Последние темы
» Давайте знакомиться!
 Еда в еврейской магии Восточной Европы EmptyЧт Янв 20, 2022 1:32 pm автор Светлана55

» GOLDEN TORNADO DANTE
 Еда в еврейской магии Восточной Европы EmptyПт Сен 10, 2021 12:29 am автор Aleks

» Ключи подключения к потокам Божеств
 Еда в еврейской магии Восточной Европы EmptyСр Дек 02, 2020 1:40 pm автор Гэлла

»  СТАРШИЙ АЛФАВИТ ТЭРЦИИ СИБЕЛЛИУСА.
 Еда в еврейской магии Восточной Европы EmptyСр Авг 12, 2020 10:41 pm автор тётя Соня

» Доступ на форум
 Еда в еврейской магии Восточной Европы EmptyСб Июл 18, 2020 6:44 am автор deliya

» Заклинания стихии Земля
 Еда в еврейской магии Восточной Европы EmptyЧт Окт 31, 2019 3:19 pm автор Верена

» Оракул " Лунный свет".
 Еда в еврейской магии Восточной Европы EmptyПт Июл 26, 2019 10:58 pm автор тётя Соня

» Энергии стихий.
 Еда в еврейской магии Восточной Европы EmptyЧт Апр 11, 2019 7:56 pm автор Wild woman

» Ваши отзывы о нашем форуме, практиках и занятиях
 Еда в еврейской магии Восточной Европы EmptyСб Апр 06, 2019 10:37 am автор Светлана55

» АЛФАВИТ АВРААМА
 Еда в еврейской магии Восточной Европы EmptyСр Мар 27, 2019 9:31 pm автор тома

» Йога для лица
 Еда в еврейской магии Восточной Европы EmptyСр Мар 27, 2019 12:08 pm автор Kygupyda

» Выход в астрал по методу астрального каната. Быстрый способ
 Еда в еврейской магии Восточной Европы EmptyСр Мар 27, 2019 12:08 pm автор Kygupyda

» Обитатели астрала
 Еда в еврейской магии Восточной Европы EmptyСр Мар 27, 2019 12:07 pm автор Kygupyda

» Маски для сухих волос
 Еда в еврейской магии Восточной Европы EmptyВт Мар 26, 2019 12:18 pm автор Kygupyda

» АЛФАВИТ ИЦХАКА
 Еда в еврейской магии Восточной Европы EmptyПн Мар 25, 2019 8:42 am автор новичок

» 30 причин встать на коврик
 Еда в еврейской магии Восточной Европы EmptyСб Мар 16, 2019 7:40 pm автор Kygupyda

» Как начать заниматься йогой дома
 Еда в еврейской магии Восточной Европы EmptyСб Мар 16, 2019 7:39 pm автор Kygupyda

» О профессионалах и не очень. Или как выбрать специалиста.
 Еда в еврейской магии Восточной Европы EmptyСб Мар 02, 2019 4:52 am автор Wild woman

»  Отвечу на ваш вопрос Да-Нет.Проработка колоды Позолоченное Таро Чиро Марчетти от Есении.
 Еда в еврейской магии Восточной Европы EmptyПт Янв 11, 2019 6:25 pm автор Есения

» КОПТСКИЙ МАГИЧЕСКИЙ АЛФАВИТ
 Еда в еврейской магии Восточной Европы EmptyЧт Дек 27, 2018 11:07 pm автор тётя Соня

Кто сейчас на форуме
Сейчас посетителей на форуме: 140, из них зарегистрированных: 0, скрытых: 0 и гостей: 140 :: 2 поисковых систем

Нет

Больше всего посетителей (583) здесь было Ср Мар 13, 2013 9:11 pm
Поиск
 
 

Результаты :
 

 


Rechercher Расширенный поиск
Банеры
Рейтинг@Mail.ru

Поделиться
 

  Еда в еврейской магии Восточной Европы

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз 
АвторСообщение
Гость
Гость



 Еда в еврейской магии Восточной Европы Empty
СообщениеТема: Еда в еврейской магии Восточной Европы    Еда в еврейской магии Восточной Европы EmptyСб Ноя 07, 2015 5:22 am

1
Мария Каспина

В ритуалах и обычаях всех народов встречаются магические практики, связанные с едой и трапезой. В еврейской традиционной культуре пищевой код также занимает важное место. В этой статье мы рассмотрим основные функции пищи в различных еврейских магических практиках Восточной Европы. В этом регионе сложилась цельная традиция, прослеживаемая как по письменным, так и по устным свидетельствам.

