Святая Параскева исстари пользуется у русского народа особенным уважением, и с памятью ее в нашем народе связано множество обычаев, поверий и обрядов. В былое время даже церкви, посвященные святой Параскеве, назывались Пятницами. Так же назывались в старину на Руси и придорожные небольшие часовни. У простого русского люда великомученица Параскева называлась Пятницей, Пятиной, Петной.
Иконы Параскевы-Пятницы в старину были почти в каждом доме. Перед ними молились о всяком благополучии и счастии домашнем, а также от дьявольского наваждения, от лихорадок, зубной, головной и других болезней.
Цветы и травы, которыми украшали образы Параскевы-Пятницы, также почитались целебными. В случае какой-либо болезни предки наши варили их в воде и этим отваром поили больного. В честь святой Параскевы составлены были особенные молитвы, которые носились на шее и считались «оберегом» от разного рода болезней. Молитвы эти нередко привязывались к голове в чаянии исцеления от головной боли.
Параскева признаваема была также покровительницей полей и скота, и потому в былое время во многих местах в день памяти служили молебны, а в церковь для освящения приносили овощи и фрукты. Приношения эти по Святой Параскеве наши предки приписывали также покровительство над торговлей, и по ее имени назывались на Руси «пятницкие» торги и ярмарки, на которых на самом почетном месте ставилась ее икона.
Но иногда святая Параскева представлялась нашим предкам в грозном виде. Так, в «Стоглаве» говорится, что «по погостам и по селам лживые пророки мужики и женки, и девки, и старыя бабы, нагия и босыя, волосы отрастив и распустив, трясутся и убиваются, и говорят, что им является святая Пятница и Настасия и велят им, чтобы они заповедали христианам каноны засвечивати. Женщины эти,— как замечает далее Стоглав, — и заповедывают христианам в среду и пятницу ручнаго дела не делати, и не прясть, и платья не мыть, и каменья не разжигати, и иные заповедают богомерзкие дела делать, противныя божественному писанию». Во многих местах по пятницам женщины не пряли, не варили щелока, не стирали белья, не выносили из печи золы, и крестьяне не пахали, не бороновали, почитая эти работы в этот день большим грехом. Говорили: «Вдень Парасекевы не золят белья, а то на том свете Пятница гоняться будет».
На Украине верили, что в пятницу ходит по селам святая Пятница, вся исколотая иглами и изверченная веретенами, так как есть много на земле нечестивых женщин, которые шьют и прядут в посвященные ей дни. Параскева считалась «бабьей» святой и покровительницей брака. «Матушка Пятница Параскева,— молились в старину девицы,— покрой меня поскорее (т. е. пошли скорее жениха)».
В этот день праздновали начало трепки льна. С вытрепанными опышками льна шли на улицу напоказ добрым людям. Ходили в церковь служить молебны и с усердием испрашивали благословение своей работе. На Прасковью льняницу мнут лен и приносят первинку в церковь. Устраивали даже специальные льняные смотрины: вытрепанный ленпервак показывали друг другу и хвастались своим рукоделием и мастерством. Девушки старалась показать свое умение женихам да будущим свекровям.