| |
Последние темы | » Давайте знакомиться!Чт Янв 20, 2022 1:32 pm автор Светлана55» GOLDEN TORNADO DANTEПт Сен 10, 2021 12:29 am автор Aleks » Ключи подключения к потокам БожествСр Дек 02, 2020 1:40 pm автор Гэлла » СТАРШИЙ АЛФАВИТ ТЭРЦИИ СИБЕЛЛИУСА. Ср Авг 12, 2020 10:41 pm автор тётя Соня» Доступ на форумСб Июл 18, 2020 6:44 am автор deliya » Заклинания стихии ЗемляЧт Окт 31, 2019 3:19 pm автор Верена » Оракул " Лунный свет".Пт Июл 26, 2019 10:58 pm автор тётя Соня» Энергии стихий.Чт Апр 11, 2019 7:56 pm автор Wild woman» Ваши отзывы о нашем форуме, практиках и занятияхСб Апр 06, 2019 10:37 am автор Светлана55» АЛФАВИТ АВРААМАСр Мар 27, 2019 9:31 pm автор тома » Йога для лицаСр Мар 27, 2019 12:08 pm автор Kygupyda » Выход в астрал по методу астрального каната. Быстрый способСр Мар 27, 2019 12:08 pm автор Kygupyda » Обитатели астралаСр Мар 27, 2019 12:07 pm автор Kygupyda » Маски для сухих волосВт Мар 26, 2019 12:18 pm автор Kygupyda » АЛФАВИТ ИЦХАКА Пн Мар 25, 2019 8:42 am автор новичок » 30 причин встать на коврикСб Мар 16, 2019 7:40 pm автор Kygupyda » Как начать заниматься йогой домаСб Мар 16, 2019 7:39 pm автор Kygupyda » О профессионалах и не очень. Или как выбрать специалиста.Сб Мар 02, 2019 4:52 am автор Wild woman» Отвечу на ваш вопрос Да-Нет.Проработка колоды Позолоченное Таро Чиро Марчетти от Есении.Пт Янв 11, 2019 6:25 pm автор Есения» КОПТСКИЙ МАГИЧЕСКИЙ АЛФАВИТЧт Дек 27, 2018 11:07 pm автор тётя Соня |
Кто сейчас на форуме | Сейчас посетителей на форуме: 140, из них зарегистрированных: 0, скрытых: 0 и гостей: 140 :: 2 поисковых систем Нет Больше всего посетителей ( 583) здесь было Ср Мар 13, 2013 9:11 pm |
Приветствуем Вас на форуме "Дом"
* * * * *
Вы можете оставаться гостем, но будет гораздо приятнее, если Вы войдёте под своим логином или пройдёте процесс регистрации.
|
|
| Автор | Сообщение |
---|
lakomka
Активность : 1386
| Тема: Ведические кресты Вт Мар 12, 2013 10:06 pm | |
| 1 В данном случае меня интересует эволюция крестов, которые по размерам напоминаю те, что мы носим на груди. Ни в какой работе мне не попадалось изображения крестов, связанных с периодом ведизма (язычества), поэтому я очень обрадовался, когда вдруг обнаружил такие изображения. Серия крестов, связанных со славянскими божествами. Эту серию я неожиданно обнаружил в книге А.А. Бычкова. Автор пишет о крестах следующее: «КРЕСТ - символ бога солнца, перешедший к христианам. Языческие кресты имели разное количество концов, у четырехголового Святовида крест был четырехконечный, у семи- или восьмиголовых кресты соответственно были гораздо более сложными. Крест, имевший более 11 концов, мне не встречался. Стало быть, более головастых богов у нас не было» (БЫЧ, с. 152). Рис. 1. Языческий крест с ликами Макоши Здесь важно отметить соотнесенность креста с солнцем в качестве его символа. Однако объявление Святовида четырехголовым основано на недоразумении, что я понял лишь за год до написания данной книги. На самом деле слово «святовид» обозначает не славянского бога, а способ размещения богов - по одному с каждой из четырех сторон каменного столба. В таком случае объяснение становится другим - не изображение солнца, а развертка каждой из сторон святовида. В другом месте он пишет: «Интересны кресты языческого времени с четырьмя ликами. Такие «Святовитовы кресты» уходят в глубокую древность, некоторые из них относятся к периоду IV-V веков до Рождества Христа. То есть, ЯЗЫЧЕСКИЕ КРЕСТЫ НАМНОГО ДРЕВНЕЕ ХРИСТИАНСКИХ» (БЫЧ, с. 262). Мысль вполне естественная, однако, редкие исследователи отваживались высказывать подобные суждения. Действительно, он с полным право аттестует данные изображения «святовидовыми», поскольку на них имеется по четыре лика, правда, только одного бога, а именно того, которому принадлежит данный крест. Вместе с тем, А.