Самая известная масленичная поговорка — «первый блин комом». Хотя сами подумайте — откуда взялся «ком», если на Руси блины выпекали в печи, не переворачивая? Язык народной памяти — штука не менее изворотливая, чем языческие традиции, которые благополучно дожили до наших дней, адаптировавшись и к векам православия, и к десятилетиям научного атеизма. Возьмем, к примеру, Великий Новгород...
Современные язычникиНовгородская масленица и в каждый год обещает быть широкой. В разных местах города организуют «фольклорный праздник для туристов», будет и «городской праздник», а за отдельную, но скромную плату можно принять участие в «Масленичных гуляниях с Посадником Сбыславом». В программе — народные обрядовые игры, хороводы, забавы вроде «Достань петуха», выступления фольклорных коллективов. Будут работать блинные и ремесленные ряды, как же без этого.
Знали бы древние новгородцы, что вот так, «выступлениями фольклорных ансамблей», закончится кровавое противостояние православия и язычества на их земле… Древние верования, не в силах сопротивляться мощному натиску христианства, предпочли мимикрировать — причем сделали это настолько «успешно», что изменились почти до неузнаваемости.
«Явились в Новгород волхвы и ведуны...»А началось все в конце X века. Послом новой, христианской веры от имени князя Владимира был назначен Добрыня (прототип того, былинного богатыря), который, кстати, всего за восемь лет до того столь же рьяно насаждал тут культ Перуна. Но крещение Новгорода пошло далеко не столь гладко, как в Киеве.
Новгородцы упорно не желали «по-хорошему» отказаться от своих богов — учинили вече и поклялись не пустить Добрыню в город и не дать «идолов опровергнуть». Уговоры не помогли, и пришлось Добрыне прибегнуть к масштабным военным операциям. Огнем, мечом — вполне традиционно. Оставшихся в живых отказников насильно тащили «ко кресчению» на Волхов, там и крестили — «мужей выше моста, а жен ниже моста».
Что оставалось язычникам? Хитрить, уйти в подполье. Сначала, правда, фокус не удался — слишком многие на словах выдавали себя за крещеных. По преданию, именно с крещением новгородцев связан обычай ношения русскими людьми нательных крестов: их будто бы выдавали всем крестившимся, чтобы выявить тех, кто только притворялся крещеным.
Новгородцы с «воплем великим и слезами» смотрели на поругание своих богов и их святилищ. Но долго ли, коротко ли, а «идолы» были «опровергнуты», погасли огни на капищах, и возникла необходимость изжить самих «поганых» богов из памяти людской.
Как известно, свято место пусто не бывает.
Было капище — строим церковь. С чего бы Власий быстро стал популярнейшим в Новгороде святым? Проходя мимо белокаменной церкви Святого Власия (XV век), что совсем рядом с новгородским Детинцем, вспомните о том, что новгородские язычники поклонялись Велесу (Волосу), богу скота, а разоренное Добрыней Велесово капище находилось ровно на том месте, где сейчас стоит церковь. Велес, бог скота, волшебным образом превратился в Святого Власия, «пастуха», которого даже на иконах изображают в сопровождении стада.
На местах древних капищ стоят многие новгородские православные святыни: церкви Рождества Богородицы, Илии Пророка… Даже считается, что древнейший на Руси Софийский собор стоит на месте главного языческого капища Новгорода!
Казалось бы — наконец-то новгородцы угомонились, начали прилежно молиться и соблюдать посты. Ан нет, забыть славное языческое прошлое никак не получалось. То и дело выходили из дремучих лесов коварные волхвы, то бишь языческие жрецы, и смущали честных христиан чудесами. Упоминания о столкновениях с волхвами есть в разных летописях — вот Никоновская от 1227 года (со времени крещения Новгорода прошло уже больше двух столетий!): «Явишася в Новеграде волхвы, ведуны, потворницы и многая волхования и потворы и ложная знамения творяху и много зла содеваху, многих прелщающе».
Волхвов методически сжигали на кострах, рубили топорами — но шли годы, а кляузы на языческие пристрастия новгородцев и их соседей продолжали поступать. На дворе уже XVI век, а архиепископ новгородский Макарий шлет на имя Ивана Грозного вот такую депешу: «Слышав ... прелесть кумирскую около окрестных градов Великого Новаграда: в Вотской пятине, в Чюди и в Ижере и около Иваняграда, Ямы града, Корелы града ... и по всему Поморию Варяжского моря».
