На Красную горку (период трёх праздников: Лельник, Живин день, День всходов) во время обряда происходит символический переход вышедших недавно замуж девушек в круг замужних женщин. Разделившись на две группы – девушки и молодушки. Они становятся в две линии друг против друга и поют «А мы просо сеяли». Линия, поющая очередной куплет, приближается к противоположной, а затем отходит на исходное место.
В этом обряде – мотивы труда, любви, обрядовой символики:
А мы сечу чистили, чистили.
А мы просо сеяли, сеяли.
А мы пашню пахали, пахали.
(Рыбаков, 1981, 403).
Вытаптывание конями проса является завершением всего цикла - обмолотом. В конце песни одна из девушек переходит к молодушкам, и девушки поют:
У нас в полку убыло.
Ой, дид-ладу, убыло!
А молодушки отвечают:
У нас в полку прибыло.
Ой, дид-ладу, прибыло!
(Холодная, 2002, 271).
Когда в игре принимают участие парни и девушки, один из парней уводит девушку и ставит рядом с собой. Существует несколько вариантов обряда «А мы просо сеяли», находящихся в зависимости от календарного времени (Живин день, Зеленые святки…), от действий участников и от самих участников.
Обряд. Только девушки
Жительница села Тарбагатай А.Е. Рупышева (1934 г.) рассказывает:
«На Духов день ходили хороводиться, играли «А мы просо сеяли».
Игра начинается вечером, на лужайке или берегу реки.
Девушки делятся поровну на две партии и встают в линии друг против друга.
Начинается песня, и первая линия двигается со слов: «А мы просо сеяли».
Вторая линия стоит на месте.
Первая линия наступает на вторую и проходит половину пути до второй линии. Заканчивает двигаться со словами «сеяли».
На припев: «Ходим ладом, сеяли» двигается обратно.
На вторую строфу: «А мы просо вытопчем» вторая линия идет навстречу первой и проделывает тот же путь.
И так - до слов: «Отворяйте воротца! Принимайте девицу!», когда одна девушка из первой линии переходит во вторую.
После перехода первая линия поет: «В нашем полку убыло».
А вторая: «В нашем полку прибыло».
Затем все повторяется до тех пор, пока все девушки с одной стороны не перейдут на другую».
Слова песни «А мы просо сеяли» таковы:
- А мы просо сеяли, сеяли,
Ходим ладом, сеяли, сеяли.
- А мы просо вытопчем, вытопчем,
Ходим ладом, вытопчем, вытопчем.
- А чем же вам вытоптать, вытоптать,
Ходим ладом, вытоптать, вытоптать?
- А мы ее конями, конями,
Ходим ладом конями, конями.
- А мы коней в плен возьмем, в плен возьмем,
Ходим ладом, в плен возьмем, в плен возьмем.
- А мы коней выкупим, выкупим,
Ходим ладом, выкупим, выкупим.
- А чем же вам выкупить, выкупить,
Ходим ладом, выкупим, выкупим?
- А мы дадим сто рублей, сто рублей,
Ходим ладом, сто рублей, сто рублей.
- Нам не надо тысячу, тысячу,
Ходим ладом, тысячу, тысячу.
- А чего же вам надобно, надобно,
Ходим ладом, надобно, надобно?
- А нам надо девицу, девицу,
Ходим ладом, девицу, девицу,
- А каку ж вам девицу, девицу,
Ходим ладом девицу, девицу?
- А нам надо Валечку, Валечку,
Ходим ладом, Валечку, Валечку.
- Она у нас вшивая, вшивая,
Ходим ладом, вшивая, вшивая.
- А мы ее вычешем, вычешем,
Ходи ладом, вычешем, вычешем.
- А чем же вам вычесать, вычесать,
Ходим ладом, вычесать, вычесать?
- А мы ее гребешком, гребешком,
Ходим ладом, гребешком, гребешком.
- Она у нас дурочка, дурочка,
Ходим ладом, дурочка, дурочка.
- А мы ее выучим, выучим,
Ходим ладом, выучим, выучим.
