| |
Последние темы | » Давайте знакомиться!Чт Янв 20, 2022 1:32 pm автор Светлана55» GOLDEN TORNADO DANTEПт Сен 10, 2021 12:29 am автор Aleks » Ключи подключения к потокам БожествСр Дек 02, 2020 1:40 pm автор Гэлла » СТАРШИЙ АЛФАВИТ ТЭРЦИИ СИБЕЛЛИУСА. Ср Авг 12, 2020 10:41 pm автор тётя Соня» Доступ на форумСб Июл 18, 2020 6:44 am автор deliya » Заклинания стихии ЗемляЧт Окт 31, 2019 3:19 pm автор Верена » Оракул " Лунный свет".Пт Июл 26, 2019 10:58 pm автор тётя Соня» Энергии стихий.Чт Апр 11, 2019 7:56 pm автор Wild woman» Ваши отзывы о нашем форуме, практиках и занятияхСб Апр 06, 2019 10:37 am автор Светлана55» АЛФАВИТ АВРААМАСр Мар 27, 2019 9:31 pm автор тома » Йога для лицаСр Мар 27, 2019 12:08 pm автор Kygupyda » Выход в астрал по методу астрального каната. Быстрый способСр Мар 27, 2019 12:08 pm автор Kygupyda » Обитатели астралаСр Мар 27, 2019 12:07 pm автор Kygupyda » Маски для сухих волосВт Мар 26, 2019 12:18 pm автор Kygupyda » АЛФАВИТ ИЦХАКА Пн Мар 25, 2019 8:42 am автор новичок » 30 причин встать на коврикСб Мар 16, 2019 7:40 pm автор Kygupyda » Как начать заниматься йогой домаСб Мар 16, 2019 7:39 pm автор Kygupyda » О профессионалах и не очень. Или как выбрать специалиста.Сб Мар 02, 2019 4:52 am автор Wild woman» Отвечу на ваш вопрос Да-Нет.Проработка колоды Позолоченное Таро Чиро Марчетти от Есении.Пт Янв 11, 2019 6:25 pm автор Есения» КОПТСКИЙ МАГИЧЕСКИЙ АЛФАВИТЧт Дек 27, 2018 11:07 pm автор тётя Соня |
Кто сейчас на форуме | Сейчас посетителей на форуме: 421, из них зарегистрированных: 0, скрытых: 0 и гостей: 421 :: 1 поисковая система Нет Больше всего посетителей ( 583) здесь было Ср Мар 13, 2013 9:11 pm |
Приветствуем Вас на форуме "Дом"
* * * * *
Вы можете оставаться гостем, но будет гораздо приятнее, если Вы войдёте под своим логином или пройдёте процесс регистрации.
|
|
| Родительские вселенские субботы | |
| Автор | Сообщение |
---|
бука
Активность : 1416
| Тема: Родительские вселенские субботы Ср Ноя 25, 2015 6:34 am | |
| 1 В нашем народе, как известно, обычно называют покойников, своих и чужих, старых и малых, — родителями. Так, например, когда принесут в храм тело усопшего, народ наш обычно выражается при этом так: “в церкви родителей”, хотя речь могла идти и о младенце или об отроке умершем.
А выражение “идти на родителей” значит — идти на могилы умерших, родных и даже чужих. Наименование покойников “родителями”, то есть принадлежащими уже к отцам, к которым они отошли, возбуждает в нас благоговение к их памяти. Отсюда — дни, или собственно субботы, в которые совершается вселенское, или всецерковное, поминовение умерших, получили название “родительских суббот”. В субботы, а не в другие дни, полагается моление об умерших потому, что во все седмицы года поминовение усопших бывает преимущественно по субботам. День субботы, как день покоя, по самому своему значению, есть наиболее приемлемый для моления о упокоении умерших со святыми.
Вселенских родительских суббот пять: мясопустная, троицкая и субботы 2-й, 3-й и 4-й недель (седмиц) Великого поста.
Мясопустная родительская вселенская суббота
Заупокойная служба в субботу мясопустную озаглавлена так: “Память совершаем всех от века усопших православных христиан, отец и братий наших”.
Сделаем небольшую выписку из синаксаря (Синаксарь (от греческого слова “синаксис” – собрание, соединение) значит – чтение, выбраное из писаний святых отцов и церковных преданий. В синаксарях, которые положено читать на утрени по 6-й песни канона, или содержится объяснение празднуемого события (синаксари на все праздники) или значение и причина того или другого учреждения (установления) Церкви (поминовения умерших и т.д.) или заключается толкование, почему с известным днем соединяется такое-то воспоминание [синаксари в недели (седмицы) мясопустную, сыропустную, в три первых дня Страстной недели (седмицы) и другие]. В настоящее время синаксари, как таковые, за службами не читаются. (Однако в некоторых монастырях и храмах имеет место практика чтения житий святых или описаний празднуемых событий. Великим постом, на утрени четверга 5-й седмицы, читается житие преподобной Марии Египетской. – Ред.) на этот день:
“Святые отцы узаконили совершать поминовение о всех умерших по следующей причине. Многие весьма нередко умирают неестественной смертью, например: во время странствования по морям, в непроходимых горах, в ущельях и пропастях; случается, гибнут от голода, на пожарах, на войне, замерзают. И кто перечтет (перечислит) все роды и виды нечаянной и никем не ожидаемой смерти? И все таковые лишаются узаконенного псалмопения и заупокойных молитв. Вот почему святые отцы, движимые человеколюбием, установили, основываясь на учении апостольском, совершать это общее, вселенское поминовение, чтобы никто, – когда бы, где бы и как бы ни окончил земную жизнь, – не лишился молитв Церкви”.
Итак, установление вселенской родительской субботы перед неделей (седмицей) мясопустной восходит к преданию апостольскому, что подтверждается Уставом Святой Церкви, изложенным в V веке преподобным Саввой Освященным на основании древнейшего предания, и обычаем древних христиан собираться в определенные дни на кладбище для поминовения умерших, о чем сохранилось письменное свидетельство IV века (святой Иоанн Златоуст в Словах 62-м и 18-м).
