Свеча церковная – символ молитвы верующего человека и жертва на храм. Своим горением пред иконой являет теплоту любви ко Господу, Божией Матери или святому, выражает стремление человека к духовному преображению, подобно как воск претворяется в огонь.
Так как свеча покупается, она является добровольной жертвой человека Богу и Его храму за себя и за своих ближних.
В храме свеча пред образом ставится, по обычаю, следующим образом: подойдя к иконе, следует совершить один или два поясных поклона с молитвой и крестным знамением, поставить свечу, приложится к иконе (т.е. поцеловать ее) и, отступив, сотворить еще один поклон.
Свечи перед иконами в храме нужно ставить до начала богослужения, чтобы потом во время службы не создавать хождением по храму и передачей свечей неуместной суеты и толчеи, нарушающей молитву предстоящих.
О домашней свече говорят зажечь, засветить и погасить, потушить; о церковной: затеплить и сократить.
Существует хорошая поговорка для тех, чья духовная жизнь сводится к свечам: "Не встанет свеча перед Богом, а встанет душа".
Каков смысл в горящей свече: почему мы зажигаем ее? Вот что отвечает на этот вопрос свт. Николай Велимирович (+1956), современный святой Сербской Церкви:
Во-первых, наша вера – свет. "Аз есмь свет миру", – говорит Спаситель. Свеча и лампада напоминают нам о том свете, которым Христос просвещает нашу душу.
Во-вторых, это свидетельство о яркости души того, перед чьей святою иконою горит свеча. Святых мы называем сынами света.
В-третьих, это обличение наших темных дел, злых помыслов и желаний, и наставление на путь евангельского света. "Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, иже на небесех", – говорит Спаситель.
В-четвертых, это наша скромная жертва Богу, Который отдал Себя в жертву за нас, наш минимальный знак любви и благодарности Тому, Кого мы молим о жизни, здравии, спасении, обо всем том, на что способна Его бескрайняя небесная любовь.
В-пятых, это защита от тех сил зла, которые по временам нападают на нас во время молитвы и уводят наши мысли прочь от Творца: зло любит тьму и боится света.
В-шестых, это призыв к самоотверженности. Как, подчиняясь нашей воле, сгорает масло и воск, так и наша душа должна гореть любовью к Спасителю, подчиняясь Ему на всех поворотах судьбы.
В-седьмых, это урок для нас: как свеча и лампада не зажигаются сами по себе, так и сердце, лампада нашей души, не загорится без святого огня Божией благодати… Наши добродетели и достижения – это горючее, но зажечь его способен только небесный огонь.