Шаманы и знахари всегда очень активно использовали веревку. В Индии, на Тибете, в Индонезии, Китае, Ирландии, Мексике и других странах в шаманских практиках часто присутствовал ритуал так называемого «чуда веревки», который представлял собою восхождение на небо с ее помощью. Этот ритуал основан на мифах о дереве и о веревке, которые с начала времен соединяли небо и землю. Именно по ним осуществлялась связь между людьми и богами.
Узел — единственная сотворяемая древним человеком вещь, из которой можно сделать «как было», его можно завязать, использовать и снова развязать. Уже одно это делало узел магическим. И многие амулеты изначально были просто узловатыми веревками.
В русской народной колдовской практике использование нитей и узлов с магической целью (от лечения бородавок до приворотов) было явлением обычным и ординарным. Завязывание, обвязывание или измерение чего-либо применяли в качестве преграды, помехи недугам и порчам, в качестве закрепления результата или с целью захвата нитью (узлом) болезни для переноса ее в другое место. В ритуалах использовали нити различного происхождения: шелковые, льняные (суровые), шерстяные; различного цвета: красные, белые, черные; различного количества: одна, три, пять и так далее, но всегда нечетное число.
Считается, если обвить вокруг рук и ног нитку красной шерсти, это надежно предохранит от малярии и лихорадки. Для того чтобы обезопасить ребенка от скарлатины, вокруг его шеи необходимо обвить девять ниток шерсти,
Особое значение имел и способ завязывания — вокруг членов человека или крест-накрест.
Завязывание и обвязывание русскими знахарями и знахарками понималось и в смысле закрепления того, что намечается, предпринимается (какое-нибудь полезное дело).
На вере в то, что в узел можно поймать болезнь, напавшую на человека, завязать ее и перенести в другое место, построено множество рецептов от бородавок. Чтобы от них избавиться, надо навязать на нитке столько же узелков, сколько бородавок имеется в наличии, и нитку закопать в землю: когда она сгниет, вместе с нею пропадут и бородавки. Прогнать болезнь можно и надев на шею узел-амулет.
В Англии для лечения грыжи из клубка вытягивали нить; на ней завязывали семь или девять узлов, после чего ее привязывали к грыже больного. Чтобы лечение было действенным, считалось необходимым, завязывая каждый узел, произносить имя какой-нибудь вдовы.
Во многих районах Старой Англии имело хождение верование, согласно которому в доме никто не может умереть, пока он остается на замке или на запоре. В силу этого в Великобритании весьма широко распространен обычай отпирать все замки и засовы, когда больной явно находится при смерти, чтобы без нужды не продлять его агонию. Правило, которое предписывает участвовать в магических и религиозных обрядах с распущенными волосами и босыми ногами, также основывается, вероятно, на опасении, что наличие узла или чего-то стягивающего на голове или на ногах участников отрицательно скажется на эффективности обряда.
В сельскохозяйственной магии с помощью узла «привязывали» плодородие. Украинцы в Лубенском уезде при звонах колоколов на страстную службу завязывали на ниточке столько узлов, сколько раз бил колокол. Потом эту нить с узлами, символизирующими завязи плодов, повязывали себе на руку и с нею сажали тыкву. Часто мотив завязывания узла фигурирует в магии, приуроченной к случке и к купле-продаже домашнего скота. Чтобы корова «погуляла» с первого раза, в Польше делали на веревке, на которой ее приводили к быку, три узла. В России, чтобы купленную корову «привязать» к дому, делали на веревке девять узлов и вешали ее на чердак.
Особенно часто упоминание узла и завязывания чего-то встречается в заговорах. Например, от пули заговаривали себя:
« ... завяжу я, раб Божий, по пяти узлов всякому стрельцу немирному, неверному. ... вы, узлы, заградите стрельцам все пути и дороги, замкните все пищали, опутайте все луки, повяжите все ратныя оружия ...» Существует множество заговоров от навета, от порчи и т. п., например: «И всех завяжу в узел и не могли грешить на меня и против меня... никакова слова со дерзновением...»
Упоминание о злокозненности тех, «кто похваляется узлами», встречается даже в Коране. Комментатор рассказывает, что давным-давно некий коварный иудей околдовал самого пророка Мухаммеда с помощью веревки, на которой затянул девять узелков и затем припрятал ее в колодце. От этого пророк заболел, и кто знает, как обернулось бы дело, если бы архангел Гавриил вовремя не поведал самому пророку о местонахождении той веревки с узлами. Вскоре верный Али вытащил зловещую веревку из колодца, и пророк прочитал над ней заклинания, которые специально для этого случая были внушены ему свыше. По прочтении каждого стиха развязывали один узел, и Мухаммед тут лее чувствовал облегчение.
по книге М. Локшиной "Волшебные узелки"