Основанием для установления этого поминовения послужило то, что в воскресный день седмицы сырной (масленицы) Святая Церковь совершает воспоминание Второго пришествия Христова, и потому накануне этого дня, как бы в день, предшествующий Страшному суду Христову, и притом приближаясь к духовным подвигам Святой Четыредесятницы, когда нам следует войти в теснейший союз любви со всеми членами Царства Христова – и святыми, и живущими, и умершими, предстательствует обо всех от Адама до днесь (до нынешних дней) усопших во благочестии и правой вере праотцах, отцах и братиях наших от всякого рода: от рода царей, князей, монашествующих, мирян, юношей и старцев, и всех, яже (кого) вода покры, брань пожат (война истребила), трус объят (землетрясение поглотило), убийцы убиша, огнь попали, бывшие (в) снедь зверям, птицам и гадам, погибшие от молнии и измершие (умершие) мразом (на морозе); яже уби меч, конь совосхити (унёс, похитил), яже удави плинфа (придавила плита, камень) или персть посыпа (землей засыпало), яже убиша чаровная напоения (напитки), отравы, костная удавления, – внезапно умерших и оставшихся без узаконенного погребения, – предстательствует, умоляя Праведного Судию явить им Свою милость в день нелицеприятного всем воздаяния.
В заупокойной ектений в субботу мясопустную взывается (возглашается): “Еще молимся о упокоении душ рабов Божиих, праотец, отец и братий, зде лежащих и повсюду, православных христиан”. При этом поименно воспоминаются по особой книжке (“Реестр, како по всех Высочайших персонах поминовение чинить на вселенских панихидах”) (В настоящее время эта практика не соблюдается. – Ред.) усопшие православные благочестивые Императоры, Цари, Великие князья и благочестивые Императрицы, Царицы, Княгини. В иных храмах при этом ставится перед Царскими дверями стол, на столе Распятие и перед ним - свеча, а иногда и кутия. (Кутия, иначе коливо (т. е. вареная пщеница, смешанная с мёдом), поставляемая как при совершении заупокойной литии, так и панихиды, служит напоминанием о Воскресении умершего. Как зерно, чтобы образовать колос и дать плод, должно быть положено в землю и там истлеть, так и тело умершего должно быть предано земле и испытать истление, чтобы потом востать для Будущей жизни (1 Кор. 15, 36 – 38; Ин. 12, 24). Мёд знаменует сладость благ будущей жизни.) В других храмах ставится перед Царскими дверями только свеча на большом подсвечнике.
Из службы в субботу мясопустную. Стихиры на “Господи, воззвах”:
“Верные! Воспоминая всех усопших от начала мира, которые провели жизнь благочестиво, будем воспевать Спасителя и Господа, усердно прося, чтобы они могли дать ответ в час суда Ему, Самому Богу нашему, Судии всех живущих на земле, чтобы они, радостные, удостоились стать одесную (по правую руку) Его, на стороне угодивших Ему, получили участие (участь) со святыми, в светлом и вечно блаженном Его Царстве Небесном”.
“Спаситель! Ты, искупивший людей Своей Кровию, избавивший нас Своей смертию от горькой смерти и Воскресением Своим дарующий нам жизнь Вечную, – упокой, Господи, всех усопших в благочестии, где бы кто ни окончил жизнь: в пустынях или городах, в море или на суше, всех – царей, священников, архиереев, монахов и мирских, всякого возраста, и удостой их Небесного Твоего Царства”.
“Христе! Через Твое Воскресение смерть уже не владеет скончавшимися в благочестии. Поэтому и молимся Тебе прилежно: упокой рабов Твоих в Твоем блаженном обиталище, там, где пребывает Авраам, – всех, от Адама и до сего дня послуживших Тебе верно, отцев и братьев наших и друзей, и родных, переселившихся к Тебе различным образом. Боже! Удостой их всех Небесного Твоего Царства”.
“Плачу и рыдаю, когда размышляю о смерти и вижу, как в гробах лежит созданная по образу Божию наша красота – безобразная, бесславная, не имеющая уже вида. О, чудо! Что это за таинство совершается над нами? Как это мы предаемся тлению? Как подчинились смерти? Истинно повелением Бога, как писано, дарующего упокоение скончавшимся”.
Тропарь. “Единый Создатель, глубиною мудрости человеколюбиво все устрояющий и всем дарующий полезное, Господи, упокой души рабов Твоих, потому что они возложили свои надежды на Тебя, Творца, Промыслителя и Бога нашего”.
(Стихиры и тропарь даны автором на русском языке. – Ред.)
Из канона, певаемого в субботу мясопустную:
“Яже покры вода, и брань пожат, трус же яже объят, и убийцы убиша, и огнь, яже попали верныя, Милостиве, в части учини праведных” (песнь 1, тропарь 4).
“Яже уби меч, и конь восхити, град, снег и туча умноженная, яже удави плинфа или персть посыпа, Христе Спасе наш, упокой” (песнь 4, тропарь 4).
“Умершим напрасно (внезапно) от случаев, от клича же зельнаго (крика сильного), скораго течения, и заушения, удавления же от искренняго (искренний – всякий человек. – Ред.), и лягания (здесь – ото сна), Господи славы, верою усопшим ослаби (прости) во веки” (песнь 8, тропарь 4).
“Умершия Божиим прещением (здесь наказанием): смертных громов всяких с небесе изнесенных, земли разседшейся, морю восшумевшуся, вся верныя, Христе, упокой” (песнь 9, тропарь 3). В нашем народе, как известно, обычно называют покойников, своих и чужих, старых и малых, — родителями. Так, например, когда принесут в храм тело усопшего, народ наш обычно выражается при этом так: “в церкви родителей”, хотя речь могла идти и о младенце или об отроке умершем.
А выражение “идти на родителей” значит — идти на могилы умерших, родных и даже чужих. Наименование покойников “родителями”, то есть принадлежащими уже к отцам, к которым они отошли, возбуждает в нас благоговение к их памяти. Отсюда — дни, или собственно субботы, в которые совершается вселенское, или всецерковное, поминовение умерших, получили название “родительских суббот”. В субботы, а не в другие дни, полагается моление об умерших потому, что во все седмицы года поминовение усопших бывает преимущественно по субботам. День субботы, как день покоя, по самому своему значению, есть наиболее приемлемый для моления о упокоении умерших со святыми.
Вселенских родительских суббот пять: мясопустная, троицкая и субботы 2-й, 3-й и 4-й недель (седмиц) Великого поста.
Мясопустная родительская вселенская суббота
Заупокойная служба в субботу мясопустную озаглавлена так: “Память совершаем всех от века усопших православных христиан, отец и братий наших”.
