[img]
[/img]
Этот праздник относится к Богу громовержцу Перуну и к богине Додоле-Маланьице, которую называют Громницей или Дивой-Додолой – жене Перуна. Она является богиней молний и покровительствует детям. Громница (сретенье, среча) в славянской традиции - это поворот зимы на весну или встреча зимы с весной. Соответствует кельтскому празднику Имболк (imb-volk).
На Громницу славяне славили и призывали весну, Перуна Громовержца и его жену Додолу Громницу.
Додола – молодая Богиня-воительниця, которую скандинавы называли Валькирией. Ее имя происходит от удвоения древнеарийского корня «dnu», что означает «трясти», «трясти бородой», т.е. трясти бородой громовержца – Перуна. Додола является женой Перуна, знаменитейшей Перуницею, которая в обрядовой песне православных родноверов «ударила об землю молний очередь». Додола является боевой спутницей Перуна, она вдохновляет Его к победам и ратным поединкам. Додола горделивая и непокорная, как наши Праматери Амазонки. Богиня также является защитницей и покровительницей ростительности, молодую девушку (княгиню праздника Перуна) в честь Додолы украшают богатыми венками и герляндами. Додола в этом аспекте родственная с Живой. Она владеет стихией небесной живой воды, именно она может вызвать дождь, который оплодотворит Матушку Землю (Макошу). Когда православные родноверы стремятся вызвать дождь, то обращаются именно к Додоле, кумир которой обрядово обливают водой из ведер.
Перуниця - это волевая, сильная сторона Лады-Матушки. Обычай особенно выделяет девственность Перуницы, она именно Дева-Воин, жена Перуна, его первейшая помощница и соратница.
Другое широко распространённое название Громницы — Сретение, то есть Встреча. По Славянским сказаниям, в эту пору Зима встречается с Весной (или с Летом, если делить Годовое Коло на две части — Тёмную-Зимнюю и Светлую-Летнюю). В народе говорят: «На Громницу зима с летом (с весной) встретились», «На Громницу Солнце — на лето, зима — на мороз», «На Сретение зима весну встречает, заморозить красную хочет, а сама, лиходейка, от своего хотения только потеет (о Сретенских оттепелях)», «На Сретение кафтан с шубой встретились», «Какова погода на Сретение — такова и весна будет», «На Сретение снежок — весной дожжок» и т.п. Если Морена-Зима «не сдаётся» — на Сретение ударяют морозы, называемые в народе Сретенскими.
В народе Сретение считается также Первыми Закличками Весны (Вторые Заклички Весны — Сороки — 9 березозола/марта; Третьи Заклички Весны — на Масленицу, в пору Весеннего Равноденствия, когда Весна-Дева приходит в Явь).
Множество обрядов, совершаемых на Сретение/Громницу, связано с так называемыми Громничными свечами. Громничные свечи (Громовые свечи, «громницы») — свечи, посвящаемые в этот день Богу Громовержцу Перуну и Его Божественной Супруге — Громовице-Палянице (Царю Огню и Царице Маланьице/Молоньице).
Освящаясь небесным пламенем, люд зажигает везде большие и малые огни. Откликом этого обычая есть так называемые „громовые свечки” или „громницы”, что сохранились в народной традиции под одеянием христосианства. Эти свечки изготовляли лишь женщины, особенно - девушки. Интересно, что в обычае русинов громницы часто состояли из трех переплетенных в „косу” свечек, которые расходились сверху маленьким Триглавом - символом триединства Нави, Яви и Прави, строения Всесвета. Такие свечки всяко украшались лентами и другими девичьими игрушками. Громове свечки имеют особую магическую силу, с их помощью можно проводить обряд Очищения. Вода, освященная на Перуницю, равная по силе святой Яр-Данськой воде.
В Белоруссии Громничные свечи, будучи олицетворениями Живого Огня, Перуновой Силы, изготавливались преимущественно мужчинами. Такую свечу отливал из воска сам хозяин дома в последний шесток (субботу, день в седмице, посвящённый Предкам) перед праздником. Считалось, что чем больше будет Громничная свеча, тем благополучнее пройдёт год.
