На одном из побережий Черного моря с древнейших времен существовала местность, относимая сегодня к Западной Грузии, которую древние греки называли Колхида, именно здесь разгневанный бог Зевс приковал творца человечества - бессмертного титана Прометея к Кавказским горам, а стервятники ежедневно клевали его печень, которая с каждым днем вырастала, а мучения бессмертного героя возобновлялись наново.
По мифам Древней Греции сотворение людей произошло благодаря Прометею. Раньше существовали только бессмертные боги, но с позволения воинственной богини Афины (дочери Зевса, которой Прометей помог родиться из его головы), из глины (взяв землю и воду) слепил титан смертных людей, а Афина вдохнула в них жизнь. Люди жили бы счастливо, по замыслу Прометея, пока не появилась Пандора, посеявшая беды и ставшая причиной всех несчастий человечества. Но обо всем по-порядку. До появления на сцене Пандоры, Зевс - противник смертных людей, еще изрядно "подчистил" человечество, наслав на него Девкалионов потоп. Первый из людей - Ликаон, поселившийся в местности под названием Аркадия, принес в жертву Зевсу мальчика, чем разгневал бога. Другие современники были более благочестивы, и приносили Зевсу в жертву только ячменные лепешки, воздерживаясь даже от заклания животных. Ликаон был наказн Зевсом и превращен в волка, но рожденные им несовершенные сыновья совершали новые преступления. Зевс под видом странника решил удостовериться лично и посетил Аркадию (Месопотамия в III в до н.э. известная в Библии благодаря Всемирному потопу и
Ноеву ковчегу), где сыновья Ликаона угостили его супом, сваренным из потрохов собственного брата. Зевс воскресил брата, а преступников постигла участь их отца - они были превращены в волков. По возвращении на Олимп, Зевс намеревался утопить все человечество, испытывая к увиденному страшное отвращение, и обрушил на землю царствовавшего там Девкалиона огромное количество воды. Прометей - спаситель и заступник, успел предупредить Девкалиона об угрожающих намерениях Зевса, поэтому Девкалион построил ковчег, на который погрузил провиант, домашний скот, взял жену Пирру. Когда на землю обрушилась вода, все реки потекли к морю, смывая и унося за собой города и уничтожая человеческий род. И только Девкалиону и Пирре удалось спастись, пристав к выступающей из воды вершине горы Парнас.
Люди отправились к святилищу богини Фемиды и у алтаря вымаливали у богов прощение, просили о возрождении рода человеческого. Услышав их мольбы, Зевс послал Гермеса, который заверил людей, что любые из просьбы будут выполнены. Но и богиня правосудия Фемида явилась им собственной персоной и подсказала, каким способом они могут возродить человечество - бросая кости праматери-Земли через голову. Супружеская пара истолковала кости праматери как камни, и стали бросать их. Мужчины появлялись из камней, брошенных Девкалионом, женщины - из камней, брошенных Пиррой. С тех пор слова "люди" laos и "камни" laas на разных языках звучат очень похоже. Но мифы пересказывают о том, что уцелели и другие люди, которые снова вернулись в Аркади, и продолжили отвратительные бесчинства, которые сегодня известны человечеству под термином канибализм.
Человечество продолжало развитие талантов, постепенно усиливая свое влияние и власть над природой, что очень сильно возмущало Зевса, и он искал только повод, чтобы излить свою ярость. Однажды возник спор среди людей и богов, какую часть быка надо оставить людям, а какую принести в жертву богам. И в судьи пригласили Прометея. Тот в пользу людей разделил тушу быка, отделив им больше мяса. Зевс воскрикнул: "Пусть едят свое мясо сырым!" и отнял у людей огонь. Прометей в сговоре с Афиной проник на гору Олимп, зажег факел от огненной колисницы-Солнца, отколол маленький тлеющий уголек и спрятал его внутрь стебля огромного фенхеля. Вернувшись на землю, он подарил огонь людям. Любопытно, что до сих пор жители греческих островов до сих пор переносят огонь внутри стебля фенхеля.
Месть Зевса постигла Прометея. По приказу Зевса Гефест создал насколько прекрасную и соблазнительную, настолько же коварную и лукавую женщину по имени Пандора, способную погубить человеческий род. Пандору Зевс навязал родному брату титана, а самого Прометея Зевс приковал обнаженным к Кавказским горам на растерзание орлу. Пандора же, втершись в доверие брата Прометея, дорвалась до охраняемого им ящика, в который Прометей заключил все невзгоды, досаждающие человечеству, и выпустила на людей старость и болезни, безумие, пороки и страсть. Но даже обрушившиеся беды не смогли истребить человечество.