А. Бычков приводит ряд изображений крестов просто как иллюстрацию своих положений о древности языческих крестов и не обращает внимания на то, что каждый из крестов связан со своим богом. Какому именно богу посвящен данный крест - это уже наша проблема. Крест Макоши. Начнем анализ с креста, на котором можно найти изображение Макоши, рис. 52. Собственно говоря, на дальних лопастях креста мы видим изображение зооморфного образа Макоши в виде головы белой медведицы; тогда как в ближних кругах находятся 4 антропоморфных лика. Рис. 2. Языческий крест с ликами Мары Здесь читаются также надписи: наверху - слово КРЕСТ (букву Е можно увидеть, если повернуть изображение на 90 0 влево, а часть этой буквы образует С), правее, в виде столбца - слово ДРЕВНИЙ (после буквы Д курсивного изображен знак руницы Ь - РЕ, а затем можно прочитать оба знака вместе, перевернутыми на 1800, как букву В; чуть ниже находится буква Н, правее - И, и над Н - буква Й в виде 1). На првой лопасти читается слово МИНИ, то есть, НЕБОЛЬШОЙ. На нижней лопасти читается слово МАКОШЬ (буква К раздвинута весьма сильно, буква Ь - тот же знак, что и буква А). Итак, полная надпись гласит: МАКОШЬ, ДРЕВНИЙ МИНИ КРЕСТ. Таким образом, мы теперь знаем, как назывался данный языческий символ. Крест Мары. Это - наиболее пышный крест, несущий только антропоморфные лики Мары в виде лица юной девушки; кроме ликов мы видим 12 изображений цветов. Это можно понять, если вспомнить, что славянская богиня Мара являлась не только богиней болезней и смерти, но и хозяйкой загробного мира, славянского рая. Рис. 3. Языческий крест с ликами Рода Слово МАРА можно составить как из наиболее крупных знаков, так и прочитать на ободке внутреннего круга. Вообще-то у Мары существует и зооморфный облик в виде козлика, однако здесь, на кресте, он не представлен. Крест Рода. Крест Рода имеет наиболее узкие и длинные лопасти по сравнению со всеми другими крестами; на его дальних частях изображена плетенка, а на ближних Род представлен как седой старик с длинной белой бородой и усами. В отличие от предыдущих крестов надписи здесь помещены в центре; здесь можно прочитать слова РОД ИГРАЕТ С ВРАГОМ. Возможно, что под «врагом» понимается некая нечистая сила, однако в целом надпись неясна. Рис. 4. Тот же крест из работы современного археолога Крест из Милана. Совершенно неожиданно я встретил весьма похожие изображения в статье хорошо мне знакомого археолога Владимира Ивановича Кулакова, занимающегося исследованиями в Калининградской области, бывшей Восточной Пруссии. Свою статью он озаглавил «Европейские универсальные обереги VII-IX веков» (КУЛ). В этой статье он, в частности, прослеживает историю крестов с человеческими лицами. «Впервые мужские личины появляются на крестах в Северной Италии в VII в.н.э. Они вырезались ножницами из золотой фольги и нашивались на погребальную одежду или на головные покрывала лангобардских аристократов. Если в раннем VII в. изображался четырехкратно повторенный (отштампованный на костяной или иной матрице) безбородый персонаж анфас (так называемый «Крест Гизульфа») из погребений на Пьяцца Паоло Диаконо в Цивидале), то в VIII в. известны изображения бородатого мужчины («Крест из Милана», рис.4). Оба эти изобразительных типа объединены тем, что мужчина представлен длинноволосым, с полуоткрытым, «вещающим» ртом, его личина повторена четырежды и нижней своей частью всегда ориентирована на центр креста. Эти предметы наряду с другими крестами из золотой фольги, несущими оттиски