Ворота — символ границы между своим, освоенным пространством и чужим, внешним миром (см. также Окно, Порог). Как элемент материальной культуры и обрядности Ворота особенно значимы в традиции восточных и западных славян (ср. архитектуру, резьбу и др. украшения Ворот у русских).
Открывание — закрывание Ворот символизирует акт контакта с внешним миром. Ворота — опасное место, где обитает нечистая сила. На воротах могут сидеть духи халы, поджидающие младенцев, которых несут из церкви после крещения. Чтобы их обмануть, ребенка передавали, минуя Ворота, через окно или через забор. Участники свадьбы также остерегались проходить через Ворота, а перелезали через забор или проламывали новый проход в ограде.
Ворота — объект почитания и защиты. Владимирские крестьяне вывешивали на Воротах (как и на амбарах, на колодце) образа; утром, выйдя из дома, они молились сначала на церковь, потом на солнышко, а затем на Ворота и на все четыре стороны. К Воротам прикрепляли сретенскую или венчальную свечу, втыкали в них зубья бороны или вешали косу, затыкали в щели Ворот колючие растения — от ведьм. На Богоявление на Воротах чертили кресты для защиты от нечистой силы. Особенно оберегали Ворота и тем самым дом в дни, когда активизировалась нечистая сила. В Полесье накануне Ивана Купалы в щели Ворот затыкали крапиву, чтобы ведьма не пролезла во двор; в Сербии на Ворота вешали венок, сплетенный на Петров день, а при появлении градовой тучи снимали его и размахивали им, отгоняя град.
В Воротах совершались различные магические действия. В обряде первого выгона скота хозяйка обходила скотину во дворе с иконой св. Георгия, а затем оставляла ее на Воротах на целый день. В Ворота клали пояс, освященные яйца, топор, сковородник, ухват, замок и через эти предметы перегоняли скот. Сербы прогоняли скот через Ворота, на которые ставили две зажженные свечи, клали два рождественских калача, два ткацких гребня (после прогона скота их соединяли зубец в зубец, чтобы “сомкнуть волчью пасть”). В Карпатах пастухи клали в Ворота овечьего загона цепь, которой на Рождество были обвязаны ножки стола, и прогоняли через нее стадо. В Полесье на Ворота ставили девочку-подростка, которая широко расставляла ноги, и под ними прогоняли скотину.
В Воротах также рубили колядный веник (обряд, совершаемый для того, чтобы избежать наказания за нарушение запретов на работу во время святок); по разостланной в Воротах скатерти ввозили во двор первый воз сжатого хлеба: в Воротах разжигали костры в Чистый четверг, на Пасху, в Юрьев день, на свадьбу и в др. праздники.
В свадебном обряде Ворота — преграда на пути участников свадьбы: перед сватами или молодыми запирали ворота и требовали выкупа. В погребальном обряде у болгар сразу после выноса тела в Воротах разжигали огонь, чтобы душа не могла вернуться обратно. Чтобы не выносить покойника через Ворота (как и через двери дома), обмануть смерть и воспрепятствовать возвращению души, у сербов часто разбирали забор; украинцы после выноса тела обвязывали Ворота красным поясом или рушником, чтобы вслед за умершим “не ушла з двора худоба”. Неотъемлемой частью представлений о загробном мире у славян является образ “врат ада”, охраняемых змеем, архангелом Михаилом, Николой и др. и “врат рая”, возле которых стоят св. Петр и Павел. Особые поверья ” ритуалы были связаны с кладбищенскими Воротами. Часто считалось, что душа последнего умершего жителя села сидит на Воротах кладбища в ожидании следующего покойника.
Ворота служили местом гаданий. На Украине на святки девушки выбегали ночью из дома, влезали на Ворота и “окликали долю”, пытаясь по отзвукам угадать свою судьбу. Через Ворота перекидывали обувь, и когда она падала, по направлению носка определяли, откуда ждать сватов; стоя в Воротах загадывали, кто пройдет мимо: по явление мужчины сулило скорое за мужество.
На некоторые праздники в Ворота кидали палками и камнями, разбивали о Ворота горшки, колотили по Воротам, чтобы шумом отпугнуть злые силы. В Ворот били, приглашая в Сочельник на кутью мороз и др. стихии. Во врем обрядовых бесчинств молодежи Ворота снимали с петель, забрасывали на крышу, дерево, кидали в реку и т.п. Иногда Ворота похищали у соседей и бросали в реку, чтобы вызвать дождь.
На Троицу было принято строить Ворота из веток и зелени. Под такими Воротами “кумились” девушки. На свадьбе под зелеными арками - воротам проходили молодые и все участник свадебного поезда, чтобы защититься от порчи. У русских ворота из досок и бревен строили за селом при падеже скота. Их обвешивали полотенцами, рыли под ними ров и прогоняли по нему животных.