Сделаем небольшую выписку из синаксаря (Синаксарь (от греческого слова “синаксис” – собрание, соединение) значит – чтение, выбраное из писаний святых отцов и церковных преданий. В синаксарях, которые положено читать на утрени по 6-й песни канона, или содержится объяснение празднуемого события (синаксари на все праздники) или значение и причина того или другого учреждения (установления) Церкви (поминовения умерших и т.д.) или заключается толкование, почему с известным днем соединяется такое-то воспоминание [синаксари в недели (седмицы) мясопустную, сыропустную, в три первых дня Страстной недели (седмицы) и другие]. В настоящее время синаксари, как таковые, за службами не читаются. (Однако в некоторых монастырях и храмах имеет место практика чтения житий святых или описаний празднуемых событий. Великим постом, на утрени четверга 5-й седмицы, читается житие преподобной Марии Египетской. – Ред.) на этот день:
“Святые отцы узаконили совершать поминовение о всех умерших по следующей причине. Многие весьма нередко умирают неестественной смертью, например: во время странствования по морям, в непроходимых горах, в ущельях и пропастях; случается, гибнут от голода, на пожарах, на войне, замерзают. И кто перечтет (перечислит) все роды и виды нечаянной и никем не ожидаемой смерти? И все таковые лишаются узаконенного псалмопения и заупокойных молитв. Вот почему святые отцы, движимые человеколюбием, установили, основываясь на учении апостольском, совершать это общее, вселенское поминовение, чтобы никто, – когда бы, где бы и как бы ни окончил земную жизнь, – не лишился молитв Церкви”.
Итак, установление вселенской родительской субботы перед неделей (седмицей) мясопустной восходит к преданию апостольскому, что подтверждается Уставом Святой Церкви, изложенным в V веке преподобным Саввой Освященным на основании древнейшего предания, и обычаем древних христиан собираться в определенные дни на кладбище для поминовения умерших, о чем сохранилось письменное свидетельство IV века (святой Иоанн Златоуст в Словах 62-м и 18-м).
Основанием для установления этого поминовения послужило то, что в воскресный день седмицы сырной (масленицы) Святая Церковь совершает воспоминание Второго пришествия Христова, и потому накануне этого дня, как бы в день, предшествующий Страшному суду Христову, и притом приближаясь к духовным подвигам Святой Четыредесятницы, когда нам следует войти в теснейший союз любви со всеми членами Царства Христова – и святыми, и живущими, и умершими, предстательствует обо всех от Адама до днесь (до нынешних дней) усопших во благочестии и правой вере праотцах, отцах и братиях наших от всякого рода: от рода царей, князей, монашествующих, мирян, юношей и старцев, и всех, яже (кого) вода покры, брань пожат (война истребила), трус объят (землетрясение поглотило), убийцы убиша, огнь попали, бывшие (в) снедь зверям, птицам и гадам, погибшие от молнии и измершие (умершие) мразом (на морозе); яже уби меч, конь совосхити (унёс, похитил), яже удави плинфа (придавила плита, камень) или персть посыпа (землей засыпало), яже убиша чаровная напоения (напитки), отравы, костная удавления, – внезапно умерших и оставшихся без узаконенного погребения, – предстательствует, умоляя Праведного Судию явить им Свою милость в день нелицеприятного всем воздаяния.
В заупокойной ектений в субботу мясопустную взывается (возглашается): “Еще молимся о упокоении душ рабов Божиих, праотец, отец и братий, зде лежащих и повсюду, православных христиан”. При этом поименно воспоминаются по особой книжке (“Реестр, како по всех Высочайших персонах поминовение чинить на вселенских панихидах”) (В настоящее время эта практика не соблюдается. – Ред.) усопшие православные благочестивые Императоры, Цари, Великие князья и благочестивые Императрицы, Царицы, Княгини. В иных храмах при этом ставится перед Царскими дверями стол, на столе Распятие и перед ним - свеча, а иногда и кутия. (Кутия, иначе коливо (т. е. вареная пщеница, смешанная с мёдом), поставляемая как при совершении заупокойной литии, так и панихиды, служит напоминанием о Воскресении умершего. Как зерно, чтобы образовать колос и дать плод, должно быть положено в землю и там истлеть, так и тело умершего должно быть предано земле и испытать истление, чтобы потом востать для Будущей жизни (1 Кор. 15, 36 – 38; Ин. 12, 24). Мёд знаменует сладость благ будущей жизни.) В других храмах ставится перед Царскими дверями только свеча на большом подсвечнике.
Из службы в субботу мясопустную. Стихиры на “Господи, воззвах”:
“Верные! Воспоминая всех усопших от начала мира, которые провели жизнь благочестиво, будем воспевать Спасителя и Господа, усердно прося, чтобы они могли дать ответ в час суда Ему, Самому Богу нашему, Судии всех живущих на земле, чтобы они, радостные, удостоились стать одесную (по правую руку) Его, на стороне угодивших Ему, получили участие (участь) со святыми, в светлом и вечно блаженном Его Царстве Небесном”.
“Спаситель! Ты, искупивший людей Своей Кровию, избавивший нас Своей смертию от горькой смерти и Воскресением Своим дарующий нам жизнь Вечную, – упокой, Господи, всех усопших в благочестии, где бы кто ни окончил жизнь: в пустынях или городах, в море или на суше, всех – царей, священников, архиереев, монахов и мирских, всякого возраста, и удостой их Небесного Твоего Царства”.
“Христе! Через Твое Воскресение смерть уже не владеет скончавшимися в благочестии. Поэтому и молимся Тебе прилежно: упокой рабов Твоих в Твоем блаженном обиталище, там, где пребывает Авраам, – всех, от Адама и до сего дня послуживших Тебе верно, отцев и братьев наших и друзей, и родных, переселившихся к Тебе различным образом. Боже! Удостой их всех Небесного Твоего Царства”.
“Плачу и рыдаю, когда размышляю о смерти и вижу, как в гробах лежит созданная по образу Божию наша красота – безобразная, бесславная, не имеющая уже вида. О, чудо! Что это за таинство совершается над нами? Как это мы предаемся тлению? Как подчинились смерти? Истинно повелением Бога, как писано, дарующего упокоение скончавшимся”.
Тропарь. “Единый Создатель, глубиною мудрости человеколюбиво все устрояющий и всем дарующий полезное, Господи, упокой души рабов Твоих, потому что они возложили свои надежды на Тебя, Творца, Промыслителя и Бога нашего”.
(Стихиры и тропарь даны автором на русском языке. – Ред.)
Из канона, певаемого в субботу мясопустную:
“Яже покры вода, и брань пожат, трус же яже объят, и убийцы убиша, и огнь, яже попали верныя, Милостиве, в части учини праведных” (песнь 1, тропарь 4).
“Яже уби меч, и конь восхити, град, снег и туча умноженная, яже удави плинфа или персть посыпа, Христе Спасе наш, упокой” (песнь 4, тропарь 4).
