Первый (Медовый) Спас
Народное поверье гласит: Первый Спас бабьи грехи замаливает. Наверное, ни для кого не секрет, что прожить жизнь без греха – непосильное задание, разве что святые могут с ним справиться, а вот простому человеку это неподвластно. Обстоятельства складываются так, что хоть и по мелочам, но грешат все. Данная же примета говорит о том, что если на женщине есть грех, за который она никак не может вымолить прощение, то в этот день такой грех простится обязательно.
Для пущей уверенности в прощении грехов нужно было помочь вдовам и сиротам по хозяйству – «в Медовый Спас во вдовий двор хоть щепку брось». Под щепкой имелись в виду дрова. Люди старались помочь и в заготовке дров, и по работе в огороде, в хлопотах по хозяйству. Ведь тот, кто поможет нуждающимся в этот день, получит благословение Господа.
Второй (Яблочный) Спас
Говорят, до Яблочного Спаса яблоки есть нельзя. А все из-за того, что когда-то, давным-давно, Ева преподнесла запретный плод Адаму. Тем самым она нарушила главную и единственную на тот момент заповедь, которая гласила: не есть плодов с дерева Добра и Зла. По этой причине Адам и Ева были изгнаны из Рая.
С тех пор; если женщина в период после Пасхи и до Спаса съест яблоко, она берет на себя тот древний грех нашей праматери Евы. А 19 августа нужно освятить яблоки в церкви – и кушать на здоровье. Кстати, с помощью освященного на Второй Спас яблока можно избавиться от бородавок – плод следует разрезать крест-накрест, дольками (местом разреза) провести по бородавке и закопать это яблоко в укромном месте. Когда оно сгниет, бородавки исчезнут. Этот обряд, а также другие яблочные обряды необходимо совершать именно в день освящения яблок.
Третий (Ореховый) Спас
Старые люди убеждены, что на Третий Спас, который еще называют Ореховым, ветки орешника наполняются магической силой. Говорят, именно на Третий Спас ведьмы, колдуны и знахари ходили в лес – для того чтобы запастись веточками, листьями и корой орешника, для лечения людей и проведения различных ритуалов. Из этих веточек делали магические палочки, изготавливали амулеты и талисманы. Собирался орешник со специальными молитвами и благодарственными словами к самому дереву.
Само собой разумеется, что ходили за орешником не только мастера магии и знахарства, но также и обычные люди.
Если верить народным приметам, банные веники, которые вязали из орешника, собранного именно в этот день, способны были избавить людей абсолютно от любых болезней. Так что всем любителям попариться в бане с веничком рекомендуется сходить за орешником 29 августа, вот только нужно соблюдать одно правило: сначала следует попросить прощения у орешника, а после этого, пока будете срезать веточки, необходимо читать любую молитву. А когда срежете столько веток, сколько вам нужно, то не забудьте обязательно поблагодарить лесного лекаря.
Кстати, обратите внимание, много ли плодов на дереве – в народе существует поверье, что если Господь наградил богатым урожаем орехов, значит в этом году большая часть людей прожила жизнь праведно. Если так продолжать и дальше, то в знак поощрения Господь даст хороший урожай в следующем году.
Успенский пост
Три Спаса – это три праздника, обрамляющих Успенский пост (в период с 14 по 29 августа), который посвящен праведной кончине Девы Мария – ее Успению.
В этот день апостолы чудесным образом собрались из мест, где они проповедовали, чтобы проститься с Пресвятой Богородицей. Божия Матерь уснула, и душа ее отправилась в Царствие Небесное.
Успение Богородицы отмечается 28 августа. Данный пост называют Спасовкой, что неудивительно, ведь он связан с тремя радостными праздниками – Спасами: Медовым, Яблочным (середина поста) и Ореховым.
По своей строгости пост приближается к Великому: запрещается есть все продукты животного происхождения, в том числе рыбу.
Однако, несмотря на это, Успенский пост всегда считался на Руси самым приятным и легким – благодаря обилию поспевших фруктов и овощей. Так, на Яблочный Спас можно было вкушать пищу, приготовленную на растительном масле, а также рыбу, сладости, вино. На праздничном столе присутствовали не только фрукты-овощи, но и различные блюда из них. Не зря в народе Спасовку называли лакомкой. Дозволялось также и веселиться.
****
Спас гостинцев припас
В августе отмечают три великих и щедрых праздника, три Спаса: 14 августа – Медовый, 19 августа – Яблочный, 29 августа – Ореховый
Вот и наступил последний месяц лета – август. Солнышко по-прежнему пригревает, но уже чувствуется легкое дыхание осени: дни становятся короче, ночи – длиннее.
Как только стемнеет, в бескрайнем небе одна за другой падают звезды – августовский звездопад.
Ветки деревьев склоняются под тяжестью румяных яблок и душистых груш, на рынках продают роскошные гроздья винограда, лесные орехи и всевозможных размеров баночки с золотистым медом. Соблазнительные ароматы витают в воздухе и, смешиваясь друг с другом, напоминают нам август – месяц удивительных праздников – Спасов, которые идут, сменяя друг друга: Медовый, Яблочный, Ореховый.
