Карава́й — круглый или прямоугольный сладкий дрожжевой хлеб.
На Руси каравай готовили на свадьбы, при этом соблюдалось много обрядовых правил.
Свадебные караваи украшаются сложными тестяными узорами и веточками калины, которой с языческих времен приписывают мистические свойства и являющейся символом любви.
Каравай считался символом счастья, достатка и изобилия. Каравай выносили на рушнике — расшитом полотенце. Чем пышнее выпечен каравай, тем счастливее и богаче станут отведавшие его молодожёны. Каравай был многослойным, и делил его крёстный отец жениха или невесты. Верхушку отдавали молодым, среднюю часть — гостям, а низ, в который часто запекали монеты, — музыкантам. Вместе с кусочком каравая молодые делились с гостями своим счастьем. Гости в ответ благодарили жениха и невесту подарками.
По русскому обычаю, дорогих гостей встречают хлебом-солью — ржаным караваем, который выносят на вышитом полотенце. Этот обычай пришёл из языческой древности, когда хлеб был божеством.
Каравай также использовался на Древней Руси на похоронах. Ко дню похорон выпекали свадебный каравай, его клали на крышку гроба, а на кладбище раздавали родным.
Русский каравай на свадьбе
Каравайный обряд — обрядовое действие, связанное с выпечкой и раздачей каравая во время свадебного пира. Каравай — круглый большой сдобный хлеб, украшенный фигурками из теста, а также искусственными цветами, который подавали во время свадебного застолья. Его выпекали накануне венчания и брачной ночи или за два-три дня до этого в доме жениха, реже в доме невесты, а в некоторых деревнях и у жениха, и у невесты. Каравайный обряд состоял из двух этапов: первый этап был посвящен изготовлению каравая и назывался «каравай валять», второй этап представлял собой деление каравая на свадебном столе — «каравай носить».
Суть каравайного обряда была одинакова на всей территории его бытования, хотя сами обрядовые действия в разных деревнях разыгрывались по-разному. Выпечка каравая символизировала рождение новой жизни и тем самым обеспечивала плодовитость молодой брачной пары. Действующими лицами обряда являлись посаженый отец и посаженая мать жениха, при условии, что они были «согласны в браке», а также молодые женщины-каравайницы, счастливые в семейной жизни, имевшие хороших, здоровых детей. Выпечка каравая, начиная с заготовки муки и воды и кончая раздачей каравая гостям, носила ярко выраженный ритуальный характер.
Она начиналась обычно в сакрально отмеченное время, т. е. до захода солнца, с обращения к Богу и святым угодникам: «Благослови нас, Господи, спаси нас, милосливый Козьма-Демьян на Филатушкину свадьбу спечь каравай высокий, веселый!» Действия каравайниц отличались от повседневной выпечки хлеба. Для свадебного каравая воду брали из семи колодцев, муку — из семи мешков; замешивание теста, его постановка в печь проводились нарочито театрально, так же как и вынимание хлеба из печи, раздача его гостям. Тесто укладывали для формовки в специальную большую чашу с крестом, которую ставили на лавку, где лежало сено, прикрытое скатертью. Присутствовавшим в избе людям под страхом наказания запрещалось дотрагиваться до теста и чаши.
Перед тем как поставить сформованное тесто в печь, посаженая мать обходила с ним избу, садилась на печь, вместе с посаженым отцом обходила три раза печной столб. Каравай задвигали в печь на лопате с прикрепленными по ее краям горящими свечками, и, прежде чем оставить каравай в печи, его три раза то задвигали в нее, то выдвигали. Поставив окончательно, ударяли лопатой по матице — потолочной балке. На мифологическом уровне печь осмыслялась как женское чрево, материнское лоно; хлебная лопата, которой задвигали тесто в печь, — как мужское начало, а сам каравай — как плод, полученный в результате их слияния. Украшения из теста, выпекавшиеся девушками отдельно от каравая, представляли собой фигурки, которые изображали солнце, звезды, месяц, цветы, плоды, домашних животных, прежде всего коров и лошадей, т. е. знаки, считавшиеся у русских олицетворением мира, добра, счастья, довольства, плодородия. Весь процесс изготовления каравая сопровождался исполнением специальных каравайных песен, в которых рассказывалось об этапах его создания руками каравайниц:
Валю, валю сыр каравай
С правой руки на леву,
С левой руки на праву —
По золоту лоточку,
По золоту лоточку,
По серебряному блюдечку.
Каравай на лавку взлез,
Каравай по лавке пошел,
Каравай на полку сел,
Каравай на печку взлез,
Каравай с печки слез,
Каравай на лопату сел,
Каравай в печку глядит.
Каравай валяется,
Каравай шатается,
Пошел каравай по дубовым столам,
По скатертям браным,
Тогда зашел каравай к Анне Александровне.
В песнях каравайницы заклинали каравай вырасти большим и пышным: Пекись, пекись, сыр каравай, Дерись, пекись, сыр каравай, Выше дуба дубова, Выше матицы еловой, Ширше печи каменной. После изготовления каравая в доме жениха его несли к невесте «на показ».