“Умершим напрасно (внезапно) от случаев, от клича же зельнаго (крика сильного), скораго течения, и заушения, удавления же от искренняго (искренний – всякий человек. – Ред.), и лягания (здесь – ото сна), Господи славы, верою усопшим ослаби (прости) во веки” (песнь 8, тропарь 4).
“Умершия Божиим прещением (здесь наказанием): смертных громов всяких с небесе изнесенных, земли разседшейся, морю восшумевшуся, вся верныя, Христе, упокой” (песнь 9, тропарь 3). В нашем народе, как известно, обычно называют покойников, своих и чужих, старых и малых, — родителями. Так, например, когда принесут в храм тело усопшего, народ наш обычно выражается при этом так: “в церкви родителей”, хотя речь могла идти и о младенце или об отроке умершем.
А выражение “идти на родителей” значит — идти на могилы умерших, родных и даже чужих. Наименование покойников “родителями”, то есть принадлежащими уже к отцам, к которым они отошли, возбуждает в нас благоговение к их памяти. Отсюда — дни, или собственно субботы, в которые совершается вселенское, или всецерковное, поминовение умерших, получили название “родительских суббот”. В субботы, а не в другие дни, полагается моление об умерших потому, что во все седмицы года поминовение усопших бывает преимущественно по субботам. День субботы, как день покоя, по самому своему значению, есть наиболее приемлемый для моления о упокоении умерших со святыми.
Вселенских родительских суббот пять: мясопустная, троицкая и субботы 2-й, 3-й и 4-й недель (седмиц) Великого поста.
Мясопустная родительская вселенская суббота
Заупокойная служба в субботу мясопустную озаглавлена так: “Память совершаем всех от века усопших православных христиан, отец и братий наших”.
Сделаем небольшую выписку из синаксаря (Синаксарь (от греческого слова “синаксис” – собрание, соединение) значит – чтение, выбраное из писаний святых отцов и церковных преданий. В синаксарях, которые положено читать на утрени по 6-й песни канона, или содержится объяснение празднуемого события (синаксари на все праздники) или значение и причина того или другого учреждения (установления) Церкви (поминовения умерших и т.д.) или заключается толкование, почему с известным днем соединяется такое-то воспоминание [синаксари в недели (седмицы) мясопустную, сыропустную, в три первых дня Страстной недели (седмицы) и другие]. В настоящее время синаксари, как таковые, за службами не читаются. (Однако в некоторых монастырях и храмах имеет место практика чтения житий святых или описаний празднуемых событий. Великим постом, на утрени четверга 5-й седмицы, читается житие преподобной Марии Египетской. – Ред.) на этот день:
“Святые отцы узаконили совершать поминовение о всех умерших по следующей причине. Многие весьма нередко умирают неестественной смертью, например: во время странствования по морям, в непроходимых горах, в ущельях и пропастях; случается, гибнут от голода, на пожарах, на войне, замерзают. И кто перечтет (перечислит) все роды и виды нечаянной и никем не ожидаемой смерти? И все таковые лишаются узаконенного псалмопения и заупокойных молитв. Вот почему святые отцы, движимые человеколюбием, установили, основываясь на учении апостольском, совершать это общее, вселенское поминовение, чтобы никто, – когда бы, где бы и как бы ни окончил земную жизнь, – не лишился молитв Церкви”.
Итак, установление вселенской родительской субботы перед неделей (седмицей) мясопустной восходит к преданию апостольскому, что подтверждается Уставом Святой Церкви, изложенным в V веке преподобным Саввой Освященным на основании древнейшего предания, и обычаем древних христиан собираться в определенные дни на кладбище для поминовения умерших, о чем сохранилось письменное свидетельство IV века (святой Иоанн Златоуст в Словах 62-м и 18-м).
Основанием для установления этого поминовения послужило то, что в воскресный день седмицы сырной (масленицы) Святая Церковь совершает воспоминание Второго пришествия Христова, и потому накануне этого дня, как бы в день, предшествующий Страшному суду Христову, и притом приближаясь к духовным подвигам Святой Четыредесятницы, когда нам следует войти в теснейший союз любви со всеми членами Царства Христова – и святыми, и живущими, и умершими, предстательствует обо всех от Адама до днесь (до нынешних дней) усопших во благочестии и правой вере праотцах, отцах и братиях наших от всякого рода: от рода царей, князей, монашествующих, мирян, юношей и старцев, и всех, яже (кого) вода покры, брань пожат (война истребила), трус объят (землетрясение поглотило), убийцы убиша, огнь попали, бывшие (в) снедь зверям, птицам и гадам, погибшие от молнии и измершие (умершие) мразом (на морозе); яже уби меч, конь совосхити (унёс, похитил), яже удави плинфа (придавила плита, камень) или персть посыпа (землей засыпало), яже убиша чаровная напоения (напитки), отравы, костная удавления, – внезапно умерших и оставшихся без узаконенного погребения, – предстательствует, умоляя Праведного Судию явить им Свою милость в день нелицеприятного всем воздаяния.
В заупокойной ектений в субботу мясопустную взывается (возглашается): “Еще молимся о упокоении душ рабов Божиих, праотец, отец и братий, зде лежащих и повсюду, православных христиан”. При этом поименно воспоминаются по особой книжке (“Реестр, како по всех Высочайших персонах поминовение чинить на вселенских панихидах”) (В настоящее время эта практика не соблюдается. – Ред.) усопшие православные благочестивые Императоры, Цари, Великие князья и благочестивые Императрицы, Царицы, Княгини. В иных храмах при этом ставится перед Царскими дверями стол, на столе Распятие и перед ним - свеча, а иногда и кутия. (Кутия, иначе коливо (т. е. вареная пщеница, смешанная с мёдом), поставляемая как при совершении заупокойной литии, так и панихиды, служит напоминанием о Воскресении умершего. Как зерно, чтобы образовать колос и дать плод, должно быть положено в землю и там истлеть, так и тело умершего должно быть предано земле и испытать истление, чтобы потом востать для Будущей жизни (1 Кор. 15, 36 – 38; Ин. 12, 24). Мёд знаменует сладость благ будущей жизни.) В других храмах ставится перед Царскими дверями только свеча на большом подсвечнике.
Из службы в субботу мясопустную. Стихиры на “Господи, воззвах”:
“Верные! Воспоминая всех усопших от начала мира, которые провели жизнь благочестиво, будем воспевать Спасителя и Господа, усердно прося, чтобы они могли дать ответ в час суда Ему, Самому Богу нашему, Судии всех живущих на земле, чтобы они, радостные, удостоились стать одесную (по правую руку) Его, на стороне угодивших Ему, получили участие (участь) со святыми, в светлом и вечно блаженном Его Царстве Небесном”.