монет, «варварских» брактеатов, плетеного орнамента, украшенные псевдожемчужным орнаментом, справедливо считаются оберегами, сочетающими древнегерманские языческие (изображения) и романо-византийские, то есть, христианские (форма креста) традиции (MEN, S. 177). Появление лангобардских крестов, являющихся, в сущности, универсальными (прежде всего - интерконфессиональными) оберегами является результатом реакции германского язычества на начало в 612 году из альпийского монастыря Боббио ортодоксальной христианской миссии к лангобардам. Являясь внешне признаком правоверного почитателя Христа, нашитый на одежду в соответствии с традициями эпохи Каролингов золотой крест при ближайшем рассмотрении оказывается наполненным языческой символикой» (КУЛ, с. 19-20). Хотелось бы обратить внимание на методику работы археологов с известными им древними предметами. На текст, сопровождающий изображения, они не смотрят - их больше интересуют картинки. В этом они весьма напоминают детей, различающих книжки именно не по надписям, а по картинкам. С другой стороны, рисунок в работе археолога имеет более высокое качество, чем рисунок в работе А.А. Бычкова, и на правой лопати креста у него можно прочитать слова КЪРЕСТ ЯРА (вверху) и СЕ ЯРА (внизу). Зато центр креста оказался прорисованным хуже, так что надпись Рода на нем прочитать практически нельзя. Поскольку Яр являлся более поздней ипостасью Рода, никакого противоречия с предыдущей надписью две вновь обнаруженные надписи не содержат: перед нами - крест Рода-Яра. Вместе с тем хочу обратить внимание читателей на то, что В.И. Кулаков дает уже фрагмент изображения в обращенном цвете (в виде негатива), так что и профессиональная археология медленно приближается к освоению новых возможностей компьютера (помечено цифрой 1А на рис. 4). Хочу отметить, что тут превосходно читается слово ЯР, не замеченное исследователем. Но, работая по картинкам далее, конечно же, ничего больше как «мужское лицо» выделить не удается. Как быть с крестами Мары и Макоши, рассмотренными мною чуть выше? Они В.И. Кулакову не попались. Не хотелось бы ехидничать, но атрибуция Рода-Яра как результата реакции германского язычества на начало в 612 году из альпийского монастыря Боббио ортодоксальной христианской миссии к лангобардам выглядит, честно сказать, странно. Зачем германскому духовенству прибегать к защите Яра и Рода? Почему, например, не Одина и Фрейи? Я много раз разговаривал с Владимиром Ивановичем по поводу присутствия славян в Западной Европе в Средние века, и он мне всегда категорически заявлял, что эта моя версия «археологически не подтверждается». Разумеется, если балтийских славян считать «лангобардами», а Яра - длинноволосым, с полуоткрытым, «вещающим» ртом, мужчиной, то тогда - да. Иными словами, если встать на германскую точку зрения и всю славянскую историю приписать германцам, то тогда следов славян можно не заметить не только в Германии и Италии, но и на территории Руси. Так что перед нами - якобы научная попытка осмыслить славянскую древность как совершенно чужую, на этот раз - итальянскую. Продолжим цитирование: «В частности, четырежды повторенный образ Царя Богов Вотана, согласно раннему канону (КУ95, с. 66-68), представленного в обрамлении кабаньих голов (рис. 4, 1А), лишь только издалека напоминает лики евангелистов, характерные, по мнению С.С. Ширинского, для иконографии крестов VI-VII вв. Более того, мистическая сила лангобардских крестов усиливалась изображениями, сопутствовавшими лакам Владыки Валгаллы. Так, в центре «Креста из Милана» (рис. 4) представлены крестообразно расположенные головки животных, ошибочно принятые В. Менгином за человеческие личины (MEN, Taf. 40).