Отвечая на этот вопрос, надо вспомнить о той роли, которую играл конь в
Древней Руси и других странах древности. Конь в быту и в культуре славян, в
их представлениях о мире занимал особое положение. Вспомним вещего
коня-помощника, предчувствующего судьбу хозяина и всячески помогающего ему в
большинстве былин. Так, образ Конька-Горбунка происходит из этих славянских
былин и сказок. Особое отношение к коню нашло отражение в памятниках
древнерусской литературы, летописях, где конь князей и дружинников окружен
священным ореолом. По славянским поверьям, бог солнца, Даждьбог, освещая
землю сиянием своего щита, пересекает небо на колеснице, которую несут
четыре белоснежных коня с огненными гривами. С конем в княжеско-дружинной
среде Древней Руси был связан целый ряд ритуальных действий. Обряд
"посажения на коня" являлся одним из важнейших этапов инициации князей и
воинов-дружинников.
Конская упряжь также имела большое зна-гение в воинской символике той
далекой эпохи.
С ней был связан целый ряд ритуалов и правил. Кони и конская упряжь -
постоянные спутники захоронения воинов дохристианской эпохи. В славянских
курганах археологи находили как отдельные фрагменты конской сбруи, так и
полные комплекты, зачастую богато украшенные. Среди таких находок попадались
и наузы, в которых над кистями были завязаны маленькие обереги - бусины,
знаки солнца, миниатюрные изображения оружия.
Безусловно, всем известен обычай прибивать подкову над дверью своего
дома - здесь опять-таки прослеживается вера в добрые силы, связанные с
конем, которые принесут в дом удачу и счастье, оберегут его от злых напастей
и лихих людей.
Известной символической парой в мифологии стали конь и змея, где конь
олицетворял доброе начало, а змея - злое. Отсюда во многих змееборческих
сюжетах появляется конь, попирающий змею. Эту же символическую пару мы видим
и в легенде о вещем Олеге, князе, которому было предсказано, что он погибнет
от своего верного коня. Такая смерть для воина была страшна, и Олег отпустил
своего коня пастись на воле, чтобы избежать своей участи. Через несколько
лет вещий Олег погиб от укуса змеи, прятавшейся в черепе своего умершего
коня.
И в наши дни кочевые степные народы - калмыки, казахи, киргизы и т.
д. - изготавливают из конского волоса и шерсти аркан и опоясывают им юрту
для защиты от змей и нечистой силы. До сих пор многие, ночуя в незнакомом
лесу или на поляне, окружают перед сном место ночлега хомутами, вожжами,
уздечками - всем, что пахнет конским потом, чтобы оградить себя от змей,
нечистой силы и болезней. У славян, далекие предки которых также были
кочевниками, этот ритуал изменился - древние славяне вокруг своего ночлега
очерчивали ножом или мечом круг, через который нечистая сила не могла
проникнуть. Одним из наиболее эффективных средств для борьбы с ядовитыми
змеями считалась плеть, пропитанная конским потом, на конце которой в узел
был завязан груз-утяжелитель.
Культ коня восходит к глубокой древности - к эпохе появления древних
праславянских народов, которые, как и предки других европейских народов,
переселялись из азиатских областей, вероятно, с территории современной
Индии. В индийской мифологии мы находим конское божество - победоносного
коня Дадхикру, который, в свою очередь, восходит к еще более ранним
солнечным божествам. Связь коня с небесными силами проявлялась и в том, что
одно из конских божеств ведической традиции олицетворяло молнию. В
славянской вообще и в русской народной литературе в частности связь коня с
небесным огнем нашла свое отражение в идиоме "конь-огонь". Из ведической же
традиции идет и отождествление коня Дадхикру с росой, выпадающей на стебли
травы. Кроме того, существует мотив превращения коня в гирлянду или венок.
Несомненно, вера в магические и целебные свойства наузов, первоначально
завязывавшихся на конской узде, была сильно подкреплена обширной и древней
системой верований, связанных с конем.