Уже само слово «Спас» вызывает у нас в памяти имя Иисуса Христа – Спасителя. Именно ему православная церковь и посвящает эти праздники. Кстати, каждый из Спасов имеет и официальное церковное название. Откуда же взялись другие – «вкусные» названия? Они пришли из глубины веков…
Сбор урожая являлся ответственным и любимым делом для славян. Чтобы янтарный мед, золотые колосья пшеницы, коробочки с маком, яблоки и орехи не пострадали от дождя, града или палящего солнца, необходимо было заручиться поддержкой сил природы – в честь первых плодов устраивали веселые праздники.
Имелся у славян даже специальный бог, который отвечал за сохранность и сбор урожая. Звали его Спас. Ведь все тщательно собранные дары природы спасали людей от голода в тяжелое зимнее время.
Не утратил своего значения сбор урожая и с приходом христианства. Языческие традиции причудливо переплелись с православными, и праздники приобрели еще один смысл: Иисус подарил каждому из нас возможность спасти свою душу от злых сил, позаботиться о ней еще до того, как наступит осень жизни. И теперь во время Спасов мы вспоминаем о Нем, стремясь хоть на миг задуматься: как мы живем?
Спас первый, мокрый, медовый, Маковей
Первый Спас отмечают 14 августа. Полное церковное название праздника – Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. В старинном греческом часослове возникновение этого праздника объясняется так: из-за летней жары именно в августе жители Константинополя каждый год страдали от страшных болезней. Чтобы уберечься от эпидемий, из храма Святой Софии выносили частицу креста, на котором был распят Иисус, и освящали водоемы и колодцы. И чудо происходило – болезни покидали город.
Между прочим, и сегодня в этот день освящают воду в реках, родниках колодцах. И делают это не только в память о константинопольском чуде. По преданию, именно в августе князь Владимир крестил Киевскую Русь. Вот почему Первый Спас в народе часто называют Спасом на воде, Мокрым Спасом и чествуют воду.
В старину в этот день обязательно старались искупаться в речке или озере. Люди верили, что вода приобретает волшебную силу (и нисколько не уступает крещенской) – смывает грехи, спасает от бед и болезней. А вот купаться после 14 августа не рекомендовалось – можно было заболеть или в худшем случае утонуть.
Освящают в праздничный день не только воду, но также и мед. Ведь именно сейчас соты в ульях заполнены до отказа и самое время собирать урожай, а освятив его, угощаться вволю. В давние времена мед был не только главным лакомством, на его основе готовили хмельной напиток, с его помощью спасались от разных недугов (целебные свойства меда хорошо знакомы нам и сейчас). Отсюда и еще одно красивое название праздника – Медовый Спас.
В Украине существует и другое ласковое название праздника – Маковей. Наверняка многие помнят, что по христианской традиции в этот день в храмах вспоминают о мученической смерти за веру семи братьев Маккавеев. Но, как ни странно, к нашему щедрому празднику страдальцы Маккавеи никакого отношения не имеют (они близки только по звучанию). А на деле все гораздо более прозаично. Именно с 14 августа наши предки начинали собирать мак и печь первые пироги с этой вкусной начинкой.
Не забудьте посвятить в церкви маковейчик – букет, который будет оберегать ваш дом на протяжении целого года, до наступления следующего Медового Спаса. К слову, если ребенок плохо засыпает или неспокойно спит, ему под подушку кладут освященную маковую головку.
Яблочный спас, или пришел спас – яблоко припас
По христианской традиции 19 августа отмечают праздник с не менее длинным названием, чем предыдущий, – Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. И вспоминают о чудесном событии, описанном в Евангелии.
Однажды Иисус вместе со своими учениками – Петром, Иаковом и Иоанном – отправился на гору Фавор, что в Галилее, дабы вместе с апостолами помолиться. Во время молитвы Он «преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет».
Рядом с Иисусом появились древние пророки – Моисей и Илия. Апостолы замерли в немом удивлении, и вдруг в этот миг явилось облако, осенившее всех, и ученики услышали голос: «Сей есть Сын Мой возлюбленный... Его слушайте».
Преображение Иисуса еще раз показало, что в нем соединены два естества – божественное и человеческое. В народе этот праздник получил название Спас на горе (напомним, что сие чудесное событие произошло именно на горе Фавор).
А еще до прихода христианства наши предки традиционно отмечали праздник сбора урожая, чествовали матушку-природу, которая щедро одаривала своих сыновей и дочерей вкусными плодами.
В этот день в первый раз лакомились фруктами, особенно яблочками – наливными, румяными, ароматными. Их дарили друг другу на счастье, с пожеланиями добра.
Люди свято верили, что 19 августа чудо-плоды приобретают магическую силу. А поэтому, откусив яблоко, загадывали желание. Попробуйте сделать так же, ведь наши предки были убеждены: задуманное сбудется! Яблочные гадания в этот день были особенно точными.