Мучения Прометея длились по разным трактованиям тридцать или тысячу или тридцати тысячь лет и были прекращены Зевсом по просьбе Геракла. Зевс простил Прометея и раскаялся о содеянном, Геракл убил орла стрелой и освободил Прометея.
С этой легендой связано немало других легенд, преданий и притч. Так, еще в продолжение легенды известно, что Прометею Зевс повелел носить кольцо из цепей с камнем - отсюда произошло первое кольцо-украшение. А стрелу Геракла Зевс поместил на небе в качестве созвездия Стрелы. А вот в Колхиде - в Кавказских горах - сосредоточен целый ряд растений рода колхикум, латинское родовое название которого происходит от названия местности. Это растение известно больше под названием безвременник (осенний). Колхикум очень необычное растение: его цветение начинается осенью, завязь переносит суровые морозы, а семена созревают только на следующий год весной. Безвременником растение было названо за парадокс в природе - поскольку традиционно семена все растения успевают завязать до наступления зимы. И только бевременник - колхикум нарушает привычный ход явлений. Возвращаясь к мифам Древней Греции, ученые сочли, что колхикум или безвременник является растением, выросшим из капель крови Прометея. В мифе о Ясоне для добычи Золотого Руна богиня Медея дала ему волшебное зелье - сок корней растения из крови Прометея, чтобы тот посеял на поле Ареса зубы дракона и вырастил из них воинов.
Современники открыли у колхикума содержание очень своеобразных - важных для ботаники и генетики веществ. Оказалось, что клубнелуковицы колхикума содержат алкалоиды — колхицина и колхамина. Подобно всем алкалоидам, они ядовиты и вырабатываются растением для защиты от травоядных животных. Как ядовитое растение безвременник известен уже давно. Но нет ядовитых растений, которые не были бы и лекарственными, и безвременник — не исключение, в народной медицине им давно пользуются как средством от
подагры.
Колхицин выделили из безвременника осеннего французские фармацевты Ж. Пельтье и Ж. Б. Каванту еще в 1826 г., а в 1937 г. было обнаружено самое удивительное свойство этого алкалоида: оказалось, что он задерживает деление клеток благодаря задерживанию процесса расщепления хромосом. Уже удвоившиеся хромосомы при этом не расходятся в две дочерние клетки, а остаются в одной. Действуя колхицином на делящиеся клетки, можно получать полиплоидные организмы, все клетки которых содержат вдвое, втрое, в несколько раз больше хромосом, чем обычно. (Неужели древние греки знали даже об этом, или это просто стечение обстоятельств и растение безвременник им не было знакомо.)
Увеличение числа хромосом резко изменяет свойства растительного организма: увеличиваются размеры всего растения и отдельных его клеток, возрастает масса корнеплодов, плодов, листьев; может повыситься содержание в них нужных нам веществ. Ясно, какую роль может играть и играет в сельском хозяйстве колхицин. Полиплоидные сорта кок-сагыза, сахарной свеклы, винограда, гречихи, мяты и многих других культур выведены именно благодаря этому веществу.
Способность колхицина задерживать клеточное деление наводила на мысль использовать его и для лечения рака — безудержного размножения клеток организма. Но колхицин очень ядовит, он вызывает паралич центральной нервной системы.
Колхамин — второй алкалоид безвременника — был обнаружен только в 1950 г. Он отличается от колхицина тем, что вместо ацетильной группы при атоме азота у него метильная. Но благодаря этому отличию колхамин в 7—8 раз менее ядовит, чем колхицин, а рост раковых клеток задерживает столь же успешно.
Колхаминовыми препаратами лечат рак кожи, их применяют и при лейкемии — белокровии. Колхицин же находит себе применение в медицине, как и в средние века, только для лечения подагры и ревматизма, так как в малых дозах расширяет капилляры. Применение препаратов, содержащих в малых дозах колхицин, результативно, но рискованно, так как диапазон между терапевтической и токсической дозой невероятно мал, поэтому лечение проводитс только под наблюдением врача в стационарных условиях.
*В основу текста легенды о колхикуме положены материалы книги Роберта Грейвса «Мифы Древней Греции», которую рекомендую всем любителям истории Древней Греции.