Существует много разновидностей заговоров под названием сэржим. Для их проведения привлекаются различные вещества — и твердые и жидкие, — но обращение с этими веществами одинаково: их либо разбрасывают, либо разбрызгивают. В действительности сэржим — это своего рода жертвоприношение, шаман дарует духу естество вещества в обмен на то, чтобы обратить его силы на претворение своего намерения. Сэржим не следует путать с цацах (сасали бариха, досл.: «приносить зарок»[15]) когда шаман вместе с мирянами в знак признательности разбрызгивает духам напитки. Сэржим, возможно, и походит на цацах, но обращается к определенным духам с определенным намерением, при этом сам шаман может отчасти погружаться в исступленное состояние. В существующей шаманской практике Монголии и Сибири половина повседневной работы приходится на совершение различных видов сэржима, так как сэржим позволяет задействовать огромное количество магической силы, не прибегая к путешествию или единению с духами. Призыванием духов и подношениями им можно решить большинство духовных затруднений, с которыми приходится сталкиваться шаману. Рассматривайте это как препоручение шаманом требуемой работы духам, которые могут исправить возникшие неполадки без его прямого участия. Кроме того, объем работы, стоящей ныне перед шаманами, настолько велик, что они просто физически не в состоянии проводить длительные обряды, чтобы утрясти все возникающие затруднения, а сэржим выполнит все необходимое силами духов-помощников.
Сэржим питьем: горячим и холодным
Различают халуун сэржим («горячий» сэржим) или хюйтэн сэржим («холодный» сэржим) в зависимости от того, используется ли в ходе обряда огонь. Халуун сэржим — одно из наиболее мощных чародейских орудий в арсенале монгольского шамана, поскольку позволяет с помощью огня непосредственно подключаться к силе гол при призывании духов. Об использовании напитков в монгольском и сибирском шаманстве сторонний наблюдатель, скорее всего, имеет смутное представление. Прежде в обрядовых целях применялась исключительно арза, молочная водка, получаемая после вторичной перегонки скисшего молока (кумыса или строга). Этот священный напиток под названием «Естество стад» считался превосходным продуктом для подношения духам. С упадком кочевого образа жизни арза стала недоступна большинству шаманов, за исключением тех, кто жил в отдаленных селениях. Вследствие этого в Монголии и Сибири перешли на водку, которая, как и арза, прозрачна и тем самым выступает символом чистоты и ясности, качеств, столь приятных духам. В сэржиме ни в коем случае нельзя использовать окрашенный напиток вроде вина или виски; такое подношение будет оскорбительным для духов и не только сведет на нет действенность самого сэржима, но и может навредить шаману, допустившему это.
Приходя к шаману, посетители обычно приносят бутылку водки, которая пойдет для нужд сэржима или получения аршаана, либо на то и на другое. Шаман смотрит в закупоренную бутылку, как в стеклянный шар при ворожбе. Затем он открывает бутылку. Зажигает одну или три спички и быстро опускает в горлышко, где они сгорают, наполняя бутылку дымом. Вид клубов дыма, их замутненность содержат важные сведения о духовном состоянии человека, принесшего бутылку (или того, ради кого явился проситель). Предупреждение: опускайте спички в горлышко бутылки тотчас после ее откупоривания. Если бутылка будет стоять слишком долго открытой, то испарения спирта смешаются с воздухом и при введении спичек внутрь вспыхнет пламя, которое обожжет вам пальцы!
Затем отделившееся от крышки металлическое или пластмассовое колечко (если оно есть) необходимо сломать, как бы убивая приносимую в жертву бутылку. Теперь окурите бутылку можжевельником или пихтовой корой. После совещания с духами шаман вглядывается в бутылку и расспрашивает их посредством краткой молитвы, узнавая, какой сэржим следует проводить.
Если требуется проведение халуун сэржима, шаман берет плошку или металлический поднос и выливает на него немного водки, чтобы покрыть дно. Большую часть водки, обычно около половины бутылки, выливают в обрядовую серебряную чашу или китайскую чашку. Шаман при совершении сэржима пользуется особой небольшой чайной ложкой, как правило серебряной, но иногда в ход идет и простая чайная ложка. Шаман призывает духов и по обряду зажигает спички (см. «Использование огня» на с. 253). Он осторожно касается спичками поверхности напитка в подносе, чтобы по всей поверхности занялось синее пламя. Затем шаман начинает призывать духов и подливать ложкой в поднос водку, поддерживая огонь. После того как духи призваны, шаман высказывает намерения обряда. Если чаша пустеет, ее вновь наполняют, пока шаман не выскажет все намерения и не призовет всех духов, которые, по его мнению, могут посодействовать цели сэржима. Шаман может повторить намерения, чтобы добавить им силы. После завершения призывания и высказывания намерений шаман бережно выливает оставшуюся в чаше водку на поднос так, чтобы огонь не погас, а водка не перелилась через край. (Проявляйте осторожность в таком обряде, поскольку при переполненном подносе может возникнуть пожар.) Шаман и посетитель молитвенно наблюдают за огнем, пока не выйдет горючее и огонь не погаснет. Оставшуюся жидкость следует вылить на улицу в ближайшее окно или дверь. Выливая воду, убедитесь, что огонь погас. Моя знакомая шаманка в Улан-Удэ спалила кустарник у себя за окном, преждевременно выплеснув водку!