Композиционно и типологически сходны с лангобардскими изображениями головки животных на «звериноголовых» фибулах видивариев второй половины V в. н.э. Интерпретация подобной композиции как оберега (КУ90, с. 211) не вызывала возражений» (КУЛ, с. 20). Таким образом, единственным доказательством подлинности этих предположений является то, что они «не вызывали возражений». У меня они, например, вызывают сильные возражения, однако Владимир Иванович моих работ не читает, а даже если бы и прочитал, то не посчитался бы. Ведь он исходит из того, что данные древности принадлежат лангобардам, поскольку в те века вроде бы там жили именно они, а то, что на крестах имеются русские надписи, его совершенно не трогает, поскольку он никаких надписей не видит. Его к этому не приучили. Поэтому он спокойно считает Рода или Яра Царем Богов Вотаном, то есть, Одином. Но поскольку в современной науке каждый занимается своим делом, а Владимир Иванович давно специализируется на Прибалтике, то его соперником мог бы быть кто-либо из сотрудников его сектора Института археологии. Но каждый сотрудник имеет свой круг проблем, им не до него. Пройдет еще немного лет, и предположение В.И. Кулакова перейдет в уверенность, и он с удовольствием будет показывать крест с «бородатым мужчиной» как портрет Одина. Вот какие любопытные выводы позволяет сделать научный монополизм! Рис.5. Фибулы типа Вормс Фибулы типа Вормс. О них В.И. Кулаков пишет: «Удивительным образом сакральные признаки крестов лангобардов оказались воссозданными как на фибулах типа Вормс, так и на генетически связанных с ними крестообразных артефактах из Моравии и Самбии» (КУЛ, с. 20). Что же вызвало такое неподдельное удивление этого исследователя? А то, что он сам увидел их сходство с древнерусскими крестами! С нашей точки зрения это отнюдь не удивительно: русская культура везде одинакова - в Италии, Германии или на Руси, ибо все это - русские земли. Но процитируем недоуменные строки этого исследователя до конца: «Исходные прототипы этих артефактов - фибулы типа Годдельсхайм - воссоздают типичную для византийской культуры правления династии Юстиниана (VI век н.э.) форму креста с парными кружками (на трехмерных крестах - драгоценные камни) на внешних концах его трапециевидных балок. Правда, нижняя часть византийских крестов - вытянутая (форма «латинского» или «страстного» креста), а фибулы типа Годдельсхайм - равносторонние (форма «греческого» креста). Типологически восходящие к застежкам этого типа фибулы типа Вормс имеют уже не трапециевидные, а ромбические балки, украшенные на своих внешних концах не двумя, а тремя кружками. Тем самым, они фактически повторяют центральную фигуру «Креста из Милана», не имеющую никакого отношения к христианству. Этот тип крестообразных фибул, характерных в IX веке для Средней Европы от Западной Германии до восточных отрогов Альп генетически сходен (рис. 5, № 6) с некоторыми типами древнерусских нательных крестов XI в. (НИКН, с. 173, табл. 103, 14, 42). Хронологический хиатус и взаимная отдаленность друг от друга этих регионов Европы друг от друга, казалось, не предполагает наличия связи между упомянутыми каролингскими и древнерусскими типами находок» (КУЛ, с. 21). Иными словами, для данного исследователя это - необъяснимая загадка. Ну что ж, рассмотрим данные застежки (фибулы) более пристально. Мы тотчас увидим на них надписи - и на большой, рис. 4-2, где написано ЯРА, и на малых, рис. 4-3 и 4-4, где написано ЯР и ЯРА. Так что фибулы были выполнены просто в честь русского бога Яра. Особенно его почитали жители Прибалтики, ибо Балтийское море когда-то называлось МОРЕ ЯРА. Так что никакого удивления и быть не должно: русские, жившие в Италии и Германии, на своих исконных землях, оказались еще не до конца латинизированы и германизированы завоевателями. Что и объясняет родство их культуры с культурой Руси. Однако, отметив, как честный ученый, этот поразительный факт, В.