Последние темы
» Давайте знакомиться!
Зачем поминать усопших EmptyЧт Янв 20, 2022 1:32 pm автор Светлана55

» GOLDEN TORNADO DANTE
Зачем поминать усопших EmptyПт Сен 10, 2021 12:29 am автор Aleks

» Ключи подключения к потокам Божеств
Зачем поминать усопших EmptyСр Дек 02, 2020 1:40 pm автор Гэлла

»  СТАРШИЙ АЛФАВИТ ТЭРЦИИ СИБЕЛЛИУСА.
Зачем поминать усопших EmptyСр Авг 12, 2020 10:41 pm автор тётя Соня

» Доступ на форум
Зачем поминать усопших EmptyСб Июл 18, 2020 6:44 am автор deliya

» Заклинания стихии Земля
Зачем поминать усопших EmptyЧт Окт 31, 2019 3:19 pm автор Верена

» Оракул " Лунный свет".
Зачем поминать усопших EmptyПт Июл 26, 2019 10:58 pm автор тётя Соня

» Энергии стихий.
Зачем поминать усопших EmptyЧт Апр 11, 2019 7:56 pm автор Wild woman

» Ваши отзывы о нашем форуме, практиках и занятиях
Зачем поминать усопших EmptyСб Апр 06, 2019 10:37 am автор Светлана55

» АЛФАВИТ АВРААМА
Зачем поминать усопших EmptyСр Мар 27, 2019 9:31 pm автор тома

» Йога для лица
Зачем поминать усопших EmptyСр Мар 27, 2019 12:08 pm автор Kygupyda

» Выход в астрал по методу астрального каната. Быстрый способ
Зачем поминать усопших EmptyСр Мар 27, 2019 12:08 pm автор Kygupyda

» Обитатели астрала
Зачем поминать усопших EmptyСр Мар 27, 2019 12:07 pm автор Kygupyda

» Маски для сухих волос
Зачем поминать усопших EmptyВт Мар 26, 2019 12:18 pm автор Kygupyda

» АЛФАВИТ ИЦХАКА
Зачем поминать усопших EmptyПн Мар 25, 2019 8:42 am автор новичок

» 30 причин встать на коврик
Зачем поминать усопших EmptyСб Мар 16, 2019 7:40 pm автор Kygupyda

» Как начать заниматься йогой дома
Зачем поминать усопших EmptyСб Мар 16, 2019 7:39 pm автор Kygupyda

» О профессионалах и не очень. Или как выбрать специалиста.
Зачем поминать усопших EmptyСб Мар 02, 2019 4:52 am автор Wild woman

»  Отвечу на ваш вопрос Да-Нет.Проработка колоды Позолоченное Таро Чиро Марчетти от Есении.
Зачем поминать усопших EmptyПт Янв 11, 2019 6:25 pm автор Есения

» КОПТСКИЙ МАГИЧЕСКИЙ АЛФАВИТ
Зачем поминать усопших EmptyЧт Дек 27, 2018 11:07 pm автор тётя Соня

Кто сейчас на форуме
Сейчас посетителей на форуме: 269, из них зарегистрированных: 0, скрытых: 0 и гостей: 269 :: 1 поисковая система

Нет

Больше всего посетителей (583) здесь было Ср Мар 13, 2013 9:11 pm
Поиск
 
 

Результаты :
 

 


Rechercher Расширенный поиск
Банеры
Рейтинг@Mail.ru

Поделиться
 

 Зачем поминать усопших

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз 
АвторСообщение
Гость
Гость



Зачем поминать усопших Empty
СообщениеТема: Зачем поминать усопших   Зачем поминать усопших EmptyЧт Ноя 12, 2015 6:48 am

1
ПОМЯННИК И ЦЕРКОВНАЯ ЗАПИСКА.

Церковная записка, подаваемая «О здра­вии» или «О упокоении», — это сравнитель­но недавнее явление. В тех семьях, где с ува­жением относятся к традициям православ­ного благочестия, имеется помянник, особая книжечка, в которую записывают имена жи­вых и умерших и которая подается во время богослужения для поминовения. Книжки помянников и сейчас можно приобрести в хра­мах или магазинах православной книги.

Помянник — это запись на память потом­ству о живших на земле предках, что делает помянник книгой, важной для каждого хри­стианина, и заставляет относиться к ней с уважением. Помянники хранят в чистоте и опрятности, около домашних икон.