“Спаситель! Ты, искупивший людей Своей Кровию, избавивший нас Своей смертию от горькой смерти и Воскресением Своим дарующий нам жизнь Вечную, – упокой, Господи, всех усопших в благочестии, где бы кто ни окончил жизнь: в пустынях или городах, в море или на суше, всех – царей, священников, архиереев, монахов и мирских, всякого возраста, и удостой их Небесного Твоего Царства”.
“Христе! Через Твое Воскресение смерть уже не владеет скончавшимися в благочестии. Поэтому и молимся Тебе прилежно: упокой рабов Твоих в Твоем блаженном обиталище, там, где пребывает Авраам, – всех, от Адама и до сего дня послуживших Тебе верно, отцев и братьев наших и друзей, и родных, переселившихся к Тебе различным образом. Боже! Удостой их всех Небесного Твоего Царства”.
“Плачу и рыдаю, когда размышляю о смерти и вижу, как в гробах лежит созданная по образу Божию наша красота – безобразная, бесславная, не имеющая уже вида. О, чудо! Что это за таинство совершается над нами? Как это мы предаемся тлению? Как подчинились смерти? Истинно повелением Бога, как писано, дарующего упокоение скончавшимся”.
Тропарь. “Единый Создатель, глубиною мудрости человеколюбиво все устрояющий и всем дарующий полезное, Господи, упокой души рабов Твоих, потому что они возложили свои надежды на Тебя, Творца, Промыслителя и Бога нашего”.
(Стихиры и тропарь даны автором на русском языке. – Ред.)
Из канона, певаемого в субботу мясопустную:
“Яже покры вода, и брань пожат, трус же яже объят, и убийцы убиша, и огнь, яже попали верныя, Милостиве, в части учини праведных” (песнь 1, тропарь 4).
“Яже уби меч, и конь восхити, град, снег и туча умноженная, яже удави плинфа или персть посыпа, Христе Спасе наш, упокой” (песнь 4, тропарь 4).
“Умершим напрасно (внезапно) от случаев, от клича же зельнаго (крика сильного), скораго течения, и заушения, удавления же от искренняго (искренний – всякий человек. – Ред.), и лягания (здесь – ото сна), Господи славы, верою усопшим ослаби (прости) во веки” (песнь 8, тропарь 4).
“Умершия Божиим прещением (здесь наказанием): смертных громов всяких с небесе изнесенных, земли разседшейся, морю восшумевшуся, вся верныя, Христе, упокой” (песнь 9, тропарь 3).
|
| | | бука
Активность : 1416
| Тема: Re: Родительские вселенские субботы Ср Ноя 25, 2015 6:35 am | |
| 2 Троицкая вселенская родительская суббота
Как перед воспоминанием о Страшном суде в Неделю (Воскресение) мясопустную Святая Церковь обращает мысли христиан к будущей участи умерших и назначает моление о них в Неделю мясопустную, так после воспоминания об искуплении всех людей Святая Церковь воспоминает об умерших и назначает особый день для молитвы о них, именно – субботу перед Пятидесятницей (Днем Святой Троицы). В этот день совершается память всех усопших благочестивых христиан, отец и братий наших.
Начало Троицкой родительской субботы восходит также ко временам апостольским. Указание на это находим в словах святого апостола Петра, произнесенных им в День первой христианской Пятидесятницы, когда он говорит о Воскресшем Спасителе: “Его же Бог воскреси, разрешив болезни смертныя (расторгнув узы смерти)” (Деян. 2, 24), и в Постановлениях апостольских, где говорится, что апостолы, исполнившись Святого Духа в День Пятидесятницы, проповедовали иудеям и язычникам об Иисусе Христе, Сыне Божием, Судии живых и мертвых (книга 5-я, глава 19).
В День Пятидесятницы искупление мира было запечатлено освящающей и совершительной силой Животворящего Пресвятого Духа, благодатно и спасительно простирающейся на живущих и умерших. Поэтому и Святая Церковь, как в мясопустную субботу, представляющую как бы последний день мира, так и в Троицкую, представляющую собой последний день Церкви Ветхозаветной перед раскрытием во всей силе Церкви Христовой в День Пятидесятницы, молится о всех усопших отцах и братиях, а в самый День Пятидесятницы возносит о них следующие молитвы Господу:
“Приснотекущий (Неиссякаемый), Животный (Животворный), Просветительный Источниче, соприсносущная Отцу содетельная (творческая) Сило, все смотрение за спасение человеческое (Провидение, Промысл о спасении человеческом) прекрасне исполнивый, Христе Боже наш, смерти узы (цепи) неразрешимыя и заклепы (запоры) адовы расторгнувый, лукавых же духов множество поправый. Приведый Себе о нас непорочное заколение и Тело давый Пречистое в Жертву, (для) всякаго греха неприкосновенное же и непроходное (недоступное и неприступное), и страшным сим (этим) и неисповедимым (неизреченным) священнодействием живот нам Вечный (жизнь Вечную) даровавый, во ад сшедый и вереи (замки) вечныя сокрушивый, и во тме седящим восход (ступени к выходу) показавый, начало злобнаго (имеющего в себе начало зла) же и глубиннаго (во глубине кроющегося) змия богомудростным льщением уловивый (Божественной мудростию одолевый) и веригами (оковами) мрака связавый в тартаре (бездне адской) и огни негасимом, и во тме кромешней неисчетносильною (неисповедимой в могуществе) Твоею затвердивый крепостию (закрывший, заперший Твоей властью), Великоименитая Премудросте Отчая, напаствуемым Великий Помощник явивыйся и просветивый седящия во тме и сени смертней (в неведении Истинного Бога [что приносит смерть вечную]), Ты, славы присносущныя (всегда существующей) Господи и Отца Вышняго Сыне Возлюбленный, Присносущный Свете от Присносущнаго Света, Солнце правды! Услыши нас, молящихся Тебе, и упокой души рабов Твоих, прежде усопших отец и братий наших, и прочиих сродников по плоти, и всех своих в вере, о нихже и память творим ныне, яко в Тебе всех держава (сила, власть) и в руце Твоей содержиши вся концы (все края) земли. Владыко Вседержителю, Боже отец и Господи милости, рода смертнаго же и безсмертнаго и всякаго естества человеческаго Содетелю, составляемаго же и паки разрешаемаго, живота же и скончания (конца, смерти), еже зде пребывания и еже тамо преложения (изменения), лета (годы) измеряяй живым и времена уставляяй (определяяй) смерти, низводяй во ад и возводяй, связуяй в немощи и отпущаяй в силе, настоящая потребне (необходимое) строяй и будущая полезно управляяй, смертным жалом уязвенных (пораженных) Воскресения надеждами веселяяй! Сам убо, Владыко всех, Боже Спасителю наш, Надежде всех концев земли и сущих в мори далече, Иже в сей (в этот) последний и великий спасительный День Пятидесятницы праздника тайну Святыя и Единосущныя, и Соприсносущныя, и Неразделимыя, и Неслиянныя Троицы показавый нам, и наитие и пришествие Святаго и Животворящаго Твоего Духа, в виде огненных языков, на святыя Твоя апостолы излиявый и благовестниками (и провозвестниками) тех поставивый благочестивыя нашея веры и исповедники и проповедники истиннаго богословия показавый. Иже и в сей всесовершенный и спасительный праздник очищения убо молитвенная о иже во аде держимых (о тех, кто во аде содержится) сподобивый приимати, великия же подаваяй нам надежды ослабления (освобождения) содержимым от содержащих я (от владеющих ими) скверн и утешению Тобою низпослатися. Услыши нас, смиренных и Твоих раб, молящихся Ти, и упокой души рабов Твоих, прежде усопших, на месте светле, на месте злачне (приятном), на месте прохлаждения, отонудуже (откуда) отбеже всякая болезнь, печаль и воздыхание, и учини (определи, помести) духи их в селениях праведных, и мира и ослабления сподоби их, яко не мертвии восхвалят Тя, Господи, ниже (даже) сущии во аде исповедание (не) дерзнут принести Тебе, но мы, живии, благословим Тя и молим и очистительныя молитвы и жертвы приносим Тебе о душах их”.