Совершая сэржим с огнем, сосредоточьтесь на голубом пламени, горящем перед вами на подносе. Оно является истинным воплощением энергии гол, и, стоит вам понять это, вы оцените, какая волшебная сила находится в вашем распоряжении. Полезно перед началом обряда иметь представление, каких духов вы хотите призвать и каким образом будете высказывать свои намерения. При совершении сэржима питьем, горячим или холодным, старайтесь сохранить остатки напитка, чтобы использовать его в качестве обрядового питья или подношений цацах духам, так как сам напиток теперь наделен силой, призванной в ходе сэржима. Принято также предлагать посетителю (самому шаману) выпить оставшегося напитка, но это решают те, кто участвует в обряде.
Сэржим холодным питьем задействует две обрядовые чаши примерно одинаковой величины, обычно серебряные или медные, либо китайские чашки. Бутылку с водкой откупоривают в той же последовательности, как и при сэржиме с огнем, но саму водку наливают в одну чашу, а затем переливают ложками в другую, когда шаман призывает духов и высказывает свои намерения. По окончании разговора шамана с духами оставшуюся в первой чаше водку выливают во вторую чашу. Затем ее выплескивают в ближайшее окно или входную дверь.
Бывает, что шаман вместо выплескивания питья наружу выливает его на стену или потолок, чтобы увидеть получившиеся пятна. Выплескивая водку, шаман выкрикивает заклинание Тоорэг! Вид пятна имеет определенное значение для прорицаний (в соответствии с представлениями отдельного шамана) относительно исхода сэржима. Если вы опасаетесь за сохранность обоев, то можете выплеснуть жидкость на оконное стекло. При совершении холодного сэржима следует отмечать образы, создаваемые каплями на столе при переливании питья из одной чаши в другую, — считается, что по ним тоже можно делать прорицания.
Сэржим чаем
Сэржим чаем отличается от сэржима водкой тем, что само питье не разбрызгивается шаманом; чай лишь чародейским образом приготавливается шаманом, а затем, уже дома, заваривается тем, кто пришел за ним. Сэржим чаем предназначен для врачевания и защиты и часто следует за сэржимом холодной водкой, в ходе которого шаман посредством ворожбы выясняет причину недуга доверителя. Шаман берет новую упаковку развесного чая, принесенного доверителем, открывает ее, призывая туда духов и произнося внутрь намерения. Если доверителю доставляют хлопоты зловредные духи или его мучает болезнь, шаман может взять нож и воткнуть его в чай, призывая духов-помощников напасть на зловредного духа и изгнать его. После завершения призывания и высказывания намерения шаман возвращает упаковку с чаем, обычно оставляя щепоть в качестве дара духам (для использования в дальнейших обрядах). Доверитель приносит чай домой, заваривает, брызгает немного для духов, а оставшийся чай выпивает, чтобы заключенная в нем волшебная сила возымела свое действие.
Сэржим тремя обрядовыми напитками
Особый смешанный сэржим проводят для изгнания опасности и болезни из семьи или общины. Используют три обрядовых напитка монгольского и сибирского шаманизма: водку, чай и молоко. Сила их соотносится со следующими вещами, которые они олицетворяют:
водка - батюшка-Небо - духовное бытие
чай - нижний мир - мудрость предков
молоко - матушка-Земля - физическое бытие
Жидкости, разлитые по трем чашам, ставят перед шаманом. Непосредственно перед ним ставится и пустая чаша. У каждой чаши своя ложка, чтобы при наливании напитков ложками в пустую чашу напитки не смешивались, оставаясь чистыми. Данный сэржим в основе своей предстает более «шаманским», нежели прочие его виды, поскольку здесь шаман пользуется колокольчиком или трещоткой, чтобы вызвать у себя состояние легкого исступления, транс позволяет ему общаться с духами и определять ход обряда сэржим, а также знать, какого духа требуется вызвать, какие духи причиняют беспокойства и в каком направлении следует брызгать питьем для восстановления равновесия сил благоволящих и зловредных духов.