Церковная записка, в сущности, — разо­вый помянник и требует к себе такого же уважения. Записка, подаваемая без изображения креста, написанная неряшливым, неразборчивым почерком, с множеством имен, свидетельствует о непонимании священной важности и высокого назначения записей имен живых и усопших для их поминове­ния. Между тем, помянники и записки, как по своему внешнему виду, так и по употреб­лению, могут быть названы богослужебны­ми книжками: ведь на них изображают Свя­той Крест, они вносятся в алтарь, читаются во время Божественной литургии перед Свя­тым Престолом.

В ЧЕМ ПРЕИМУЩЕСТВО МОЛИТВ О НАШИХ РОДНЫХ И БЛИЗКИХ В ХРАМЕ.

Домашняя молитва, как правило, не име­ет такой благодатной силы, как молитва общая, совокупная, то есть молитва Церкви. Церковная молитва — это та молитва, о которой Господь сказал: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небес­ного, ибо, где двое или трое собраны во Имя Мое, там Я посреди них». (Мф. 18, 19-20).

В храме для совместной молитвы собира­ются верующие. В храме таинственно пребывает Сам Бог. Храм — Дом Бога. В храме священники приносят Святейшую Бескровную Жертву. Еще в ветхозаветные времена молитвы сопровождались принесением в жертву животных во очищение от грехов и умилостивление Бога. В Церкви же Нового Завета жертвоприношения животных не су­ществует, ибо «Христос умер за грехи наши». «Он и есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира». Он принес в жертву за всех Свою Пре­чистую Кровь и Плоть и установил на Тай­ной Вечере совершать, в воспоминание о Нем, принесение под видом бескровных даров — хлеба и вина — Его Пречистой Плоти и Кро­ви во оставление грехов, что и совершается в храмах на Божественной литургии.

Как в Ветхом Завете к молитвам присо­единялись жертвы, так и теперь в храмах, кроме молитвы, возносится Святейшая Бес­кровная Жертва — Святое Причастие.

Церковная молитва имеет особенную силу еще и потому, что она возносится священником, специально поставленным для того, чтобы совершать священнодействия, возно­сить за людей молитвы и жертвы Богу. «Я вас избрал и поставил вас,— говорит Спаси­тель Своим Апостолам,— чтобы ... чего ни попросите от Отца во Имя Мое, Он дал вам».

Данные от Господа апостолам права и воз­ложенные на них обязанности и полномо­чия они передали поставленным ими пре­емникам: епископам и пресвитерам, завещав им и власть, и право, «и непременный долг прежде всего...» совершать молитвы, проше­ния, моления, благодарения за всех человеков. Потому Святой Апостол Иаков и го­ворит христианам: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним».

Святой праведный Иоанн Кронштадтс­кий вспоминал, как его, еще молодого священника, незнакомая женщина попросила помолиться об успехе одного ее дела.

— Я не умею молиться,— смиренно отве­чал отец Иоанн.

— Помолитесь,— продолжала просить женщина.— Я верю, что по вашим молит­вам Господь поможет мне.

Отец Иоанн, видя, что она возлагает та­кие большие надежды на его молитву, еще больше смутился, снова утверждая, что он и не умеет молиться, но женщина сказала:

— Вы, батюшка, только помолитесь, я вас прошу, как умеете, а я верю, что Господь услышит.

Отец Иоанн стал поминать за литургией эту женщину. Через некоторое время батюш­ка снова встретил ее, и она сказала:

— Вот вы, батюшка, только помолились за меня, и Господь послал мне по вашим молитвам, что я просила.

Этот случай так повлиял на молодого свя­щенника, что он понял всю силу молитвы.



КОГО НУЖНО И МОЖНО ПОМИНАТЬ В ЗАПИСКАХ.

Первая записка, подаваемая нами,— «О здравии».

Понятие «здравие» включает не только здоровье, физическое состояние человека, но и его духовное состояние, материальное бла­гополучие. И если мы молимся о здравии человека, который сделал много зла, то это не значит, что мы молимся о том, чтобы он и в дальнейшем пребывал в таком же состоя­нии, — нет, мы молим Бога, чтобы Он пере­менил его намерения и внутреннюю неуст­роенность, сделал так, чтобы наш недо­брожелатель или даже враг стал пребывать в гармонии с Богом, с Церковью, с окружаю­щими. В эту записку следует записать всех, кому мы желаем здравия, спасения и бла­годенствия.

