Анх – это крест жизни, процветания. Его происхождение и приписываемое ему значение носит чисто утилитарный характер. Ч.У. Гекерторн в своей книге «Тайные общества всех веков и всех народов» (М., 1993, т. 1, стр. 51) пишет: «В Египте это был просто ниломер, состоящий из вкопанного шеста с поперечною перекладиной, которая поднималась и опускалась с повышением и понижением уровня воды в реке. Ниломер часто завершался кругом, как изображением божества, управляющим этим важным процессом. Так как разлитие Нила считалось спасением Египта, то и на знак этот стали смотреть с большим благоговением и приписывали ему тайные свойства, как, например, могущество отвращать зло; вследствие того египтяне надевали на шею своим детям и больным маленькие крестики или, вернее, изображение буквы Т с прилепленным к нему кольцом (cms ansata), они прикладывали их к повязкам или полотняным полоскам, которыми свивали мумии, где находят их и поныне; словом, это сделалось амулетом (amolitio malorum). Другие народы усвоили себе этот обычай, и крест, или буква Т, которою он изображался символически во всем Древнем мире, сделался знаком, которому приписывали необыкновенное значение. В Мистериях cms ansata был символом вечной жизни».
Некоторые исследователи полагают, что называть этот крест «cms ansata», то есть «крест с петлей», неверно. Ибо это нечто самостоятельное.
В Древнем Египте анх понимался также как ключ, которым открывают ворота к божественному знанию: Т-образная часть символически связывалась с мудростью, кружок – с вечным началом. Связь креста с ключом отмечена и для других традиций.
В более поздний период анх связывался с изображением бога Сета (греки отождествляли его с Тифоном) в цепях и, как таковой, подвешивался на шею больному в качестве амулета, возрождающего жизненную силу. Анх прикреплялся к мумиям, чтобы обуздать врагов и обеспечить бессмертие. Его помещали в руки богов и богинь, мужчин и женщин. Судя по всему, от обладания им зависела жизнь любого существа, как божественного, так и смертного. Все боги от первого до последнего изображались с этим знаком в правой руке. По сути, он был самым древним амулетом династического периода.
Выдвигалось предположение, что анх представляет собой стилизованное представление определенного органа человеческого тела, связанного с воспроизводством. Во многих культурно-исторических традициях он воплощает плодородие, активное мужское начало и непосредственно соотносится с фаллосом. В Древнем Египте анх был эмблемой рождения и жизни: сочетание с кругом означало соединение мужского и женского начал, союз полов. Так или иначе, но египетские христиане сделали его эквивалентом христианского креста; он символизировал для них жизнь вечную.
Во всяком случае, когда в I веке египтяне приняли христианство, они сохранили анх и соответствующий ему смысл, несмотря на его языческое происхождение, и он начал появляться на надгробиях бок о бок с христианским крестом. Его можно увидеть на стеле Авраама, хранящейся в Британском музее (там он представлен в
виде а* с буквами а и Q). На другой стеле вырезаны фигурки голубей, удерживающих анх.
Знак анх встречается на коптских памятниках, созданных позднее эпохи Константина Великого (между 274 и 280-337 гг.).
В чанопольские ткани вплетался знакТГ А на амулете, переданном Британскому музею писателем Райдером Хоггардом, запечатлено Рождество Христово: Мария сидит под деревом и удерживает в одной руке анх. На обратной стороне этого амулета также изображен анх и имеется надпись: «Единый Господь на небесах». Поскольку женщина сидит под деревом, а не в пещере, было высказано предположение и о том, что амулет изображает рождение Будды.