- А чем же вам выучить, выучить,
Ходим ладом, выучить, выучить?
- А мы ее плеточкой, плеточкой,
Ходим ладом, плеточкой, плеточкой.
- Открывайте ворота, принимайте девицу!
- В нашем полку прибыло, прибыло,
Ходим ладом, прибыло, прибыло.
- В нашем полку убыло, убыло,
Ходим ладом, убыло, убыло.
- В нашем полку пиво пьют, пиво пьют,
Ходим ладом, пиво пьют, пиво пьют.
- В нашем полку слезы льют, слезы льют,
Ходим ладом, слезы льют, слезы льют
Существует тесная связь весеннего цикла с женским началом: женщина - начинательница земледелия, обладающая ведущей ролью в стимуляции удачной весны (призывы, кормления, очищения и т.д.).
В девичьем хороводе происходит «разыгрывание» пробуждения и расцвета растительности. Праздник подчеркивает изоморфизм растения человеку, единоподобие между природой и людьми: рост = достижение зрелости; плодоношение = вступление в брак и т.д.
Картина «сеяния-роста» символизирует пору совершеннолетия девушки, правила поведения в этом возрасте, требуемые для нормального созревания, избежание опасностей и благополучный выход замуж. Поэтому в этой игре участвуют девушки брачного возраста.
Ритуальная игра имеет два параллельных информационных потока:
во-первых, аграрно-магический, связанный с пахотою и севом, призванный содействовать хорошему урожаю;
во-вторых, жизненно-испытательный, поскольку на бытовом и мифологическом уровнях сеяние - особый ритуально-символический акт перехода девушек в группу совершеннолетних, начало обучения и испытаний; девушка принимает новый статус, доказывает свою физическую зрелость и потенциальную готовность к браку.
Особенностью игры является форма построения и движения: двухрядное или двух линейное. Такое построение, как и круговое, восходит к глубокой древности, оно отображает принадлежность участников игры к двум общественным объединениям: двум родам, двум селам, двум улицам.
Игра «А мы просо сеяли» проводится в Духов день, а особое почитание этого праздника связано с уважительным отношением к земле и с аграрно-магическими обрядами.
В весенне-летние календарные праздники проводятся боевые игры. Они усиливают плодородие земли, устраиваются для получения более сильного урожая. В это время входу присловия: рыло в крове, брюхо в холе или чем больше бьют, больше в брюхо кладут. В виду важности состязаний, дерутся и старики, и молодежь, и иногда женщины принимают участие в боях. Хотя, женские состязания носят условный характер и служат для усиления плодородия земли и заклинание урожая.
Боевые игры также входят в состав тризны - погребальные торжества славян - и носят поминальный характер. Ритуальная борьба символизирует противоборство зимы и лета, доброго начала и злых сил и способствует безопасному переходу покойника в страну предков. При этом, борьба, состязания составляют непременный элемент ритуала отправления к праотцам у разных народов, в том числе у славян. В них не только оказание почестей предкам, души которых ведут неустанную борьбу против сил, препятствующих благополучию их потомков, но и усиление, укрепление их сил: воздаяние им своей кровью.
Игра проводится в календарное время – вредоносное и опасное: рожденные в это время люди обречены на несчастливую судьбу, а умершие станут нечистыми духами. В этот период происходит поминовение «нечистых» покойников, которые имели отношения к нечистой силе. Поэтому символическое противостояние в игре призвано отгонять смерть от живых, показывая их жизнеспособность.
Так, свадебные обряды украинского народа содержат попытку войти в дом девушки хитростью, потом проникнуть туда силою, символизирующую столкновение с родом невесты. В Малороссии жениха с поездом у ворот невесты встречают молодые парни, вооруженные палками, которые не впускают его в дом невесты. Поезд жениха вступает в драку (носит словесный характер, опускаются оскорбительные шутки или песни-дразнилки), оканчивающуюся переговорами и согласием защитников двора невесты пропустить поезд.
