У народов Америки знания о камнях появились задолго до открытия Нового Света. Инки, ацтека майя и многие другие коренные американские племена применяли камни и кристаллы, наделяя их большой спиритической силой. Сегодня мы заново открываем эти секреты, чтобы использовать их в литотерапии.
Камни и кристаллы применялись в магических целях не только у таких известных индейских народов, как ацтеки, майя или инки, но и у многих других, среди которых микстеки, сапотеки и арауканы. Во времена испанской колонизации Америки было сделано все возможное, чтобы стереть следы индейских религий, обычаев и культур под знаменем обращения язычников в христианскую веру. И все же работы некоторых священников, например брата Бернардино де Саагуна, донесли до наших дней знания о цивилизации ацтеков. В своем произведении «Всеобщая история вещей Новой Испании» этот миссионер-францисканец доводит до нас немало достоверных, хотя и отрывочных, сведений о быте и культуре целого ряда удивительных цивилизаций, оставивших нам такие великолепные памятники, как ацтекские пирамиды и крепость инков Мачу-Пикчу.
К сожалению, изучение многих культурных аспектов этих цивилизаций, особенно мистического, магического и религиозного характера, требовало намного больших усилий. Поэтому то, что известно нам на сегодняшний день, представляет лишь незначительную часть знаний индейцев.
Жрецы великих цивилизаций Центральной и Южной Америки использовали кристаллы для диагностики и лечения болезней путем их приложения к телу больного. В ацтекской культуре жад, бирюза и, особенно, обсидиан имели большое магическое и религиозное значение. Из обсидиана, похожего на стекло черного вулканического камня, делали церемониальные ножи, использовавшиеся для человеческих жертвоприношений.
Севернее, на территории современных Соединенных Штатов, находились земли шошонов — индейских племен, говорящих на языках юто-ацтекской семьи. Шошоны нашли еще одно применение обсидиану. Кусок этого камня диаметром в несколько сантиметров вживлялся между двух нижних ребер на левом боку шамана. Камень оставался там на всю жизнь и давал своему хозяину мудрость и дар ясновидения. После смерти шамана обсидиан извлекался и переходил новому шаману, чтобы тот унаследовал всю мудрость и опыт своего предшественника.
Кварц, во всем многообразии своих разновидностей, был и остается одним из самых часто используемых в магических целях кристаллов. Объясняется это как его широкой распространенностью, так и присущими ему особыми свойствами. Некоторые летописи рассказывают, что во время самых важных ритуальных церемоний шаманы северной части Юкатана использовали большие кристаллы горного хрусталя, чтобы смотреть в будущее и предсказывать события.
Другие индейские племена США также применяли прозрачный, бесцветный горный хрусталь, чтобы «видеть» и угадывать будущее. Для многих племен горный хрусталь был священным камнем, символом света на земле. У некоторых народов даже существовала традиция перерезать пуповину новорожденного куском горного хрусталя, чтобы установить связь между ребенком и землей сразу после рождения. Человек всю жизнь хранил этот кусок камня и использовал его во всех ритуалах и религиозных церемониях, в которых участвовал сам. После смерти человека камень закапывался вместе с его телом.
Индейцы, населявшие равнины западной части Северной Америки, расположенные между гигантскими геометрическими фигурами Наска и мегалитами Стоунхенджа, оставили нам два вида каменных построек, известных под названиями «медицинские колеса» и «типи». Встречающиеся в изобилии типи представляют собой простые каменные круги диаметром в шесть метров. Судя по находимым в них инструментам и утвари, типи служили основанием для конических вигвамов индейцев. А вот с «медицинскими колесами» все не так просто. Когда живших на равнинах индейцев — шошонов, шайеннов и кроу — спрашивали об этих кругах, они отвечали только, что «они уже были здесь, когда мы пришли». Сам термин «медицинские колеса» является неверном переводом с английского языка, где словосочетание «medicine man» означает не только лекаря, но и шамана, человека, отвечавшего за духовную жизнь индейского племени.
«Медицинские колеса» представляют собой каменные постройки различной формы и разного размера, разбросанные по равнинам. Всего их насчитывается 130 штук. Несмотря на слово «колесо» в названии, их формы намного разнообразнее и варьируют от звезды и замочной скважины до силуэтов животных. С какой целью они были созданы - остается загадкой. Объяснения предлагаются самые различные.
Колеса привязываются к некоему мистическому календарю и ритуальной охоте на быка. С каждым годом растет число сторонников мистической трактовки. Они утверждают, что большая часть колес расположена в местности, несущей большой спиритический заряд. Считается, что они предназначались для уединения и медитации. Многие практикующие литотерапию посещают эти колеса, чтобы восстановить заряд собственных кристаллов. Возможно, что типи и медицинские колеса не имеют между собой ничего общего. Но их часто находят вместе, поэтому предполагают, что между ними существовала какая-то церемониальная связь.
В своем докладе за 1887-1888 гг. Этнологический департамент США, отвечающий за сохранение антрополо-гического и культурного наследия индейских племен, приводит два примера использования кристаллов североамериканскими индейцами. В первом случае капитан И. Т. Бурк, посетивший племя апачей в качестве представителя указан¬ной организации, узнал, что джосакиды (шаманы племени апачей) выслеживали воров и украденные вещи с помощью кристалла кварца, хранившегося как самый дорогой инструмент. На все расспросы капитана Бурка шаман ответил лишь, что, глядя вглубь камня, он видит все, что ему нужно знать. Во втором случае этнолог Эрмин Смит рассказывает о схожей практике племени ирокезов. «Кристалл, — пишет она, — помещенный в тыкву с водой, открывает глазам шамана человека, наведшего порчу».