Слово Божие учит, что каждому необхо­димо молиться не только за себя, но и за других: «Молитесь друг за друга». На этой общей молитве друг за друга и строится Церковь.

В императорской России все молебны на­чинались с имени Государя Императора, от здравия которого зависела судьба не только России, но и каждой семьи, каждого православного. Сейчас мы должны первым на­писать имя нашего Патриарха, а за ним — Архипастыря, Преосвященного архиерея, по­ставленного от Бога духовного владыку, заботящегося и приносящего Господу молитвы и жертвы за врученную ему паству.

Так поступают многие христиане, так учит Священное Писание: «Прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во вся­ком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины. Затем пишется имя ва­шего духовного отца, священника, который вас наставляет, заботится о спасении вашей души, молит о вас Господа: «Поминайте наставников ваших». Затем пишутся имена ро­дителей, свое имя, имена членов своей се­мьи, близких и родных. Каждый должен молиться о здравии и благополучии своей семьи: «Если же кто о своих и особенно до­машних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного». За своей семьей и родны­ми впишите имена ваших благодетелей. Если они сделали вам добро, то и вы должны желать и молить для них добра и блага у Господа, чтобы не оставаться перед ними в долгу: отдавайте всякому должное. Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого ис­полнил закон. Наконец, если у вас есть не­доброжелатель, обидчик, завистник или даже враг, впишите его имя для молитвенного по­миновения, по заповеди Господа: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинаю­щих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас». Молитва за врагов, за враждующих — вели­кая сила для прекращения вражды и водво­рения мира. Сам Спаситель молился за вра­гов. Известно множество случаев, когда один из враждующих вписывал имя своего недо­брожелателя в записку о здравии рядом со своим именем — и вражда прекращалась, бывший враг становился доброжелателем.



Вторая записка, подаваемая нами, — «О упокоении».

В ней мы пишем имена усопших срод­ников, знакомых, учителей, благожелателей, всех, кто нам дорог. Как молимся мы о живых, так должны молиться, за умерших, и не только за ближайших сродников, но за весь свой род, за всех, кто сделал нам добро в земной жизни, помог, научил. Умершие, хотя и отошли от нас, хотя и пребывают пло­тью в земле, а душой у Господа, не исчезли, продолжают жить невидимой для нас духов­ной жизнью пред очами Божиими, так как Сам Господь говорит в Святом Евангелии: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у него все живы».

Мы верим, что наши усопшие сродники, а имен многих из них мы часто и не знаем, молятся о нас, своих потомках.

Мы, живущие на земле, составляем с отшедшими от нас одну Церковь, одно тело, имеющее одну Главу — Господа Иисуса Хри­ста. «Живем ли — для Господа живем; умираем ли — для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем — всегда Господни. Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвы­ми и над живыми». Единство и общение наше с умершими особенно чувствуется во время усердной молитвы за них. Она произ­водит на душу молящегося чрезвычайно глу­бокое действие и впечатление, доказывая дей­ствительное общение души молящегося с душами тех, за кого возносится молитва.



КАК СОВЕРШАЕТСЯ В ЦЕРКВИ ПОМИНОВЕНИЕ ЖИВЫХ И УСОПШИХ

НА ПРОСКОМИДИИ.

Как же совершается в храме возношение Жертвы по нашим запискам? Приготовле­ние к Ней начинается во время проскоми­дии. Проскомидия — это часть литургии, во время которой приготовляют хлеб и вино для таинства. В переводе с греческого это слово означает «принесение» — древние хри­стиане сами приносили в храм хлеб, вино, необходимые для литургии. Проскомидия, символизирующая рождество Иисуса Хрис­та, совершается в алтаре скрытно для веру­ющих, находящихся в храме,— так же, как скрытно, неведомо для мира произошло рож­дение Спасителя.

Для проскомидии употребляется пять осо­бых просфор. Из первой просфоры после особых молитв священник вырезает середину в форме куба — этой части просфоры прида­но название Агнец. Эта просфора, «Агничная», полагается на дискос, круглое блюдо на подставке, символизирующее ясли, в ко­торых родился Спаситель. Агничная просфо­ра и служит собственно для Причащения.

Из второй просфоры, «Богородичной», священник вынимает часть в честь Божией Матери. Эта частица укладывается на дис­косе по левую сторону от Агнца.

