Символ инь ян – философия древнего Китая
Фэн-шуй тесно связан с философией даосизма и древним текстом «И Цзин» – знаменитой «Книгой Перемен», которая базируется на основополагающей для китайского мировосприятия символике. И «Книга Перемен» и даосская философия во многом опираются на учение об энергиях инь и ян – двух великих космических силах, которые формируют все сущее и поддерживают его в равновесии. Согласно концепции доасизма, положенной в основу учения, любая энергия ци изначально имеет характеристики инь и ян. Принцип инь и ян, по сути своей, является принципом единства противоположностей, на равновесии которого держится бытие.
В первоначальном виде иероглифы, которые использовались для написания, обозначали совершенно обычные, противоположные друг другу явления: инь – неосвященную сторону предмета, ян – сторону, на которую падает свет. Позже два эти символа стали обобщающими силами противоположностей.
Символ инь и ян – круг, разделенный кривой линией на две одинаковые по форме и размеру половины, одна из которых светлая, а другая темная. Это изображение означает взаимодействие двух видов энергии ци, так называемое «Колесо Тай-цзы», или «Два борющихся кита». Круг является символом вселенной, темная половина символизирует инь (землю), светлая – ян (небо).
Каждая из двух половин отделена от другой плавной линией, что означает плавность перехода от одной из противоположностей к другой; на каждом поле круга имеется маленький круг контрастного цвета: на темном поле светлый круг, на светлом – темный. Это символизирует неразрывность инь и ян, наличие элементов одного у другого и наоборот.
Инь – собирательный образ всех сил вселенной, берущих свое начало в земле. Это женское начало, спокойное и принимающее, обладает качеством восприятия, и ассоциируется с темнотой, влагой, холодом. Ян – олицетворение общего образа всех сил вселенной, имеющих источником своего существования небо, обладает качеством созидания. Это светлое, теплое и сухое мужское начало, подвижное и активное. Соответственно, инь – это зима, земля, луна, вода и ночь, а ян – лето, солнце, свет, движение, огонь и день.
Все процессы, происходящие во Вселенной, согласно учению Фэн-шуй, являются следствием противоборства и взаимодействия этих двух видов энергии ци. В процессе взаимодействия инь и ян образуется Дао – некий универсальный принцип, посредством которого осуществляются все связи человека с Вселенной. Не объединившиеся в Дао инь и ян – это ничто. Энергии инь и ян непрерывно взаимодействуют, и соотношение их меняется, но они взаимосвязаны и не могут существовать друг без друга – как не существует света без тьмы, силы без слабости, а жизни без смерти. Цель мастера Фэн-шуй состоит в том, чтобы достичь устойчивого равновесия этих двух энергий, отраженного в известном символе инь/ян. Объединение мужского и женского начал знаменует рождение всего сущего, а их разъединение – смерть. Следует понимать, что инь и ян не взаимоисключающие, а взаимодополняющие энергии. Между тем, в природе существует минимальное количество чистых инь и ян (около четвертой части).
К примеру, горы, по сути своей неподвижная и застывшая форма, в большинстве случаев не могут рассматриваться как чистая инь, потому что наряду с элементами инь имеются и элементы ян (исключения составляют плоские и ровные горные цепи, называемые «мертвым драконом»; это чистое начало инь, в отличие, к примеру, от горной цепи, имеющей в своем составе элементы условной подвижности – перепады высоты, спуски и подъемы). Западная часть горы в Фэн-шуй считается инь, в то время как восточная, встречающая утро, – это ян.
Точно так же и вода, которая может быть по своей природе не только инь (река, горный поток, водопад), но и ян (пруд, озеро). Кроме того, одно русло может сочетать в себе оба вида энергии в том случае, если на пути потока имеются пороги или иные преграды, замедляющие или останавливающие на некоторое время его движение. Согласно теории геомантии, наиболее удачным и благоприятны местом будет именно место образования энергии Дао, то есть место, где инь и ян, пересекаясь, взаимодействуют. При этом перевес одного из вида энергии, будь то инь или ян, неблагоприятен. Иначе говоря, в идеале соотношение между инь и ян должно быть приблизительно одинаковым. Если человек носит в себе слишком много того или другого вида энергии, создается дисбаланс и дискомфорт, что рано или поздно приводит его к неудачам.
То же самое происходит и в том случае, если в окружающей обстановке доминирует один из видов энергии. Уравновесив инь и ян, каждый человек способен достичь гармонии с окружающим миром и с самим собой. Преобладание инь считается дорогой к смерти, а ян – к хроническим неудачам и постоянной, часто безуспешной борьбе за свое место под солнцем. В основе гармонии и равновесия лежит принцип инь и ян.
Северные народы интуитивно различают энергии инь и ян, хотя называют их иначе. Так, например, правая половина юрты испокон веков считалась у них мужской территорией, именно там жили мужчины и хранили свои вещи: седла, оружие, охотничьи принадлежности. А на левой половине жили женщины со своими вещами. В Китае различают жилища иньского типа – «дома» для мертвых, то есть могилы, – и жилища янского типа, предназначенный для живых. В прошлом геоманты много времени посвящали поиску благоприятного места для захоронений, потому что считалось, что если место погребения будет выбрано правильно, то семи поколениям потомков усопшего будет сопутствовать удача. К поиску нужного места подходили очень тщательно, анализируя не только ближайшее соседство предполагаемой гробницы, но и до семи гряд, окружающих ее холмов.
В странах Запада искусство выбора иньского жилища не находит приверженцев. Все внимание уделяется жилищам янского типа. При этом в жилых местах геоманты стараются достичь гармонии между инь и ян, а в рабочих помещениях преобладания ян над инь.
Автор: OrlaMaplen