Борьба входит в свадебный обряд и устраивается между представителями жениха и невесты – это обряд отделения девушки от семьи и деревни. И в игре «А мы просо сеяли» происходит имитация части свадебного обряда. Также как и во время свадебного обряда происходит изменение состояния невесты и среды ее пребывания (обряд перехода). В игре это перемещение девушки в реальном (физическом) и социальном пространстве и символическое признание ее, а также включение ее в новую группу как полноправного члена (проход девушки сквозь символические ворота «Открывайте ворота, принимайте девицу!».
Принципиальное значение в игре имеет направление сеяния - движения, «по» или «против» солнца: начинающий игру и запевающий песню первый ряд всегда двигается по солнцу (с востока на запад), второй ряд против солнца - с запада на восток. Таким образом, первый ряд символизирует положительное пространство, в которое должна перейти девушка после определенных испытаний из отрицательного пространства.
Такая оппозиция построения и движения восток-запад соотносится с признаками: хороший-плохой, чистый-нечистый, живой-мертвый, свой-чужой. Поэтому второй ряд в игре составляют девушки-невесты, которые пока являются чужими, принадлежащими к другому роду и к иному миру, мертвыми, нечистыми. Текст песни показывает девушек как чуждых, нечистых:
«Она у нас вшивая, вшивая,
Она у нас дурочка, дурочка».
Чужесть девушки символизирует отклонение от общепринятых норм поведения и угрозу благополучию социума в целом. Поэтому требует исправления. В игре происходит переход девушки из чужой, нечистой стороны, в свою, чистую. Введение нового члена в социум продолжается до тех пор, пока все девушки не перейдут из второго ряда в первый ряд, восстановив, тем самым, нарушенный порядок вещей.
В течение игры девушка подвергается различным испытаниям и обучению, так меняется ее статус. В начале игры девушка подвергается испытанию: противостоять попытке порчи конями посеянного проса. Образ коня символизирует преждевременную (т.е. внебрачную) любовную связь. «Нечистую» невесту подвергают ритуальному наказанию, считают ее причиной бед в семье. Но появление коней также и показатель выдачи девушек замуж: коня давали в качестве выкупа за невесту. «А мы коней в плен возьмем» - олицетворяет свадебный обряд. Девушки сопротивляются, пытаясь выкупить коней обратно: происходит консолидация девушек, их противостояние мужскому началу (до агрессивности), воспевается свободное поведение и стремление удержать девственность - до нежелания замужества.
Затем происходит преобразование девушки, удаляют ее нечистоту: «вычесывают ее вшей» гребешком. Гребешок выступает как оберег от нечистой силы, порчи и как символ женской доли. Расчесывание волос и заплетение косы символизирует переход невесты в группу женщин и подчинение жениху. Расплетание и расчесывание волос символизируют высвобождение эротической энергии. Распускание волос обычно предшествует свадьбе. По волосам определяют, выйдет ли девушка замуж - волосы у девушки раздваиваются перед замужеством. Также волосы свидетельствуют о достижении зрелости. У белорусов невеста считалась зрелою, если у нее коса до пояса.
Девушку учат плеточкой. Удар невесты плеткой является частью свадебной обрядности. Это напоминает невесте о ее полной подчиненности молодому. Кроме этого, бичевание - обряд изгнания демона зла, нечистоты.
Итог обрядовой игры - девушка благополучно проходит все испытания совершеннолетия, она приобретает новый половозрастной и социальный статус и вступает в брак. Концовка текста песни символизирует свадьбу:
«В нашем полку пиво пьют,
В нашем полку слезы льют».
Пиво – прямая связь со свадебной обрядностью. Во-первых, пиво как хмельной напиток приготавливалось к дням, строго определенным традицией: к праздникам и важным событиям в жизни семьи (свадьба, похороны, частью свадебных приготовлений (сборная неделя) является варка пива). Во-вторых, варить пиво и пить его означает биться на свадебном пиру. Плач невесты - необходимый элемент свадебного обряда у русских. Со слезами невеста прощалась с родителями, родным домом, со своими подругами, с девичьей волей.