Шаман начинает звонить в колокольчик или тарахтеть трещоткой, чтобы наладить связь с духами и получить указания относительно дальнейшего хода обряда. На протяжении всего обряда шаман обычно находится в полуисступленном состоянии. Призывая духов и общаясь с ними, он по их наущению, переливает ложкой содержимое трех чаш в пустую чашу. После наполнения чаши он зовет главного заказчика или главу семьи либо общины, от чьего имени совершается обряд, чтобы тот взял чашу и расплескал полученную смесь в указанном направлении. И тот, кто получает чашу, выходит наружу и с почтением выливает содержимое чаши, зная, что жидкость наделена силой призванных духов и ее волшебные свойства свяжут руки несущим пагубу духам. Данная процедура может быть повторена два или три раза. В конце сэржима все присутствующие совершают, согласно обычаю, жороо, пригубливают по кругу три обрядовых напитка, поскольку теперь они наделены чудодейственной силой аршаана, дарующего благо всем, кто его пьет. В завершение шаман осушает чашу с остатками питья. Часто затем в честь шамана и в благодарность за его праведные труды устраивают обед.
Сэржим солью, песком и рисом
Эти три вещества при их разбрасывании по очереди обладают большой очищающей силой, преобразующей зловредные духовные создания в благих существ. Чаще всего это проделывают в случае покушения на духовное естество человека со стороны враждебного духа или при наложенном проклятии. Шаман или пострадавший разбрасывают эти три вещества вокруг себя. При этом нужно обернуться вокруг себя три раза по три, бросая поочередно соль, песок и сырой рис. Можно использовать не только рис, но и другие зерна; главное, чтобы в обряде присутствовало зерно или семя. Возможно, здесь отражен трехступенчатый ход превращения пагубной энергии или духовных существ, поскольку подобные действия присутствуют и в обряде Древа Мира. Соль особенно сильна в противодействии и уничтожении всякой пагубы; песок, по-видимому, обладает нейтрализующим действием, а семя, похоже, способствует окончательному превращению пагубы во благо (возможно, благодаря наличию в нем священного естества жизни). Любопытно отметить, что в ведовском действе сэржим все они используются вкупе, а не порознь (за исключением соли, как мы увидим ниже).
Сэржим солью
Использование соли в сэржиме не сильно отличается от того, как она употребляется при совершении дом. Соль обладает огромным отпугивающим действием на пагубную энергию и зловредных духов. При совершении сэржима шаман смешивает ее с другими веществами и произносит над ней молитву. Затем либо шаман, либо заказчик (или тот и другой) разбрасывают смесь. Соль смешивают с целебными растениями (можжевельником или пихтовой корой), сочетая очищающее действие с отпугивающим. Вьюснив затруднения своего доверителя, шаман призывает духов и наговаривает им свои намерения в соль (обычно это несколько полных ложек), а затем бросает соль в ту сторону, где кроется причина затруднений доверителя, продолжая разговор с духом. После этого доверитель забирает оставшуюся соль, чтобы посыпать ею, когда почувствует себя в опасности. Шаманы тоже держат у себя такую соль, чтобы посыпать там, куда они садятся, очутившись в незнакомом месте, или где почувствуют угрозу со стороны мира духов. Имеется особая разновидность сэржима солью, когда к соли примешивают несколько комочков грязи с могильного кургана. Такой сэржим обладает огромной силой и часто используется в целях черной магии, так что вдаваться в подробности не стоит. Чаще всего к нему прибегают для разрыва губительных отношений.
Сэржим можжевельником
Как и в случае сэржима чаем, шаман готовит сэржим можжевельником для чьих-то нужд. В Монголии и Сибири священный дымокур арса (можжевельник) держат при себе в больших количествах, поскольку часто приходится просить шамана совершить такого рода сэржим отдельно либо вместе с другими его видами. Готовя такой сэржим, шаман заговаривает несколько полных ложек можжевельника, призывая духов и прося их наделить траву силой для достижения определенной цели. Затем шаман заворачивает можжевельник в бумагу. Заказчик будет понемногу сжигать траву ежедневно, пока она не кончится, тем самым подпитывая заговоренное в можжевельнике желание.
Сэржим монетами
Данное действо заключается в разбрасывании монет в священном месте (вроде обоо или священного дерева) с целью добиться благосклонности духов в осуществлении определенного намерения. Может сочетаться с подношением табака.
Сэржим пищей
Обычно сэржим пищей проводится при подготовке обрядов, когда призывают духов природы на лоне самой природы. Данный сэржим должен приковать их внимание, чтобы в последующем обряде они были более чуткими. Сэржим пищей состоит в разбрасывании крошеных пирогов, орехов и сладостей. Давая еду небольшим зверькам и птицам, такой сэржим способствует укреплению коня-ветра, а щедрость к диким животным дарует благосклонность природных духов. Некоторые шаманы в тех же целях оставляют хлеб и семечки для птиц.