“Боже Великий и Вечный, Святый, Человеколюбивый, сподобивый нас в сей час стати пред неприступною Твоею славою на пение и хвалу чудес Твоих. Очисти ны, недостойныя рабы Твоя и подаждь благодать, еже сокрушенным (потрясенным) сердцем невозносительно (неуклонно) приносити Тебе Трисвятое славословие и благодарение великих Твоих даров, яже (которые) сотворил еси к нам и твориши всегда в нас. Помяни, Господи, немощь нашу, и да не погубиши нас со беззаконии нашими, но сотвори великую милость со смирением нашим, да, греховныя тмы избежавше, во дни правды ходити (жить по правде) будем, и одеявшеся оружием (восприняв оружие) света, ненаветно (безопасно) пребудем от всякия козни лукаваго и со дерзновением прославим о всех, Тебе Единаго Истиннаго и Человеколюбца Бога. Твое бо яко воистину и великое вресноту (поистине) таинство, Владыко всех и Творче, временное решение (прощение) Твоих тварей и еже по сих совокупление (соединение) и упокоение еже во веки. Тебе благодать о всех исповедуем о входех наших, яже в мир сей, и исходех (о делах и поступках наших в этом мире), надежды нам Воскресения и жизни Нетленныя, Твоим неложным (истинным) обещанием предобручают (предначинают), яже приимем (что и восприимем) в будущем Втором пришествии Твоем. Ты бо еси и Воскресения нашего Начальник (здесь: Виновник, Причина), и поживших Неумытный (Неподкупный) и Человеколюбивый Судия, и мздовоздаяния (награды) Владыка и Господь, Иже и приобщивыйся нам преискренно (нелицемерно) плоти и крове, снисхождения ради (для сошествия) крайняго (возвышенного), и наша страсти неотметныя (неотвергнутые), внегда (когда) волею во искус поставити (добровольно соделал их [для Себя] испытанием), приим за милосердие щедрот (принял их [только] по Своему милосердию), и в немже пострадал еси Сам искусився (испытал), искушаемым нам быв Самообещанный Помощник, темже и совозвел еси нас в Твое безстрастие. Приими убо, Владыко, мольбы и моления наша, и упокой вся отцы коегождо (каждого), и матери, и чада, и братию, и сестры, единородныя и купнородныя (от одного рода), и вся прежде почившия души в надежди Воскресения жизни Вечныя, учини (помести) духи их, и имена в Книзе Животней (Книге Жизни), в недрех (на лоне, в объятиях) Авраама и Исаака, и Иакова, в Стране живых, в Царствии Небеснем, в Рай сладости, светлыми Ангелы Твоими, вводя вся во Святыя Твоя Обители, совоздвизаяй и телеса наша в день, воньже (в который) определил еси по святым Твоим и неложным обетованием (обещаниям). Несть убо, Господи, рабом Твоим смерть, исходящим нам от (из) тела, и к Тебе, Богу нашему, приходящим, но преставление (перемена) от печальнейших на полезнейшая и сладостнейшая и на упокоение и радость. Аще же и что согрешихом к Тебе, милостив буди нам же и тем, зане (потому что) ни един есть чист (ни одного нет чистого) пред Тобою от скверн, ниже аще един день живота его есть (даже ни одного дня его жизни), разве Ты точию (только) Един на земли явивыйся Безгрешный Господь наш Иисус Христос, Имже вси уповаем (через Него все надеемся) милость получити и оставление грехов. Сего ради нам же и онем (и им всем), яко Благ и Человеколюбец Бог, ослаби, остави, прости грехопадения наша, вольная и невольная, яже (те, которые) в ведении и не в ведении, предъявленная (явные, очевидные) и забываемая, яже в деянии, яже в помышлении, яже в словеси, яже во всех наших житиях и движениих. И отшедшим убо свободу и ослабу (облегчение) даруй, нас же сущих зде (пребывающих здесь) благослови, конец благий и мирный даруя нам же и всем людем Твоим, и милости и человеколюбия утробу отверзаяй (сердце открывая) нам, на Страшном и Ужасном Твоем пришествии, и Царствия Твоего достойных нас сотвори”. (Молитвы третьего коленопреклонения на вечерне. Тексты данных молитв приводятся нами по “Триоди Цветной”, изд. Московской Патриархии, 1975, лл. 252 (оборот) – 254 (оборот). – Ред.).
Субботы мясопустная и Троицкая по преимуществу (по их достоинству) называются вселенскими.
Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Святой Четыредесятиицы
Вводя нас при наступлении Великого поста в теснейший союз христианской любви со всеми членами своими – со святыми, с живущими и умершими, Святая Церковь особенно укрепляет для нас этот союз среди самых подвигов благодатного освящения. Она непрестанно ободряет и утешает верующих призыванием святых, их предстательством и примером, возбуждая к делам благотворения живущим ныне ближним – дать алчущим хлеб и разрешить (разрушить) всякий соуз (союз) неправды; в субботние дни 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста Церковь благовременно (в удобное время) руководствует нас также к прилежнейшему молитвенному ходатайству и об оставлении “вольных и невольных прегрешений верою преставльшихся человек и вечном их упокоении со святыми”.
