двери хлева осиновыми деревцами, а самих коровушек перепоручая на время заботам Домового. Для чего нужно было войти в горницу, поклониться в пояс и произнести: «Дедушка-доможирушко, береги мою скотинушку. Пои да корми, да гладко води».
Но ведь не в каждой деревне жили каженики, а день Малахии Доильницы не только изгнанием нечистой силы «из болезных и порченых» отмечен. Поэтому те, кого судьба здоровьем не обошла, «жалобами Бога не гневили», а занимались потихоньку своими повседневными делами. Не забыв, правда, смастерить для ребятишек глиняную коровку, убраться в хлеву, а во время вечерней дойки лишний раз обласкать коровушку, приговаривая: «Беги молочко по жилочкам да в вымечко, из вымечка да в подойничек, из подойничка да по крыночкам, на толсту сметанушку да жирный творожок».