Невозможно удержаться и не вспомнить, что у новгородцев даже был свой Крокодил — легенду о Садко помните? Крокодил этот — зверь хитрый и изворотливый, ибо за прошедшие века видоизменился аж до… Святого Николая: «вот что крест животворящий делает»! Водяной царь, божество подводного мира, которого Садко ублажал игрой на гуслях — это же древнее языческое божество реки Волхова, иначе известное как «ящер» или «коркодел» (крокодил). Обряд умилостивления подводного божества сохранился — страшно подумать! — до наших дней. До наступления советских времен он маскировался под обряд принесения жертвы Святому Николаю, «Николе».
А в наше время, не далее как в 2004 году, автор статьи стоял в Новгороде на набережной Александра Невского и наблюдал за дедушкой-рыбаком. Тот неторопливо ловил на простую удочку рыбешек с ладошку величиной. Когда же клев стихал, дед доставал из кармана десятикопеечную монетку, кидал ее в воду, и почти тут же вытаскивал очередную плотвичку или окушка! На недоуменный вопрос, в чем тут секрет, рыбак чуть смущенно ответил, что положено, мол, уважить Николу...
Празднуем Масленицу, помогаем добрым духам!
Тысячу лет назад церковники писали, что русские люди «словом наречающеся хрестияне, а поганьскы живуще». Что с тех пор изменилось? На самом деле многое. В том числе и значение слова «поганый» — происходит-то оно от латинского paganus («языческий, сельский, исповедующий многобожие»). Эволюцию сосуществования язычества и официальной религии кратко описал Лев Гумилев: «Сначала это явление называли двоеверием, затем стали говорить о суеверии…» Так что за тысячу лет многое изменилось, и мы о многом просто забыли.
Вот, скажем, в Православной церкви считается, что Масленица — или Сырная седмица в русском церковном календаре — это время для примирения с ближними, прощения обид, подготовки к Великому посту. Это время нужно посвятить доброму общению, благотворительности. Откуда пошла эта традиция? И все-таки почему «первый блин — комам»?
По одной из версий, само слово «Масленица» появилось не раньше XVI века. В древности праздник назывался иначе — Комоедица — и продолжался он не одну неделю, а две: до и после Дня весеннего равноденствия. В это время светлые боги входят в силу после зимы, а души предков ненадолго прилетают навестить нас, своих потомков. Это время возрождения, весеннего «воскрешения» Земли и всей природы. А праздник — земной способ участия людей в битве добрых и злых духов.
Так что празднования были связаны и с идеей плодородия, и с культом предков. Именно им, предкам, посвящались те самые веселые состязания, которые в том или ином виде дошли до наших дней — бега, кулачные бои, взятие снежного городка. Предкам посвящалась и пятая часть масленичного угощения: «Честные наши родители! Вот для вашей души блинок». Первый испечённый блин относили в лес, умилостивить просыпающихся от зимней спячки медведей. Недаром Комоедицу называли «Медвежьим праздником». Медведь, «ком» — воплощение самого Велеса, покровитель Рода. Так что известная присказка про первый блин на самом деле звучит так: «Первый блин комам, блин второй — знакомым, третий блин — дальней родне, а четвертый — мне».
В северных областях России, в том числе и в Новгороде, масленичное чучело принято сжигать, и делать это со всеми почестями — ведь то, что оно, чучело, воплощает — это не только Зима. Это само древнее божество Смерти, Марена — на Масленицу люди помогают добрым духам ее одолеть, призвать Весну и всё то прекрасное, что несет людям теплое солнце.
А стойкость языческих традиций на Новгородской земле продолжает удивлять исследователей. В 2005 году в весьма отдаленной от внешнего мира деревне Клины Холмского района, куда даже дороги не ведут, этнографы обнаружили 110-летнюю старушку Анастасию Григорьеву. Баба Настя спела ученым несколько известных ей масленичных песен и тем самым произвела мини-сенсацию. Эти песни, которые передавались в семье долгожительницы из поколения в поколение, оказались настолько древними, что специалисты затруднились определить их возраст.
Суть масленичных традиций — что в язычестве, что в православии — победа добра над злом, щедрость души человеческой, почитание предков и дар радости близким и далеким людям. Было бы просто неуважительно не соблюдать эту прекрасную традицию.
Если соберетесь на праздник посетить Великий Новгород — увидите многое из описанного своими глазами и узнаете еще немало интересного! Если решите провести Масленицу в своем городе — найдите время прочесть замечательную книгу Б.А.Рыбакова «Язычество древних славян» — путешествие в прошлое тоже может быть очень увлекательным.
Разве что тащить первый блин комам, то бишь медведям в лес, — не рекомендуем. У наших древних предков, как-никак, была другая физическая подготовка…
автор статьи.
Дмитрий Сорокин 25 февраля 2011