Поминовения усопших совершаются в обычное время ежедневно (так называемые сорокоусты (Сорокоусты – ежедневные поминовения усопших новопреставленных, совершаемые священником по просьбе прихожан в продолжение сорока дней, начиная со дня кончины человека. – Ред.) и другие добровольные [т. е. совершаемые по просьбе прихожан. – Ред.] поминовения), а Великим постом непрерывные поминовения при общественном церковном (повседневном храмовом) богослужении не совершаются, потому что такие поминовения всегда бывают соединены с совершением полной Божественной литургии, которая в Святую Четыредесятницу (Великим постом) не совершается ежедневно. Посему Святая Церковь, чтобы не лишить умерших спасительного предстательства своего, установила, вместо ежедневных поминовений, совершать трижды вселенские поминовения в субботы 2-й, 3-й и 4-й недель (седмиц) Великого поста. Прочие же субботы Великого поста посвящены особым празднованиям: первая – святому великомученику Феодору Тирону, пятая – Похвале Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста. – Ред.), а шестая – воскрешению праведного Лазаря.
Частные родительские дни
Частных родительских дней три: вторник Фоминой недели (седмицы) по Пасхе, 29 августа (11 сентября н. ст. – Ред.) и Димитриевская суббота.
Вторник Фоминой недели (седмицы)
Во вторник (а в иных местах – в понедельник, например, на Украине. – Ред.) на Фоминой неделе (седмице) православные христиане обычно поминают усопших. В службе этих дней в Уставе не положено особых молитвословий об умерших. Обычай же поминать в эти дни умерших имеет основание в том, что в Неделю (то есть в воскресенье) апостола Фомы воспоминается также сошествие Господа Иисуса Христа во ад, и с понедельника Фоминой седмицы Устав позволяет начинать совершение сорокоустов об умерших. (Типик (Типикон). Последование сырной Недели вечера – “зри” и Последование Недели Антипасхи – утро).
Древность поминовения умерших в этот день подтверждается свидетельствами святых Амвросия Медиоланского и Иоанна Златоуста.
Первый говорит: “Достойно и праведно есть, братие, после торжества Пасхи, которое мы праздновали, разделить радость нашу со святыми и мучениками и им, как участникам Страданий Господа, возвестить славу Воскресения Господня”. (Святого Амвросия Медиоланского, Слово 74-е.)
Хотя святитель Амвросий и говорит здесь о святых мучениках (но поминовение усопших в вере положено в Церкви Новозаветной благочестивым обычаем творить в память мучеников, среди которых погребали издревле и прочих умерших) (Его же, Слово 77-е), но слова его могут также свидетельствовать и о древности нашего обычая совершать память умерших после Пасхи во вторник Фоминой недели или в понедельник.
Святой Иоанн Златоуст о поминовении усопших после Пасхи говорит так: “Почему отцы наши установили, оставив молитвенные дома в городах, собираться нам сегодня вне города и на этом именно месте (то есть на могилах мучеников и других христиан)? Потому что сегодня Господь Иисус Христос сошел к мертвым: потому здесь и собираемся мы” (Слово 70-е).
День поминовения усопших во вторник Фоминой недели (седмицы) называется радоницей, или радоницами, потому что в этот день приветствуют умерших радостной вестью о Воскресении Господа: живые “христосуются” с умершими, принося на могилы и окрашенные яйца, некоторые оставляют яйца на могилах. (Устраиваемые на могилах в пасхальные и иные дни “поминки” с крепкими напитками, с закусками – это обычай нецерковный, противоречащий смыслу православного поминовения усопших, в том числе на кладбищах. – Ред.)
29 августа (11 сентября)
29 августа (11 сентября), в день воспоминания Усекновения главы святого Иоанна Предтечи, совершается поминовение православных воинов, за веру и Отечество на брани (на войне) убиенных.
В “Чине поминовения” в этот день сказано: “Сей день, в рассуждении пострадавшего за истину Предтечи Господня, есть приличный (принятый), дабы в оный всеобщую Богу молитву принести и о подобнострадающих и положивших живот свой за веру и Отечество”.
Поминовение православных воинов 29 августа (11 сентября) установлено в Церкви Русской при Императрице Екатерине II (по указу 1769 года, августа 17-го), во время войны с турками и поляками. Чин поминовения православных воинов 29 августа (11 сентября) опубликован отдельной книжкой.
Димитриевская суббота
Димитриевская суббота, бывшая сначала днем поминовения православных воинов, установлена великим князем святым Димитрием Иоанновичем Донским. Одержав 8 (21) сентября 1380 года знаменитую победу над Мамаем на Куликовом поле, Димитрий Иоаннович, по возвращении с поля брани, путешествовал в Троице-Сергиеву обитель. Игумен обители Преподобный Сергий Радонежский благословил его перед битвой на брань с монголо-татарами и дал ему из числа братии своей обители двух иноков – Александра Пересвета и Андрея Ослябю (оба они пали в битве с неверными и погребены на Старом Симонове, близ Симонова монастыря (Храм Рождества Пресвятой Богородицы в бывшем Симоновом монастыре передан приходской общине; в храме установлено надгробие в память об иноках Александре и Андрее. – Ред.) в Москве). Совершив в Троицкой обители поминовение православных воинов, павших в Куликовской битве, великий князь Димитрий предложил Церкви творить это поминовение ежегодно в Димитриевскую субботу (перед 27-м числом октября [8-м ноября. – Ред.]) – днем тезоименитства великого князя – днем памяти великомученика Димитрия Солунского, Мироточивого).
Впоследствии православные христиане стали в этот день творить память не только православных воинов, но купно (вместе) с ними и всех вообще усопших братий своих.
|
| | | бука
Активность : 1416
| Тема: Re: Родительские вселенские субботы Ср Ноя 25, 2015 6:36 am | |
| 3 Евангелие, чтомое на заупокойной литургии в родительскую субботу (Ин., 5, 24-30)
24 Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь. 25 Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут. 26 Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе. 27 И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий. 28 Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; 29 и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения. 30 Я ничего не могу творить Сам от Себя. || Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца.