Основным источником для нас послужат сборники еврейских заговоров и народных средств XVIII-XX веков — «Сифрей сгулот». Они переписывались и неоднократно переиздавались на иврите и на идише, сначала в Германии, потом в Польше, Литве, Иерусалиме, что свидетельствует об их востребованности. Другие наши источники – это материалы этнографических экспедиций по Восточной Европе начала XX века, проведенных Семеном Ан-ским, и наших полевых исследований на Украине 2004-2005 годов.

Еда как оберег

Еда, обладающая специфическим вкусом и запахом, часто выполняет функцию оберега в традиционной культуре. В ашкеназской традиции это соль, лук и чеснок. Любопытно, что у евреев–выходцев из восточных общин в том же качестве фигурирует, наоборот, сладкая пища: мед, печенье и т.д. У сефардских евреев долгое время даже существовал магический обряд задабривания демонов – им оставляли на ночь в пустом доме тарелку сладкой еды и меда, чтобы они полакомились и навсегда покинули дом.

Помимо пищи, изначально наделенной какими-то резкими вкусовыми качествами, апотропеической, оберегательной, силой наделяли пищу, участвующую в сакральном действии. Например, афикоман, кусочек мацы, значимый элемент пасхального ритуала, в общинах Восточной Европы принято было хранить целый год. Существовал также обычай брать с собой в дальнюю дорогу кусочек афикомана, размером с маслину, и сохранять его в течение всего пути. По современным устным свидетельствам, афикоман принято есть крошечными порциями в течение года, если в семье кто-то тяжело заболеет. Мы наблюдаем здесь стандартный для любой традиционной культуры механизм — перенос сакральных свойств ритуала на один из его основных элементов. Часть наделяется свойствами целого и в глазах носителя традиции приобретает особую магическую силу.

Еда как жертвоприношение

Антропологи неоднократно отмечали жертвенный характер любой ритуальной трапезы. Жертвенная функция присутствует и в еврейских магических практиках. Согласно религиозному установлению, небольшой кусочек теста при выпечке субботнего хлеба следует бросить в огонь, что символизирует приношение священникам во времена Иерусалимского храма. Но в народной практике этот обычай получает совершенно иную мотивацию. Современные информанты отделяют кусочек теста для домового, то есть храмовая жертва трансформируется в ритуальное угощение нечистой силы, обитающей в доме.

Еще одним примером трансформации жертвоприношения в народной традиции является обряд капарот или, в ашкеназском произношении, капурес. Этот обряд известен еще с раннего Средневековья и остается популярным в наши дни. Церемония капурес состоит в том, что в Йом Кипур каждый член общины берет петуха или курицу, крутит ее над головой, говоря при этом, что все грехи переходят на эту птицу, после чего птицу убивают и съедают ее, но чаще всего – отдают бедным. Пол птицы и человека, над которым совершается обряд, должны совпадать, подчеркивая мотив замещения, переноса грехов. До сих пор этот обычай широко распространен и занимает яркое место в воспоминаниях информантов об их детстве.

Идея жертвы, причем жертвы заместительной, заложена в религиозном значении самого праздника Йом Кипур. Однако в народных практиках эта идея получает разные воплощения. Тексты, сопровождающие данную церемонию, кто-то читает на иврите, кто-то – на идише, а кто-то и по-русски. Возникает масса новых мелких предписаний: какого пола должна быть птица, если ее крутят над головой беременной женщины, как именно нужно держать курицу, кто должен крутить, сколько раз, в какую сторону и т.д. Особенно любопытно, что элементы этого обряда проникают в другие сферы народной культуры, не регламентированные религиозной традицией. Так, возникает обычай при переезде в новый дом «зарезать петуха и курицу, после чего отдать их бедным». Вспомним, что обряды новоселья часто связаны с представлением о жертве. У славян Восточной Европы широко распространено поверье, что тот, кто первый войдет в новый дом, первым умрет в этом доме. И поэтому, по славянским обычаям, первыми впускают в новый дом петуха или курицу.