Из третьей просфоры, «девятичинной», вынимаются девять частиц — в честь Свя­тых: Иоанна Крестителя, Пророков, Апос­толов, Святителей, Мучеников и Преподоб­ных, Бессребреников, Иаокима и Анны и того Святителя, имени которого совершается литургия. Эти вынутые частицы полагаются по правую сторону от Агнца, по три части­цы в ряд.

После этого священнослужитель присту­пает к четвертой просфоре, из которой вынимают частицы о живых — о Патриархе, епископах, пресвитерах и диаконах. Из пя­той просфоры вынимают частицы об усопших — Патриархах, создателях храмов, епископах, священниках. На дискосе укладыва­ются и эти вынутые частицы — сначала за живых, ниже — за усопших. Затем священником вынимаются частицы из просфор, поданных верующими. В это время и читаются поминания — записки, книжки-помянники, которые поданы нами в свечной ящик на проскомидию. После прочтения каждо­го имени, указанного в записке, священнослужитель вынимает частицу просфоры, говоря: «Помяни, Господи, (указывается на­писанное нами имя)».

Эти вынутые по нашим запискам частицы также кладутся на дискос вместе с частицами, вынутыми из богослужебных про­сфор.

Это — первое, невидимое молящимися по­миновение тех, чьи имена написаны в поданных нами записках.

Итак, частицы, вынутые по нашим запис­кам, лежат на дискосе, рядом с частицами, вынутыми из особых богослужебных просфор.

Это — Великое Святое Место! Частицы, лежащие в этом порядке на дискосе, символизируют всю Церковь Христову.

«На проскомидии образно представляется собранной около агнца, внемлющего грехи мира, вся Церковь небесная и земная. Какая тесная связь находится между Госпо­дом и Святыми Его, между Ним и благочестно живущими на земле и умершими в вере и благочестии; помни, какая тесная связь между нами и святыми и умершими во Хри­сте, и всех возлюби, как членов Господа и своих членов, — пишет Святой праведный Иоанн Кронштадтский о частицах, вынутых из просфор и возложенных на дискос. — В какой близости друг к другу находятся и небожители, и землежители, и Божия Ма­терь, и все Святые, и все мы, православные христиане, когда совершается Божественная, всемирная, пренебесная, всеобщительная литургия! Боже мой! Какое прерадостное, жи­вотворное общение!»

Многие считают, что частицы, приносимые о живых и умерших, являются очистительной жертвой наших грехов. Это — заблуж­дение. От греха можно очиститься только по­каянием, исправлением жизни, милостью, добрыми делами.

Частицы, вынутые из просфор, поданных нами, не освящаются в Тело Господне, при извлечении их не бывает воспоминание Хри­стовых страданий; при возношении Святого Агнца, во время возглашения «Святая Свя­тым», эти частицы не поднимаются для таинственного воздвижения на Крест с Пло­тью Спасителя. Эти частицы не даются в приобщение Плоти Спасителя. Для чего же они приносятся? Для того, чтобы посредством их верующие, имена которых написаны в на­ших записках, получили благодать, освящение и отпущение грехов от приносимой на Престоле очистительной жертвы. Частица, вынутая из нашей просфоры, возлежа возле Пречистого Тела Господня, будучи внесена в потир, напоена Божественной Кровью, вся исполняется святыни и духовных дарований и ниспосылает их тому, от имени которого возносится.

После того, как все причастники приоб­щатся Святых Тайн, диакон влагает в потир возлежащие на дискосе частицы о Святых, о живых и мертвых. Это делается для того, чтобы Святые в ближайшем соединении с Богом возрадовались на небесах, живые же и мертвые, чьи имена указаны в записках, омывшись самой Пречистой Кровью Божия Сына, получили оставление грехов и жизнь вечную.

Об этом говорят и слова, произносимые при этом священником: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде, Кровию Твоею Честною».

Вот почему необходимо совершать по­миновение живых и усопших именно в Цер­кви, на литургии — ведь именно здесь про­исходит очищение Кровию Христовой совер­шаемых нами ежедневно грехов.

Жертва, принесенная Господом наших Иисусом Христом на Голгофе и ежедневно во время литургии приносимая на Святом Престоле, является полной и совершенно исчерпывающей платой за наш долг Богу — и только она, подобно огню, может попалить в человеке все его прегрешения.



ЧТО ТАКОЕ ЗАКАЗНАЯ ЗАПИСКА.