И. Кулаков спокойно идет дальше, ни на секунду не допуская наличие славянской культуры в эпоху Каролингов. Далее он обращается к западнославянским землям. Фибулы западных славян. «Возможно, моравские и самбийская находки позволят по-новому взглянуть на данную проблему. Бронзовые, с позолоченной лицевой поверхностью накладки, являющиеся дериватами фибул типа Вормс, встречены на славянских землях в Восточных Альпах, на северо-западных отрогах Балканских гор, в долинах Татр и Карпат. Отнесение этих артефактов к IX веку (возможно, в его первой половине) и связь их с западнославянскими древностями неопровержимо подтверждаются вещевыми комплексами, в которых они встречены (SCH, S. 343, 351). По своей форме эти накладки родственны фибулам типа Вормс, по изображениям на балках креста - вотивным крестам лангобардов» (КУЛ, с. 21). Прерву пока цитирование, чтобы выразить свое недоумение по поводу атрибуции крестов «лангобардов» как вотивных. Они вроде бы никак не взывают к богу Одину, во всяком случае, В.И.Кулаков нам нигде этого не доказал. «Важно отметить, что в их ареале (Северная Италия) известны и наиболее ранние находки фибул Годдельсхайм. Очевиден факт реплицирования на западнославянских (великоморавских) накладках не только формы явно-христианских по своей семантике фибул типа Вормс, но и языческих по своей идеологической нагрузке» (КУЛ, с. 21). И опять я отвлекусь на комментарий - все эти фибулы типа Вормс со словами ЯР, ЯРА никоим образом не являются христианскими, однако в который уже раз я сталкиваюсь с тем, что у профессиональных археологов никогда на сей счет не возникает ни тени сомнения; они говорят так уверенно, словно являются не учеными, а оракулами: ХРИСТИАНСКИЕ - и весь сказ. Почему? А потому, что им так кажется. Если что-то кажется вам, то перекреститесь, чтобы не казалось. Если же кажется им, то креститься не следует, ибо это - Большая Наука! В то время данный альманах редактировал Валентин Васильевич Седов, который, судя по моим переговорам с ним, никогда и на пушечный выстрел не подпустил бы меня с моими взглядами к этому альманаху. Ибо я бы сказал, что и в землях лангобардов, в Северной Италии, и в Моравии, и на Руси мы имеем дело с одной культурой. А по В.И. Кулакову мы имеем дело с самыми разными культурами, и самыми продвинутыми в почитании Рода-Яра оказываются лангобарды (хотя зачем им русские боги?), тогда как моравы и русские просто зачем-то копируют эти знаки. И опять-таки, я написал «копируют». Владимир Иванович выразился куда «научнее» - славяне-де реплицировали их. Ну что ж, перейдем на этот язык; допустим, что лангобарды подобные кресты продуцировали, а славяне их реплицировали, но зачем? А этого данный ученый муж не знает. Он только описывает, что видит, а причинно-следственные связи устанавливать не может. Иными словами, он лишь археограф, но не археолог. Он сам удивляется своим выводам. Не будучи в состоянии понять суть такой репликации, он строит догадки: «Видимо, в Великой Моравии в первой половине IX века повторилась ситуация, сложившаяся в Королевстве лангобардов двести лет ранее. Христианская миссия к славянам Моравии привела к основанию князем Прибиной около 830 года церкви в городе Нитре, в 845 году в г. Регенсбурге, подверглись крещению 14 вождей чешских племен (ГАВ, с. 68). Естественной реакцией на эти действия со стороны далеко не дружественной чехам франкской державы Людовика Благочестивого было настороженное отношение к учению Христа. Напротив, национально ориентированная миссионерская деятельность свв. Кирилла и Мефодия, начатая в 863 году, была принята славянами вполне толерантно» (КУЛ, с. 21). Из данного пассажа следует, что никаких причин заимствовать языческие кресты от лангобардов у славян не было. Удивляет лишь выражение «толерантно», ибо как в Паннонию, так и в Моравию святые братья прибыли по личному приглашению соответствующих славянских князей. Но видимо, именно этого В.