МОЛИТВА ОБ УСОПШИХ
Боже духов и всякия плоти, смерть поправый и диавола упразднивый, и живот миру Твоему даровавый; сам, Господи, упокой душу усопшаго раба Твоего (усопшия рабы Твоея или усопших раб Твоих), [имя рек], в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание. Всякое согрешение, содеянное им (ею или ими), словом, или делом, или помышлением, яко благ и человеколюбец Бог прости. Яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Ты бо един без греха, правда Твоя, правда во веки, и слово Твое истина.
|
| | | бука
Активность : 1416
| Тема: Re: Родительские вселенские субботы Ср Ноя 25, 2015 6:37 am | |
| 4 неделя начинается с Дня всех святых. А за ним следует задушный день, когда принято молиться о душах усопших родственников. В эти дни едут на кладбище, чтобы привести в порядок могилки, помолиться, зажечь свечи. У католиков это единственный в году день поминовения. В Православной церкви – иначе. День всех святых мы отмечаем каждую субботу. Кроме того, за каждой литургией священник поминает как живых, так и тех, кого уже нет с нами. А если служат ее каждый день, то и поминают соответственно ежедневно.
Но есть у нас и дни особого поминовения усопших. Их называют родительскими днями, хотя, конечно, вспоминаем мы не только родственников. В основном это субботы. За неделю до Великого поста – Мясопустная; 2-я, 3-я и 4-я субботы в сам Великий пост; перед Троицей – Троицкая. Через неделю после Пасхи, во вторник – Радоница; 9 мая, в День Победы. Что касается Дня всех святых, то у нас он тоже есть, через две недели после Троицы.
В эту субботу, 3 ноября, у нас еще один родительский день – Димитриевская родительская суббота.
В 1380 году произошла знаменитая Куликовская битва. Во главе русских войск стоял московский князь Дмитрий Иванович Донской. Перед походом он получил благословение от самого Сергия Радонежского. Вернувшись с поля боя, князь первым делом отправился к Сергию, который отслужил панихиду по всем павшим. С тех пор было установлено в субботу перед днем небесного покровителя Донского великомученика Димитрия Солунского (8 ноября по н. ст.) служить заупокойную службу. Сначала на них поминали павших на Куликовом поле, а потом и всех погибших воинов.
Для чего нужно и как нужно поминать тех, кто оставил этот мир? Пока человек жив, т. е. его душа находится в теле, он сам себе хозяин, он сам делает свою судьбу, совершает ошибки и сам их исправляет. Но наступает смерть – умирает тело, а душа продолжает жить вне его. Теперь, когда она одна, без оболочки, что-либо изменить ей самой не под силу. Есть такое грустное слово «поздно». И приходится расплачиваться. И вот тут наступает наш черед, тех, кто пока еще здесь. Облегчить участь беззащитной души умершего близкого можем только мы своей молитвой. И чем больше человек нагрешил в этой жизни (а безгрешных, как мы знаем по себе, нет), тем больше за него надо молиться. Церковь это прекрасно понимает, потому-то на каждой литургии священник молится за умерших, потому-то существуют дни особого поминовения, родительские, на которых возносится молитва обо всех от века почивших, т. е. умерших и совсем недавно, и очень давно.
В субботу утром практически во всех храмах будет совершена заупокойная литургия, после которой панихида. Все это произойдет в первой половине дня. Так что не опоздайте, поминовение можно заказать и заранее.
А на следующий день, 4 ноября, еще одно событие, связанное с русской историей. Оно носит название «Празднование Казанской иконы Божией Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 г.)» и отмечается 4 ноября (22 октября по ст. ст.). Заранее прошу прощения у поляков-читателей «ЛК». Все сказанное ниже к ним не имеет никакого отношения, потому что в начале XVII века они по объективным и субъективным причинам не занимали Москву.
В 1603 году в России началось Смутное время. Сначала власть захватил самозванец Лжедмитрий I, выдав себя за якобы спасшегося от смерти младшего сына Ивана Грозного. Потом она переходила из одних рук в другие. Василий Шуйский, семибоярщина, «Тушинский вор»… Кандидатом на русский престол был и сын польского короля Сигизмунда III Владислав. Восстание Ивана Болотникова, множество мелких, местного значения самозванцев, казачья вольница. Каждый тянул в свою сторону и разрывал страну на части. Шведы заняли Новгород, поляки осадили Смоленск. К 1612 году они в очередной раз пришли к Москве. Засевшие там предатели-бояре пустили их в город.
В это ужасное время политической, экономической и моральной разрухи лишь патриарх Ермоген с немногочисленными соратниками пытался навести порядок. В скобках замечу, что во время уже упомянутого явления Казанской иконы Ермоген служил в Казани и был свидетелем первых ее (иконы) чудес. Находясь в заточении в московском Чудовом монастыре, патриарх тайно рассылал по всей стране воззвания с призывом к гражданскому миру, прекращению смуты, изгнанию интервентов – к защите России и Москвы. В начале 1612 г. Ермоген умирает – московские бояре уморили его голодом. Но призыв святителя был услышан. Князь Дм. Пожарский и купец Кузьма Минин собрали ополчение, которое двинулось освобождать Москву.
Пожарский привез с собой из Казани образ Божией Матери. Еще при Иване Грозном была сделана копия с оригинала и подарена царю. Правда, некоторые считают, что Грозному подарили саму икону, а список остался в Казани. Образ, с которым брал Москву Пожарский, был сделан в Смутное время и перешел к князю по наследству. Таким образом, уже к этому времени существовало три чудотворные Казанские иконы: в Казани (она бесследно пропала в 1903 г.), в Москве (позже она была перенесена Петром I в Петербург) и икона Пожарского. Вот благодаря этому третьему списку и была освобождена Москва. Предстояла решающая битва. Нужно было взять хорошо укрепленный и упорно защищаемый город, отбить многочисленное войско гетмана Ходкевича, подошедшее к столице.
Пожарский не хотел разрушать Москву, и все ополчение молилось перед иконой, прося сохранить город. Молитвы были услышаны: 22 октября 1612 г. русские пошли на приступ и взяли Китай-город, куда вместе с войском вошла и Казанская икона. Поляки капитулировали. 25 октября ополчение под звон колоколов, с Казанской иконой впереди войска, вошло в Московский Кремль. В честь этой победы на Красной площади был возведен в 1636 г. Казанский собор, в котором и хранился список Пожарского, спасший Москву.
В 1936-м собор был разобран (как только рука поднялась уничтожить такую красоту!). Икона была перенесена в Богоявленский Елоховский собор. Сейчас Казанский собор восстановлен.
Пусть Богородица Своим Казанским образом хранит нас не только от войн, политических настроений и телесной слепоты, но и помогает победить душевную смуту и духовную незрячесть. А увидеть указанный Ею Путь мы должны сами. |
| | | | Родительские вселенские субботы | |
|
Похожие темы | |
|
| Права доступа к этому форуму: | Вы не можете отвечать на сообщения
| |
| |
| |