В некоторых храмах кроме обычных за­писок «о здравии» и «о упокоении» прини­мают заказные записки. Заказная записка — обедня о здравии с молебном — отличается от обычного поминовения о здравии тем, что в дополнение к изъятию частицы из просфо­ры (что происходит при обычном помино­вении), диакон гласно читает имена поми­нающихся на ектении, а затем эти имена повторяет священник перед Престолом. Но и на этом не оканчивается поминовение по заказной записке — после окончания литур­гии о них возносится молитва на молебне.

То же происходит и на заказной обедне о упокоении с панихидой — и здесь, после изъятия частиц с называнием имен усопших, диакон гласно произносит на ектении их имена, затем имена повторяет перед ал­тарем священнослужитель, а затем усопшие поминаются на панихиде, которая происхо­дит после окончания литургии.

Сорокоусты — это молебен, который со­вершается Церковью ежедневно, в течение сорока дней. Каждый день в течение этого срока происходит изъятие частиц из прос­форы.

«Сорокоусты,— пишет св. Дмитрий Солунский,— совершаются в воспоминание вознесения Господня, случившегося в соро­ковой день после воскресения, и с той це­лью, чтобы и он (умерший), восстав из гроба, вознесся в сретение (то есть навстречу) Судии, был восхищен на облацех, и так был всегда с Господом». Сорокоусты заказыва­ются не только о упокоении, но и о здравии, особенно о тяжелобольных.

Молебен — это особое Богослужение, при котором просят Господа, Богородицу, Святых о ниспослании милости или благодарят Бога за получение благ. В храме молебны звершаются перед литургией — после нее, а также после утрени и вечерни. Обществен­ные молебны совершаются в дни храмовых праздников, на Новый год, перед началом учения отроков, при стихийных бедствиях, в нашествии иноплеменников, при эпидеми­ях, в бездождие и т. д.

Другие молебны принадлежат к просто­му Богослужению и совершаются по просьбам и нуждам отдельных верующих. Часто во время этих молебнов происходит малое освящение воды.

Записка на молебен начинается с указа­ния, какому Святому возносится молебен, пишется — о здравии или упокоении. Затем перечисляются имена тех, о ком будет возноситься молебное пение. Когда будете пода­вать записку на молебен, скажите служителю, заказываете ли вы водосвятый молебен — в этом случае совершается малое освящение воды, которая потом раздается верующим,— или же обычный, без водосвятия.

Можно заказать поминовение живых или усопших на месяц, на полугодие, на год. В некоторых храмах и монастырях принима­ются записки на вечное поминовение.

Если вы подали заказную записку, то имена, написанные в ней, произносятся на молении вскоре после чтения Евангелия. По окончании чтения Евангелия начинается сугубая (то есть усиленная) ектиния — об­щий вопль к Богу, троекратное «Господи, помилуй!» Диакон призывает: «Рцем (то есть, да скажем, будем молиться, говорить) вей от всея души, от всего помышления нашего рцем!» В двух прошениях мы усиленно просим Господа услышать нашу молитву и помиловать нас: «Господи, Вседержителю, Боже отец наших, молитися (то есть, молим­ся тебе), услыши и помилуй. — Помилуй нас, Боже...» Все находящиеся в храме просят о Патриархе, о епископе, о священнослужебном братстве (притче церковном) и о всей «во Христе братии нашей», о властях и во­инстве... Церковь молится о милости (что­бы Господь умилостивился над нами (о жиз­ни, мире, здравии, спасении, посещении), то есть, чтобы Господь посетил, не оставил сво­ими милостями), прощении, оставлении гре­хов рабов Божиих, братии Святого храма сего.

В последнем прошении сугубой ектении диакон усиленно призывает помолиться о плодоносящих и доброделающих во Святом и всечестном храме сем, труждающихся и доброделающих во Святом предстоящих людях, ожидающих от Бога великие и бога­тые милости.

Плодоносящие и доброделающие — это ве­рующие, которые приносят в храм все необ­ходимое для Богослужения (елей, ладан, просфоры и пр.), которые жертвуют деньга­ми и вещами на благолепие храма, на содер­жание труждающихся в нем.