В том случае, если хлеб изготавливался и у невесты, происходил обмен караваями. В доме родителей жениха каравай ставили обычно в комнату молодых, где он находился всю брачную ночь. Утром дружка, отправляясь будить молодых, забирал каравай и выносил его в решете к свадебным столам. Придя к гостям, дружка три раза подпрыгивал, разламывал каравай пополам и начинал его делить среди собравшихся за столом родственников молодых.
Разламывание каравая символизировало нарушение девственности невесты. Новобрачные получали свою долю каравая первыми. Обычно им выдавалась середина, которая, по народным представлениям, была связана с зарождением новой жизни, счастьем, богатством. Оставшаяся часть каравая делилась поровну между родственниками молодого и родней молодухи. Это воспринималось как акт закрепления между ними родственного союза, как признание их общей судьбы, общей доли. Украшения с каравая раздавали девушкам, присутствовавшим на свадебном пиру в качестве зрителей. Каравайный обряд был характерен для свадебного ритуала в центральных и южных губерниях Европейской России, однако изделия из теста, известные под разными названиями — курник, печенье, пряник, пирог, хлеб, — играли важную роль в ходе свадебного ритуала по всей России. Они могли служить знаком любви жениха к невесте, выкупом, благопожеланием, подарком, предметом, посредством которого передавалась магическая сила.
Каравайницами могли быть только опытные, уважаемые среди односельчан женщины, расторопные хозяйки. Никогда не приглашали печь свадебный хлеб вдов, разведенных или бездетных женщин: считалось, что их несчастная судьба может повлиять на будущее новой семьи. Обычно выпекали два каравая: один в доме жениха, другой в доме невесты. В доме невесты он имел форму круга - солнца, в доме жениха напоминал форму месяца.
То есть невеста может быть каравайницей, если у нее руки растут правильно и уважаемый человек среди гостей. По поводу метнулась, испекла в своем доме и метнулась испекла в доме будущего мужа в принципе тоже не вопрос. на свадьбах принято. что невеста угощает гостей мужа, а муж со своим караваем - гостей жены.
И еще:
Приготовление и дарение свадебного каравая - старинная белорусская традиция. Лет сто назад именно с приготовления каравая начиналась свадьба. Одаривание караваем - заключительный этап свадебного торжества. Каравай свидетельствовал об окончании юности жениха и невесты.
Свадебный каравай выпекался только один раз - при первом браке. Если мужчина или женщина создавали вторую семью, каравай не пекли.
Чаще всего в его приготовлении участвовали 5-7 женщин каравайниц. Главной среди них считалась крестная мать жениха или невесты.
Каждый шаг каравайниц сопровождался обрядовыми песнями, заклинаниями и заговорами. Каравайницы приносили с собой муку, яйца, масло, различные украшения. Приготовление каравая обычно происходило в субботу утром. Каждый из приглашенных выполнял определенную роль.
Двое женатых мужчин приносили дрова, готовили капустные листы, деревянные лопаты, веник. Печь топили дровами калины или явора, реже - сосны или липы. Два неженатых парня сажали каравай в печь, а две девушки лепили из теста фигурки зверей, птиц, шишечки для украшения каравая. Испеченный каравай клали на крышку кадки, застланной белым полотенцем, и посыпали рожью, украшали калиной, бумажными цветами, мятой. После этого каравай несли в кладовку, где он находился до заключительного момента свадьбы. С момента выпечки каравая и до момента деления его берегли как зеницу ока. По караваю гадали, какой будет судьба молодых. Если каравай удался хороший, то совместная жизнь будет хорошей, если развалился или треснул - плохая примета. Чаще всего каравай невесты делили между родственниками молодой, а каравай жениха среди его родни. Но в некоторых районах каравай жениха делили в доме невесты после свадьбы. И наоборот. Каравай невесты делили между родней жениха.
Для раздела каравая в красном углу избы, под образами, под небесной аркой, созданной полотенцем, становились молодожены. Рядом с ними - самые уважаемые гости - крестные отец и мать. А напротив, через стол, по диагонали жизни, соединявшей красный угол и белую печь, становилась вся родня жениха или невесты, начиная с дедушки и бабушки, затем родители, родные братья и сестры, соседи, друзья. Все присутствующие поочередно подходили к молодым, желали им счастья-доли, одаривали, кто чем мог. Каравай был трехярусный. Самый верхний ярус символизировал молодых, им оставляли эту часть каравая, есть которую было нельзя. Ее засушивали и заворачивали в полотенце, на котором молодые стояли в храме. Среднюю часть делили между членами семьи. Нижняя часть делилась между всеми остальными гостями.
В наши дни вместо каравая молодожены делят приготовленный на заказ огромный свадебный торт, украшенный кремовыми цветами, фигурками жениха и невесты и т.д.. Немного жаль, что постепенно забывается этот старинный обряд, ведь когда-то именно подготовка, выпечка и дарение каравая придавали свадьбе торжественность и содержательность.