Похищение души в сибирском шаманизме одна из самых спорных концепций с точки зрения современного образованного человека. Если же говорить о христианах, то они увидят в этом нечто дьявольское. Как кто-то, а тем более что-то может похитить душу?
Образованному человеку вообще претят разговоры о нетленной душе. Его вообще редко беспокоят подобного рода вопросы. Христианский же образ мира рассматривает душу как своеобразное поле битвы между божественным замыслом и кознями дьявола. Похищение души или ее потеря – это нечто вообще трудновообразимое и, по всей видимости, самое ужасное, что может произойти с человеком. Сходное представление о душе присуще и мусульманам. Поэтому, встречаясь с шаманской традицией, и слыша разговоры о похищении души (или ее потере) они склонны видеть в этом искус от дьявола. Возврат души, реализуемый шаманом – тоже искус. А если вспомнить еще и о «многобожии» то, получаем в христианской модели мира формирование резко отрицательного отношения к шаманизму.
В буддизме отношение к шаманизму скорее настороженное. Они видят в нем путь отягощения кармы, так как избавление от страстей не является целью шаманизма. Похищение души воспринимается ими скорее как данность, как одна из многочисленных иллюзий в которой плутает непросветленный ум.
Попробуем разобраться в сути этого явления. Для этого представим себе некоторую гипотетическую ситуацию, иллюстрирующую похищение (потерю) души. Обычно шаманы говорят, что душа человека похищена, или потеряна, когда с человеком произошло некоторое внутреннее изменение, которое способно стать причиной его гибели, болезни, бед и пр. Вот живет такой человек, работает где-то в офисе (или на ферме) и неплохо в общем-то живет: семья, дети, друзья, дом и т.д. Далее в некий момент происходит это внутренне изменение и близкие видят это изменение. Он ведет себя не так, как обычно. Близкие беспокоятся за него, отводят к шаману, а он им говорит, что человек потерял душу и ее нужно возвращать. Шаман с ним беседует, гадает, совершает странные действия и выносит вердикт о том, где человек потерял ее или кто ее похитил.
Немного остановимся ходе повествования и внимательнее взглянем на ситуацию. Что говорит нам о внутреннем изменении? Необычность поведения. То есть человек ведет себя не как всегда. Что сигнализирует об этом? Это беспокойный сон, сонливость, невнимательность, беспокойство или апатичность и пр. Можно перечислять до бесконечности. Проблема видится в несрабатывании привычных механизмов управления этим человеком со стороны его окружения и его внутренних механизмов самоуправления. Обычно источником такого изменения становится сильное переживание. Человек постоянно цепляется своим умом за это переживание, ситуацию. Само собой разумеется, что если внимание направить на что-то одно, то другое ускользает от него. И если оно увязает в прошлом или будущем, то настоящее выпадает. Если мы спросим давно ли он ведет себя странно, то можем получить информацию об источнике этого переживания: смерть родственника или друга, яркие переживания на отдыхе в горах, расставание с любимым, случайная встреча, испуг, гнев, радость и т.д. Словом все то, о чем можно прочитать в книгах по психологии типа «Помоги себе сам».
Шаманизм дополняет эту картину еще одним аспектом. Шаманы говорят о внутренней силе «утха», что и переводят как душа. Но это не совсем так. Это, по сути, жизненная энергия человека. Внимание – своеобразный канал этой энергии. Человек формирует его своими воспоминаниями. И если мы чему-то уделяем внимание, значит, и делимся частью своей энергии с этим. Так, когда часто вспоминаем прекрасное место, где мы отдыхали, или место, где кто-то погиб, то вместе с нашей энергией там живет наша часть, часть нашей души. Получается, что мы вкладываем свою энергию в некое место, где она и храниться без присмотра. Далее шаманы говорят, что помимо людей в этом мире обитают духи (в буддизме – голодные духи), которые питаются такой энергией. Они потихоньку поедают ее и, если этот канал достаточно хорош, способны опустошить энергию человека, подобно тому, как мы пьем коктейль с помощью соломинки. Тогда человек способен заболеть, или умереть.
Этот случай можно назвать потерей души с последующим ее похищением. Похищение души в чистом виде мы видим когда присутствует изначальное намерение это сделать. Тогда внимание человека цепляют осознанно, теми же яркими переживаниями. Обычно этим занимались шаманы, желающие власти над людьми. По-другому их называли черные шаманы.
Таким образом, вопрос профилактики потери души – вопрос внимания. Т.е. обращать больше внимания настоящему, а не прошлому или будущему, хотя без этого тоже нельзя. Именно об этом говорит любая религия, но другими словами.
В нашем изложении, важно обратить на еще один немаловажный аспект: похищение души – обоюдоострый меч. Что мы имеем в ситуации с похищением души? Два, условно говоря, сосуда с энергиями соединенных неким каналом. Причем намерение одного из них перекачать энергию из другого сосуда в свой. В данной ситуации возможен и обратный процесс. Т.е. когда жертва становится хищником, а хищник - жертвой. Здесь важна опять же внутренняя сила. Если это происходит с духом, т.е. человек «выпивает» духа, то получаем «духа-хранителя», «союзника». Если человеку удается «выпить» черного шамана, то последний умирает. Но опять же это дело шаманов и их пути (сразу отмечу, что не всех). Для обычного человека достаточно прервать канал и восстанавливать свои ресурсы привычными способами: сон, еда, работа.
Так, в практике шаманизма для прерывания канала используются различные ритуалы, а то и просто крепкий мат (выбор зависит от внутренней склонности шамана и ожиданий обратившегося), словом все то, что способно отвлечь его внимание от яркого опыта, который мешает ему сосредоточиться на решении актуальных проблем.
Алексей Брянский, Иркутск
Информационный центр "БАБР.RU"