В определенные дни за сугубой ектенией следует особая ектения об умерших, в которой мы молимся за всех усопших от­цов и братьев наших, просим Христа, безсмертного Царя и Бога нашего, простить им все прегрешения вольные и невольные, упо­коить их в селениях праведных и, призна­вая, что нет человека, который бы не согре­шил в своей жизни, умоляем Господа да­ровать нашим усопшим Царствие Небесное, где все праведные упокоиваются.

Во время ектений диакон произносит имена тех, кто указан в заказной записке, и призывает на них благословение Божие, а свя­щенник читает молитвы. Затем священник произносит молитву перед Престолом, гром­ко называя имена из записок.

Обычай чтения записок с именами во вре­мя сугубой ектении идет еще с древних, апостольских времен — «диакон поминает дип­тихи, сиречь помянник усопших». Диптихи — это две таблички, сделанные из бумаги или пергамента, сложенные как скрижали Моисея. На одной из них писались для чтения во время священнодействия имена живых, на другой — усопших.



ПОЧЕМУ НАДО МОЛИТЬСЯ ОБ УСОПШИХ.

Наши отношения с ближними не прекращаются после их смерти. Смерть прерывает только видимое общение с ними. Но в Цар­стве Христовом смерти нет, а то, что мы называем смертью, есть переход из временной жизни в вечную.

Наши молитвы о усопших — это продол­жение наших отношений с ближними. Мы, верующие в то, что наши усопшие не умер­ли, веруем в то, что Премилосердный Гос­подь по молитве нашей простит души, умершие хотя и во грехах, но с верой и надеждой на спасение.

Церковь — это живой организм, по выражению апостола Павла, Тело, Главу которого составляет Сам Господь Иисус Христос. К Церкви принадлежат не только верующие, живущие на земле, но и те, кто скончался в правой вере.

Между живыми и усопшими должно про­исходить живое, органическое единение — ведь и в живом организме все члены связаны друг с другом, каждый исполняет что-либо для жизнедеятельности своего организма.

Наша обязанность — заботиться о тех членах Церкви, которые окончили свое земное существование, и нашей молитвой облегчить состояние усопших. Многие перед смертью не успели сподобиться таинства покаяния и Святого Причащения, умерли неожиданной или насильственной смертью. Усопшие уже не могут сами покаяться, дать милостыню. Только принесение о них Бескровной Жертвы, молитвы Церкви, милостыня и благоворение за них могут облегчить их загробную участь. Поминовение усопших прежде всего составляет молитва за них — домашняя, и особенно церковная, соединенная с принесением Бескровной Жертвы на Божественной литургии. «Когда весь народ и священный лик стоит с воздаянием рук, и когда предлежит Страшная Жертва, то как не умолим Бога, прося за умерших?» — пишет Святитель Иоанн Златоуст.

Но кроме молитвы о усопших мы долж­ны всячески проявлять милость и совершать благотворения, потому что «милостыня от смерти избавляет и может очищать всякий грех».

Святитель Иоанн Златоуст советует: «По­чти умершего милостынями и благотворениями: ибо милостыня служит к избавле­нию от вечных мук». Преподобная Афанасия, сказав, что «если грешны души усопших, то за благотворения живых в память их при­емлют от Бога отпущение грехов», добавля­ет: «Если праведны, то благотворительность за них служит к спасению самим благотво­рителям». Поэтому необходимо, чтобы за наших усопших как можно чаще возноси­лась молитва и Бескровная Жертва. Прине­сение за умерших Бескровной Жертвы об­легчает их участь, хотя бы они были уже в аду, ибо Бескровные Дары, приносимые в жертву, пресуществляются в Плоть и Кровь Христовы, так что Он Сам приносится в жертву ради спасения нашего.



КАК ПРАВИЛЬНО ПОМИНАТЬ УСОПШИХ.

Обычай поминать усопших встречается уже в Церкви ветхозаветной.

С особой ясностью о поминовении усоп­ших упоминают Постановления Апостольские. В них мы находим как молитвы за усоп­ших при совершении евхаристии, так и ука­зание на дни, в которых особенно необходи­мо поминать усопших: третий, девятый, сороковой, годовой.

Таким образом, поминовение усопших — это апостольское установление, оно соблюдается во всей Церкви и литургия за усоп­ших, принесение о спасении их Бескровной Жертвы есть самое сильное и действенное средство ниспрашению усопшим милости Божией.

Церковное поминовение совершается толь­ко о тех, кто был крещен в православной вере. Панихиды по самоубийцам, а также по не крещенным в православной вере, не совершаются. Тем более эти лица не могут быть поминаемы на литургии. Святая Цер­ковь возносит непрестанные молитвы об отшедших отцах и братьях наших при вся­ком богослужении и особенно литургии.