И конечно же, на столах особое почетное место занимали вкуснейшие пироги и пирожки с яблоками и золотистое яблочное варенье.
На закате все выходили в поле, чтобы песнями проводить лето – считалось, что оно после Яблочного Спаса начинает сменяться осенью...
После крещения Руси яблоки, виноград и другие фрукты стали освящать в храмах – во имя Христа. Согласно этой традиции все, что живет и растет в мире, от человека до растений, должно быть посвящено Богу.
До Яблочного Спаса церковь не рекомендовала есть ни овощи (кроме огурцов), ни фрукты, а кто запрет нарушал – тот считался настоящим грешником. Поэтому с наступлением этого дня и взрослые, и дети с радостью лакомились ароматными плодами. Также существовала традиция угощать освященными яблоками бедных. «На Второй Спас и нищий яблочко съест», – говорили в народе.
Третий спас – хлеба припас!
29 августа православная церковь отмечает перенесение из Эдессы в Константинополь Нерукотворного образа Господа нашего Иисуса Христа. И связан праздник с еще одним чудом.
В давние времена случилось так, что князь Эдессы (одного из сирийских городов), Авгарь, заболел проказой. Несчастный долго лечился, призывал к себе новых и новых лекарей – но все безрезультатно.
Однажды он услышал о чудотворце из Палестины. Поговаривали, будто волшебник одним видом своим исцеляет недуги. И тогда Авгарь отправил к врачевателю своего художника. Наверное, вы уже догадались, что этим чудесный лекарем оказался Иисус Христос. Художник прибывший к Иисусу, не смог написать портрет Богочеловека. Тогда Христос умыл лицо, отер его полотенцем (убрусом), на котором остался отпечаток, и вручил его художнику. Как только Авгарь прикоснулся к полотенцу – тут же исцелился.
Позднее Нерукотворный образ был помещен в нише над городскими воротами Эдессы; а впоследствии, при язычниках, замурован глиняной доской (черепицей) и кирпичами. Обретен в 545 году вместе с новым отпечатком на черепице, а в 944 году (опять же – 29 августа) перенесен в Константинополь (христиане выкупили святыню у арабов).
К великому сожалению, Нерукотворный образ исчез в 1204 году, после нашествия крестоносцев.
В народе этот день известен как Третий Спас, а еще – Ореховый, Хлебный, Спас на холсте. Спросите, почему? Обо всем по порядку.
Ореховым Спасом праздник называли потому, что именно к этому дню поспевали лесные орехи. В старину, прежде чем всем идти на сбор орехов, в лес отправляли одну из самых уважаемых женщин. Она собирала первый урожай, который объявляли нормой для других женщин. Затем все они шли в лес, расстилали ковры и отправлялись на поиски орехов. Добычу выкладывали на общий ковер, и начиналось настоящее гулянье – веселье, песни, пляски. Позднее к компании присоединялись мужчины, и праздник продолжался до утра.
Существовали и особые ритуалы. Если находили два сросшихся ореха, левой рукой укладывали их в кошелек – считалось, что весь год будут деньги водиться.
А еще девушки и женщины гадали по орешкам. Первый найденный орех обязательно надо было попробовать и по виду, содержанию и вкусу «прочитать» его значение.
Пустой – не жди перемен.
Гнилой – к беде.
Горький – к измене.
Сладкий – к счастливой любви.
Спелый – к благополучию.
Незрелый – к важным новостям.
Чтобы узнать, сбудется ли заветная мечта, нужно было мысленно загадать желание (вслух не произносить!) и бросить в костер орех. Если он вспыхнет и запылает – сбудется.
В бытовой магии орешник считался благословенным, его ветки и плоды защищали от порчи. Для этого из двух веток делали крест и прикрепляли над дверью или над окнами. Кроме того, веткой орешника очерчивали магическое защитное кольцо вокруг жилища – оно не подпускало злые силы. А сами орешки прятали в укромных местах в доме и никому о них не рассказывали.
Орешков во время Спаса старались собрать как можно больше, считалось: сколько орехов – столько и радостей будет в семье. Может быть, и нам с вами отправиться в лес и набрать полную корзинку радостей?
Кроме того, в этот день обязательно пекли хлеб и пироги из муки нового урожая. Угощались сами и кормили ласточек. Славяне считали, что птицы, улетающие в теплые края одними из первых, общаются с предками рода, особенно – если они живут под крышей дома. И заручиться поддержкой пращуров было очень важно: они в случае чего защитят от нечистой силы, болезней и горестей. Так что вы тоже можете попробовать испечь хлеб и угостить им ласточек. Не удивительно, что Третий Спас был назван Хлебным.
Есть у праздника и другие названия – Спас на полотне, или Холщовый Спас. Почему? Третий Спас наши предки считали самым благоприятным для торговли полотнами и холстами. Заботливые мамочки откладывали «спасовское» полотно, из которого потом шили одежду самому младшему ребенку в семье – считалось, что она принесет ему удачу.