Сретение — «перелом» зимы. Считается, что о сию пору Лесной Хозяин, любимец Велеса, переворачивается в своей берлоге на другой бок, предчувствуя скорое своё пробуждение. В народе примечают: «Если на Сретение холода завернут — весна холодная, поздняя», «Тихий и облачный день на Сретение — будет хороший урожай хлебов и плодов», «На Сретение небо звёздное — зима не скоро плакать начнёт (т.е. весна ожидается поздняя)», «На Сретение капель — урожай на пшеницу», «На Сретение утром снег — урожай ранних хлебов, снег в полдень — средних, к вечеру — поздних». На Сретение вечером заклинают Солнце. Если Солнце перед закатом выглянет сквозь облачную наволочь — значит, прошли последние морозы; если же Солнце вовсе не покажется — ожидай суровых Власьевских (приходящих после Велесова/Власьева дня — 11 лютеня/февраля) морозов. При заклинании Солнца на Сретение поют: Солнце-вёдрышко, выгляни, красное, из-за горы, Выгляни, Солнышко, до вешней поры!..[1]
Громница напоминает нам в разгар зимы о том, что даже среди самых страшных бедствий может быть лучик света - как яркая молния посреди лютой зимы. Всегда остается надежда. Так славься, Маланьица, что даёшь на надежду на скорый приход весны!
Какова погода первого числа - таков и весь февраль. Ясный, солнечный день - ранняя весна. На Громницу капель - в весну раннюю верь, если метель разгуляется - долго будет погода метельная, на всю Масленицу.
Глубокий, насыщенный смыслами, день годового круга, в котором мы видим грядущее наступление тепла, того самого лета, что ожидает нас ещё через полгода, но так же и присутствует в нас уже сегодня, как часть нашей жизни, данной нам сразу, по праву рождения и долгу проживания.
Иначе говоря, год рождается целостно, как и всякий другой ритм — объект, что весь сразу существует в четырёхмерном мире, а потому — осязая этот объект в одном пересечении, мы можем дотянутся и до другой его стороны — той, что напротив.
Так в середине зимы вдруг отражается грядущее лето, полное всех тех событий, что случаться по мере того, как Солнце начнёт воплощать тот первый импульс, первый гром, что приходится на этот день.
Это не художественный бестолковый образ — Сретенье — Встреча противоположных качеств явление куда более реальное, чем большинство наших забот, мнимых тревог и пустых желаний.
Как раз в годовом круге всё совсем по настоящему. И если потеплело на Громницу- Сретенье, если ещё и гром прогремел, то это и означает, что мы зримо, ощутимо пересеклись с другой стенкой года.
И потому — мистерии Громницы — вовсе не пустая дань какому-то устаревшему ритуалу, не повод пустого красивого развлечения.
Громница – значимый день для женской волошбы, особенно для дев, которые на данном этапе жизни своей ценят Силу и Волю, идут стезёй Перуницы. Интересно, что этот день был первым из 4-х дней, в которые британские ведьмы справляли свои шабаши.
Как маленькие отражения Небесного Пламени, Предки наши всюду запаливали малые огни на Земле. Наиболее известны «громовые свечи» или «громницы» - сильное средство народной магии. Огонь громницкой свечи равен по силе купальскому костру, только защищает он не весь окрест, а один дом. В Европе в Candlemas пламенем свечей выводили косые кресты на входе в дом и на накате, чтобы оградить дом от грома и нечистой силы. Ещё в начале XX века в Белоруссии в день перелома зимы проводился особый обряд освящения и чествования громничной свечи. Обряд этот имел величайшее значение на весь год. Творя обережье, хозяин дома огнём «громницы» опалял косым крестом волосы себе и всем домочадцам. Воск такой свечи смешивали с льняным семенем от бури. Потушенная свеча разламывалась на кусочки, которые раскладывались по клетям и в хлевах, чтобы спасти скотину от падежа и чумной заразы. Считалось, что нечистая сила не дерзнет к ней прикоснуться. Свечу брали на поля при начале сева и жатвы. Она охраняла межи, предотвращала заломы в хлебе, истребляла вредителей в нивах. «Громницу» давали в руки покойнику в минуты кончины и зажигали ее, чтобы пламя спасло этого человека на пути загробных мытарств и во время хождений по мукам, среди геенны огненной. «Громница», хранимая в доме в красном углу, оберегает дом от грома и молнии.