Еда в народной медицине

Еврейское население Восточной Европы активно использовало различные виды еды и питья для лечения болезней и порчи. Связки чеснока и лука висели в доме у всех окон и дверей во время эпидемий. Помимо этого, лук и чеснок полагалось съедать после каждого приема пищи, чтобы защититься от чумы. Таким образом, мы видим, что защитные свойства чеснока и лука ярко проявляются и в лечебной магии.

Но использовались и другие продукты. Так, при лихорадке следовало взять яблоко, разрезать его на четыре части и написать на них названия четырех рек, вытекающих из райского сада: Гихон, Пишон, Хедкель, Прат. А затем давать больному по одной части яблока каждый день. Согласно другому обычаю, на яблоке пишут аббревиатуру из букв библейского стиха «Боже, исцели ее!» (Числа 12:13). Подобные библейские цитаты встречаются и на амулетах (металлических, серебряных, бумажных, пергаментных), и в медицинских рецептах в качестве надписей на различных видах еды, таких как хлеб, яйца или яблоки. Библейские имена, аббревиатуры библейских стихов придавали сакральный статус тем объектам, на которых они были написаны. Иногда присутствует обращение к библейским персонажам как к заступникам и покровителям в сложных жизненных ситуациях. Например: для пробуждения любви между мужчиной и женщиной надо дать им съесть яблоко, на котором будут написаны новой иголкой имена Адама и Евы, а под ними имена самих этих мужчины и женщины. Для еврейской культуры вообще характерно представление о поедании, поглощении текста или отдельных букв. Широко известен во многих еврейских общинах обряд, связанный с началом обучения ребенка чтению: ему дают слизать еврейские буквы, которые написаны медом на специальной дощечке. Вероятно, за этой традицией стоит идея приобщения человека к священному тексту, текст буквально проникает в человека и освящает его.

Большое количество еврейских народных рецептов связано с лечением бесплодия. Самым известным народным средством от этого, пожалуй, является поедание рыбы, в желудке которой находится другая рыба. В еврейской традиции рыба часто ассоциируется с плодородием и размножением, а здесь еще и подчеркивается ее псевдо-беременность: она несет в себе другое существо. В основе этого народного представления лежит магическое уподобление женщины и рыбы. Еще одним популярным средством от бесплодия является этрог. Женщина, которая откусит кончик этрога после праздника Суккот, родит мальчика. Также примечали, что если она откусит легко – роды будут легкими. И здесь опять же используется не любой фрукт, а этрог – элемент праздничного ритуала.

Иногда еда, особенно хлеб или яйцо, фигурирует в еврейских магических практиках как объект, на который должна перейти болезнь. Пища символически заменяет собой больного: на нее переходит все дурное, ее скармливают собаке, а человек выздоравливает. Известен следующий рецепт от сглаза: ножом отрезают кусок от непочатой ковриги хлеба, состригают у больного несколько ногтей с пальцев рук и ног, кладут в хлеб и дают съесть собаке (кобелю или суке в зависимости от пола больного). Часто встречается еще рецепт с яйцом: на голове сильно напуганного ребенка катают сырое яйцо, потом разбивают его в миску с водой. В этой миске должен показаться тот, кто ребенка напугал. После этого миску отдают собаке. И хлеб, и яйцо забирают на себя боль и вред, а потом передают их собаке — посреднику между миром людей и миром природы.

Мы видим, что еда выполняет в еврейских магических практиках Восточной Европы целый ряд функций: она может выступать в роли амулета, жертвенного подношения, носителя сакральной силы, обладающего целебными свойствами. Пища может также символически замещать человека в различных религиозных и магических действиях.
Вернуться к началу Перейти вниз
 

Еда в еврейской магии Восточной Европы

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу 
Страница 1 из 1

 Похожие темы

-
» Лук в магии
» Ель в магии
» Вяз в магии
» Ива в магии
» Куклы в магии

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
Наш Дом  :: Домашний сад :: Кулинарная магия-