Ступановы Труды
Об этом дне говорили: «Степан колья тешет». Хозяин вытесывал колья и ставил по углам двора и в курином закуте, чтобы ведьмы не смогли к избе подойти. Во время Святок нечисть шалила, и потому надо было от ее защищаться.
В этот день пастухов нанимали. Говорили: «В пастухи наймешься — вся деревня у тебя в долгу», «На святого Степана каждый себе пан». В Степанов день лошадей поят через серебро.
Во время Святок — несмотря на запрещения православной церкви — в России было принято колядовать — рядиться, устраивать игры, ходить по домам, будить спящих, поздравлять с Рождеством и Новым годом, шутить, петь песни.
Слова «колядки», «колядовать», «коляда» происходят от греческого «календы». Так у древних греков и римлян назывались первые дни каждого месяца, считавшиеся праздниками. Но особенно известны были январские календы, так как они, во-первых, совпадали с Новым годом, а во вторых, примыкали к целому ряду других языческих праздников (Врумалии — с 24 ноября до 17 декабря; Сатурналии и Опалии — от 17 до 23 декабря; Воты — с 23 декабря, переходившие затем, с 1 до 5 января, в Календы), и потому праздновались торжественнее всех прочих "календ".
Во время январских календ, особенно в ночь под Новый год, целые толпы народа рядились, устраивали игры, ходили по домам, будили спящих, шутили, поздравляли, пели песни, в которых поздравляли сограждан с праздниками календ и Нового года, желали счастья, долголетия, урожая хлеба и винограда, плодородия скота. Но Церковь христианская не одобряла языческого празднования календ и Нового года. В противовес им она установила торжественное праздновано в эти дни события Рождества Христова и Крещения; а Новый год был перенесен на 1 марта. В «противодействие» языческим колядкам стали распространяться чисто христианские песни, в которых прославлялось Рождество Христово и отчасти Крещение. Блаженный Иероним, "святой отец" IV века, свидетельствует, что в его время христиане Фиваидской области имели уже у себя песни, в которых славили Рождество Христово. "Эти песни наших провинций, — говорит он, — арии наших пастухов". Многие древние христиане праздновали Рождество и Крещение, но в тоже время принимали участие в языческом праздновании календ и прежнего Нового года. У нас родиной колядок фольклористы считают Украину, где они называются либо колядками, либо щедривками. Колядки — это святочные песни, прославляющие события Рождества Христова или Крещения и имеющие преимущественно христианской, религиозный характер. Щедривки — песни, воспевающие Новый год, поздравляющие с Новым годом и желающие хорошего, богатого (щедрого) урожая хлеба, плодов, умножения скота, удачной женитьбы, носящие преимущественно бытовой характер. Колядок очень много. Они различаются между собою по содержанию. Одни рассказывают о рождении Христа-Младенца, о крещении и повитии Его Пресвятой Девой, о волхвах и Ироде, о святом Василии, другие воспевают солнце, месяц, грозу, третьи прославляют известных князей, героев народных и их битвы, четвертые просто величают данного хозяина и его семью, поздравляют с Новым годом, желают урожая, вступления в брак и т. п. Цель всех колядок — обрадовать, «возвеселить» хозяина напоминанием о празднике и вселить надежду на лучшее будущее. Как правило, ходили колядовать «перерядившись». Наиболее распространенными нарядами и масками были: вывороченный тулуп и длинная льняная борода, коза, медведь, бык, баран, лисица, Баба-Яга, черти (последние с горящим углем в зубах и рогами). Хозяевам полагалась отдаривать колядующих чем Бог послал, но чем больше они давали, тем громче колядующие славили гостеприимный и щедрый двор. Отдаривать принято колядками (калитками) — маленькими печеньями с разнообразными начинками — блинами и пряниками, а также разной прочей снедью.
Малороссийская колядка.
Воскликнули Ангелы На небесах согласно, Вы, люди, на земле, Спойте песню прекрасную, Цари, ударьте в струны, Возыграйте, князи, в трубы! Христос народился, славьте, Языцы, розумейте, Яко с нами Бог, Яко с нами Бог! Пастыри взыграли Рожденному с пищали, А цари с востока в Вифлием поспешали. Цари, вдарьте в струны, Розыграйте князи, в трубы! Христос народился ? славьте, Языцы, разумейте, Я ко с нами Бог! Я ко с нами Бог! Пастыри бежат спешно один к другому, Взяв в руки барашка, несут к Рожденному. Цари, вдарьте в струны, и проч. Прими гусли, Давид, да возыграй пророком, Яко прежде взыграли, шедше пред кивотом. Цари, вдарьте в струны, Роз играйте князи, в трубы! Христос народился ? славьте, Языцы, розумейте, Яко с нами Бог! Яко с нами Бог! Ты, Аврам, не сумнися, твой сын Исак свободися; От колена Давидова Сын Божий днесь родися. Цари, вдарьте в струны, Розыграйте князи, в трубы! Христос народился ? славьте, Языцы, розумейте, Яко с нами Бог! Яко с нами Бог! Познай силу, Гедеон, твое руно истече; Христос, народился от Девы, всю тварь к себе привлече. Цари, вдарьте в струны, Розыграйте князи, в трубы! Христос народился ? славьте, Языцы, розумейте, Яко с нами Бог! Яко с нами Бог! Низшел ангел с небес, с Великого Совета, И нам радость принес на многие лета. Цари, вдарьте в струны,
Колядки.
150 г ржаной муки, 150 г пшеничной муки, 250 г кефира, соль на кончике ножа. Колядки — это маленькие пирожки из пресного ржаного теста с разными начинками. Замесить тесто и оставить на 30 минут в прохладном месте, прикрыв салфеткой. Раскатать тесто в тонкий лист и стаканом нарезать ровные кружочки. Положить в каждый пирожок начинку (по вашему желанию) и защипать края.
Медовые пряники.
Для теста: 1 кг муки, 200 г сахарного песка, 2 стакана меда, сода на кончике ножа, ^/4 стакана воды. Для глазури: 200 г сахарного песка, V2 стакана воды, немного корицы, ваниль. Смешать сахар, воду и мед, вылить в кастрюлю, поставить на огонь и довести до кипения. Слегка остудить смесь, добавить в нее муку и соду и замесить тесто. Оставить его на 30—40 минут, прикрыв полотенцем. Раскатать корж толщиной в 2 сантиметра и нарезать стаканом кружки. Выпекать в духовке. Покройте чуть остывшей глазурью. Досушите пряники в духовке, пока глазурь не побелеет. Для глазури смешайте песок и воду, добавьте немного корицы и ванили и варите на медленном огне, пока сироп не станет густым. Обязательной принадлежностью рождественского стола были фигурки из теста, изображающие маленьких коров, быков, овец и других животных и пастухов. Такие фигурки ставились на окна и столы, посылались в подарок родным. В московской области в XIX веке пеклись мелкие коровки, одна большая корова и две больших овцы. Эти фигуры хозяйка хранила до Крещения, а после водосвятия в Крещение размачивает в воде фигурки и дает их скоту.