4 ЯНВАРЯ (Рождественский пост).
В церковном календаре этот день отведен прославлению святой Анастасии Узорешительницы, великомученицы, которая помогала тем, кто был в заключении, являя им свое милосердие.
В этот день к знахарям всегда захаживали матери и жены людей, находившихся в тюрьме, на каторге или поселении. Приходили до рассвета, чтобы знахарь по их просьбе прочитал по горемыкам заговор — оберег от гибели в темницах.
Заговор.
Во имя Отца и Сына и Снятого Духа, четверо несли гроб, крадучись ногами переступали, руками гроб в землю опускали, землею тот гроб засыпали. Как того мертвого не взвеселить, едою не накормить, водой не напоить, так чтоб Божьего раба (имя) никакому стражнику не избить, по злу, сговору не убить, крови его не пролить, слезы его не пустить. А кто его тронет, тот в своих слезах потонет. Молитвой закрываю, ключом запираю, Божьим словом оберегаю. Ключ, замок, язык. Аминь. Аминь. Аминь.
4 января нельзя:
Мыть пол беременной женщине, иначе ребенок будет страдать энурезом.
Пинать животное, иначе человек рискует сломать себе ногу.
Прокалывать уши (для сережек) — долго заживать будут.
Кормящая мать при кормлении должна давать левую грудь, а не правую — тогда молока будет много.
Ходить босиком, чтобы не знать нищеты.
Нельзя вязать изделия для рук, чтобы в семье не было осужденных (рук не повязали).
Тот, кто в этот день поперхнется, потеряет близкого человека. Для избежания этого нужно сказать: Чур не я, чур не моя семья. После этих слов перекреститесь.
Советую:
Рано утром стукните по двери своей комнаты левой рукой и скажите:
Дай Бог, чтобы мой порог сам Бог берег. До тех пор, пока в эту дверь стучать будут, до той поры Бог и святые меня не забудут. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
Сны 4 января
Сны в этот день не будут иметь негативных последствий, если вы до умывания скажете так:
Ночь пришла, ночь ушла, так и ты, худой сон, уйди. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
Народные приметы для 4 января.
День по народному календарю: Анастасии-узорешительницы.
Покровительнице беременных молятся при родах. Думали в этот день о роде-племени славянском, славили мать. Кашу готовили, закармливали беременных, чтобы оградить их от выкидышей и от всяких болезней.
Исторические даты.
В 1912 г. — Луна оказалась от Земли на расстоянии 348 249 км (самое короткое расстояние в XX столетии).
***
Народный праздник 4 января
Календарь праздников. Народный праздник 4 января. Святую великомученицу Анастасию в народе Узорешительницей называют, считая покровительницей беременных и молясь ей при родах. Но во все времена люди, на Бога надеясь, старались и сами не оплошать. А потому женщине, ожидающей рождения ребенка, запрещалось многое из того, на что в повседневной жизни никто бы внимания не обратил. «С брюхом ходить- смерть на вороту носить»,- стращали повивальные бабки своих «подопечных», заставляя их пуще глаза беречь от неприятных неожиданностей и себя, и своего, пока еще не родившегося младенца.
Бабы, «в тягости» пребывающие, не сидели на пороге, не стояли в дверях, не расхаживали по меже и не посещали кладбищ. Им не разрешалось выходить из дома после захода солнца, смотреть на огонь, перешагивать через веник, хомут, топор, проходить под лестницами и расчесывать волосы по пятницам. Беременным не полагалось брать денег взаймы, крестить детей, быть свахами на свадьбах, участвовать в похоронах и обмывать покойников.
А чтобы уберечь себя от нечистой силы и дурного глаза, им нужно было носить при себе заветные ладанки, а также всевозможные амулеты и обереги. Ими могли стать красные ленты, пояса, шнурки и даже нитки, крепко завязанные на поясе, запястье рук, а то и просто обмотанные вокруг пальца. Но в особой цене были «заговоренные» образа и крестики, щепки от разбитого молнией дерева, а также кусочки кирпича или штукатурки из кельи праведника.
Если первые три месяца беременности проходили легко, будущие родители ожидали появления мальчика, если же это время оказывалось для женщины непростым - девочку ждали. На рождение мальчика надеялись и в том случае, если плод чаще находился на правой стороне живота, а сидя женщина вытягивала вперед правую ногу, предпочитая именно с нее и ступать. Но если этих примет было недостаточно или проявлялись они не так ярко, как хотелось бы, некоторые дамы на сносях для определения пола своего будущего ребенка шли на риск и, найдя где-нибудь на ярмарке ручного медведя, кормили его из собственных рук хлебом или медом. Довольное мычание косолапого ворожея давало надежду на рождение сына, а если медведь рычал или от угощения отказывался - ждали дочку.
Но как ни старались избежать неприятностей, как ни заняты были собой будущие мамаши, иногда и им приходилось «обчеству» послужить. Говорят, стоило во время засухи обдать беременную бабу водой-дня не проходило, как проливались небеса на землю благодатным дождиком. А если обходила такая женщина охваченный пламенем пожара дом, огонь, даже успевший в силу войти, стихал тотчас же.
Возможно, в силу столь выдающихся чудодейственных качеств, а быть может, и просто из уважения перед таинством зачатия и рождения беременным в их просьбах не принято было отказывать, какими бы причудливыми они ни казались. «Бабе на сносях - Бог судья».