Но кроме этого, Святая Церковь творит в определенные времена особое поминовение всех от века преставлыпихся отцов и бра­тии по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, которые, были застиг­нуты внезапною смертью, не были напут­ствованы в загробную жизнь молитвами Церкви. Совершаемые при этом панихиды называются вселенскими.

В субботу мясопустную, перед сырной неделей, накануне воспоминаний Страшно­го Суда, мы молим Господа, чтобы Он явил Свою милость всем усопшим в день, когда наступит Страшный суд. В эту субботу Православная Церковь молится о всех усопших в Православной вере, когда бы и где бы ни жили они на земле, кем бы ни были по своему социальному происхождению и положению в земной жизни. Молитвы возносятся о людях «от Адама до днесь в благочестии и правой вере».

Три субботы Великого поста — суббота второй, третьей, четвертой недель Великого Поста — установлены потому, что во время Преждеосвященной Литургии не бывает такого поминовения, какое совершается во всякое другое время года.

Чтобы не лишить умерших спасительно­го предстательства Церкви, и установлены эти родительские субботы. Церковь во время Великого Поста ходатайствует об усопших, чтобы и им Господь простил грехи и воскресил их в жизнь вечную. В Радоницу — вторник второй седмицы по Пасхе — с усопшими делятся радостью Воскресения Господа, в надежде воскресения и наших усоп­ших. Сам Спаситель сошел во ад проповедать победу над смертью и извел оттуда души ветхозаветных праведников. От этой великой духовной радости день этого поминовения и носит название «радуница», или «радоница».

Троицкая родительская суббота — в этот день Святая Церковь призывает нас совершить поминовение усопших, чтобы спаси­тельная благодать Святого Духа очистила грехи душ всех от века усопших праотцов, отцов и братий наших и, ходатайствуя о собрании всех в Царство Христово, молясь об искуплении живых, о возвращении пленения душ их, просит «упокоить души прежде отшедших на месте прохлаждения, яко не мертвии восхвалят Тя, Господи, ниже сущий во аде исповедания дерзнут принести Тебе; но мы, живые, благословим тя и молим, и очистительныя молитвы и жертвы приносим тебе о душах наших».

Димитриевская родительская суббота — в этот день совершается поминовение о всех православных убиенных воинах.

Оно установлено Святым благоверным князем Димитрием Донским по внушению и благословлению Преподобного Сергия Радонежского в 1380 году, когда он одержал славную, знаменитую победу над татарами на Куликовом поле. Поминовение совершается в субботу перед Димитриевым днем (26 октября по старому стилю). Впоследствии в эту субботу православные христиане стали творить поминовение не только воинов, за веру и отечество положивших свою жизнь на поле брани, но вместе с ними и за всех православных христиан. Поминовение усоп­ших воинов совершается Православной цер­ковью 26 апреля (9 мая по новому стилю) в праздник победы над фашистской Германи­ей, а также 29 августа, в день Усекновения главы Иоанна Предтечи.

Обязательно надо поминать усопшего в день его смерти, рождения и именин. Дни поминовения надо проводить чинно, благо­говейно, в молитве, благотворении нищим и близким, в размышлении и о нашей смерти и будущей жизни.

Правила подачи записок «О упокоении» такие же, как и записок «О здравии». На ектении же больше поминаются новопрес­тавленные или значительные строители оби­тели, и то не более одного или двух имен.

Но проскомидия — самое важное поми­новение, ибо вынутые части за усопших погружаются в Кровь Христову и очищаются грехи сею Великою Жертвою; «а когда случается память кого из родных, то можешь подать записку и помянуть на ектении» — писал в одном из писем преподобный Макарий Оптинский.

КАК ЧАСТО СЛЕДУЕТ ПОДАВАТЬ ЗАПИСКИ ДЛЯ ПОМИНАНИЯ.

Молитва Церкви и Святейшая Жертва привлекают на нас милость Господа, очища­ющую и спасающую нас. Мы всегда, и при жизни, и по смерти, нуждаемся в милости Божией к нам. Поэтому удостаиваться мо­литв Церкви и принесения о нас или наших близких, живых и усопших, жертвы Святых Даров необходимо как можно чаще, и обя­зательно в те дни, которые имеют особое зна­чение: в день рождения, день крещения, день именин как своих, так и членов семьи своей.

