Об истории этого квадрата, равно как и о вариантах перевода, можно невозбранно почитать в интернетах и/или в периодике, благо, материала предостаточно.
Какого-либо однозначного толкования ему нет; цели, в которых он использовался, разнообразны, большей частью своей все же относящиеся к области защиты — от зла, от воров, от болезней, от враждебной магии и т.д. Что есть немудрено: фраза sator arepo tenet opera rotas имеет весьма абстрактное значение, т.е. при большом желании можно притянуть за уши что угодно. Еще в чудесном журнале «Наука и жизнь» за какой-то девяностый год, я находил заметку как во время войны оным квадратом некая бабушка вылечила солдата от лихорадки, скормив ему капсулу с волшебным порошком и маленькой бумажкой. Причем, капсулы дала две, одна помогла, а вторую солдат вскрыл и обозрел содержимое — на бумажке был квадрат, а порошок оказался мукой.
Фактически, в данном случае можно говорить о некой универсальной магической формуле, гармонично упакованной в палиндром. Универсальность, конечно, такое дело — и хорошее, и не очень, ибо узкоспециализированные штуки более эффективны, но их качество трудно адекватно оценить, не имея должного уровня знаний и умений. Зато Sator, несмотря на свою загадочность и неоднозначность, спустя много веков продолжает радовать своей рабочестью и новичка, и многоопытного адепта. Словом, бытовые ситуации, на которые явно не стоит изобретать велосипед, могут быть разрешены с помощью Sator’а.
Пару слов о заполнении квадрата:
1. Заполняется сверху вниз, слово за словом.
2. Заполняется снизу вверх, слово за словом (т.е. rotas opera tenet arepo sator).
3. У Пола Хасона в его книге «Искусство колдовства» есть свой вариант заполнения:
4. Заполнять в последовательности «дьявольского квадрата»:
5. Заполнять, руководствуясь собственными умозаключениями.
Говорить о том, что какой-то из вышеперечисленных способов более эффективен остальных, было бы глупо и неуместно: что подходит одному — не подходит другому; разные условия могут поспособствовать одному методу и свести на нет эффективность другого, поэтому, как обычно, истина вычисляется экспериментально.
Еще к вопросу о заполнении: на самой первой иллюстрации я заполнил квадрат несколькими алфавитами — мирскими и магическими: латынью, ивритом, звездным, малахимом, алфавитом Гениев, Пересекающим Реку, енохианским и т.д., а также тремя руническими — старшим футарком, англосаксонским и исландским футорками. Каждый из них привносит свои интересные свойства и оттенки, чем существенно расширяет поле практики. И поскольку невод и золотая рыба у каждого своя, то и поступать в этом случае следует аналогично заключению в предыдущем абзаце.
Последнее.
Как уже было сказано, содержание формулы sator arepo tenet opera rotas — абстрактно и область применения широка. Чтобы ее определить для конкретного случая можно использовать основные положения планетарной магии: например, для случаев жесткого принуждения рисовать квадрат в день и час Сатурна, любви — день и час Венеры и т.д. Либо (в любой день) перед рисованием самого Sator’а изобразить соответствующий планетарный квадрат, дабы настроить(ся) на нужную волну. Также конкретика присутствует в тексте заклинания, подобранного для такого случая; квадрат же здесь будет органичным дополнением.
Автор: Hadeken