Почитая память Святого, чье имя мы но­сим, мы этим призываем своего покровите­ля на молитву и ходатайство пред Богом, потому что, как говорится в Священном Писании, много может усиленная молитва праведного.

Обязательно надо подавать записку на по­минание в дни рождения и крещения ребен­ка. За этим должны тщательно следить ма­тери, ибо забота о ребенке составляет их святой долг.

Влечет ли нас к себе грех, овладевает ли нами какая страсть, искушает ли диавол, постигает ли нас отчаяние или неутешная скорбь, посетили беда, нужда, болезнь — в таких случаях молитва Церкви с принесе­нием Бескровной Жертвы служит самым верным средством к избавлению, укрепле­нию и утешению.

КАК ПОМИНАЮТ УСОПШИХ В ДНИ ПАСХИ.

Многие в праздник Пасхи посещают кладбище, где находятся могилы их близких. К сожалению, в некоторых семьях существует кощунственный обычай сопровождать эти посещения могил своих родных диким пья­ным разгулом. Но даже те, кто не справля­ет на могилах своих близких пьянственных тризн, столь оскорбительных для всякого христианского чувства, часто не знают, ког­да в Пасхальные дни можно и нужно поми­нать усопших.

Первое поминовение усопших совершает­ся на второй седмице, после Фомина вос­кресенья, во вторник.

Основанием для этого поминовения слу­жит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад, соединяемое с Фоминым воскресением, а с другой — раз­решение Церковного устава творить обыч­ное поминовение усопших, начиная с Фомина понедельника. По этому разрешению веру­ющие приходят на могилы своих ближних с радостной вестью о Воскресении Христовом, отсюда и сам день поминовения называется Радоницей.

ПАМЯТКА ДЛЯ ЖЕЛАЮЩИХ ПОДАТЬ ЗАПИСКУ О ЖИВЫХ И УСОПШИХ.

1. Записку надо подавать до начала ли­тургии. Лучше всего записки о поминании подать вечером или рано утром, до начала службы,

2. Вписывая имена живых и усопших, поминайте их в процессе писания с искрен­ним желанием им блага, от чистого серд­ца, стараясь припомнить того, чье имя вы вписываете, — это уже молитва.

3. Записка должна содержать не более пяти-десяти имен. Если вы хотите помянуть многих своих родных и близких — подайте несколько записок.

4. Имена должны быть написаны в роди­тельном падеже (отвечать на вопрос «Кого?»).

5. Первыми указываются имена архиере­ев и иереев, причем указывается их сан — например, о здравии епископа Тихона, игу­мена Тихона, иерея Ярослава, затем пиши­те свое имя, своих родных и близких.

То же относится и к запискам «о упоко­ении» — например, митрополита Иоанна, протоиерея Михаила, Александры, Иоанна, Антония, Илии и т.д.

6. Все имена должны быть в церковном написании (например Георгия, а не Юрия, и полностью, например, Александра, Николая, но не Саши, Коли).

7. В записках не указываются фамилии, отчества, звания и титулы, степени родства.

8. Ребенок до 7 лет в записке упоминает­ся как младенец — младенца Иоанна.

9. Если хотите, в записках «о здравии» перед именем можно упомянуть болящего, воина, путешествующего, заключенного. Не пишут в записках страждущего, озлобленного, нуждающегося, заблудшего.

10. В записках «О упокоении» усопший в течение 40 дней по кончине именуется новопреставленный. Допускается в записках «о упокоении» написание перед именем убиенный, воин, приснопамятный (день смер­ти, день имени усопшего).

Записки на молебен или панихиду, кото­рые совершаются после окончания литургии, подаются отдельно.
Вернуться к началу Перейти вниз
 

Зачем поминать усопших

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу 
Страница 1 из 1

 Похожие темы

-
» 30 марта. День особого поминовения усопших
» А зачем нам нужны расклады?
» ЗАЧЕМ НУЖНА ЭНЕРГИЯ И ГДЕ ЕЕ ДОСТАТЬ?
» ЗАЧЕМ В РЕЙКИ РАБОТАТЬ С МАТЕРИАЛЬНЫМИ НОСИТЕЛЯМИ?

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
Наш Дом  :: Гостинная :: Теория магии, общие вопросы :: Работа в церкви и поминальные традиции-