И. Кулаков и не знал. Поэтому данная догадка выглядит более чем странно. И вот апофеоз научного мышления русского археолога: «Возможно, в период, разделявший упомянутые миссии, то есть в 830-963 годах в чешских землях появились вотивные (?) кресты, отвечавшие как христианским, так и языческим воззрениям. Наличие прямых технологических параллелей между этими находками и фибулами типа Вормс (в частности, орнамент типа Kerbschnitt) предполагает изготовление этих предметов достаточно ограниченным кругом мастеров (в Северной Италии?). Обращает на себя внимание факт вхождения формы великоморавских крестов в позднейшую знаковую систему европейской геральдики в качестве «парящего креста»» (КУЛ, с. 21). Ну, конечно же, кресты Рода-Яра должны были интересовать в первую очередь лангобардов и именно в Северной Италии! Логика, надо сказать, железобетонная! Из факта единичной выборки случайных находок делается потрясающий вывод: первыми данные кресты употребляли лангобарды в Италии. А в других странах? А не лангобарды? - Но эти проблемы в других странах не исследовались. Поэтому сравнивать не с чем. И вместо того, чтобы подождать нахождения описания подобных же предметов в других странах (насколько я понял, А.А. Бычкову это удалось), В.И. Кулаков решил, что истина уже лежит у него в кармане. И, как всегда, Западная Европа впереди в данном отношении на два века, затем следуют западные славяне, и, в конце концов, та же мода устанавливается и на Руси. Так привыкли мыслить наши ученые. Фибула из Самбии. «Из ряда западнославянских находок выделяется фибула из Самбии, являющаяся копией роскошного изделия, украшенного вставками из драгоценных (?) камней. Декор подобного рода хорошо известен по фибулам в виде квадрифолийного креста, изготовлявшимися франкскими мастерами для представителей высшего слоя западноевропейской аристократии уже в VII в. (FET, p. 200). Видимо, и элита восточных окраин Центральной Европы украшала свой убор аналогичными по роскоши фибулами. Правда, они являлись уже не только (не столько) вещественными отражениями христианской идеологии, а универсальными оберегами, христианскими по форме и языческими по содержанию. Этот феномен был вполне актуален для контактных зон между христианскими и языческими культурными ареалами в различных частях нашего континента не только в раннем Средневековье, но и ранее, в эпоху переселения народов (КУ95, с. 67-68)» (КУЛ, с. 21-22). Рис. 6. Фибула из Самбии Ну конечно же полудикие западные славяне, жившие на периферии Западной Европы и подражавшие европейской моде спустя два века после того, как она установилась в Италии и Германии, просто покупали изделия западноевропейским мастеров. Отчего же тогда и на этой фибуле из Самбии мы читаем надпись БОГ ЯР (на левой лопасти) и МАСТЕРСКАЯ МАКАШИ (на нижней лопасти), а не GOTT ODIN или не WERKSTATT VON FREIA? С какой стати «передовая» Европа стала подписывать свои изделия языком «отсталой» России? А не читаются надписи на крестах археологами сознательно. Иначе придется признать, что и франки, и лангобарды, и италики заняли когда-то русские земли, и носили украшения, сработанные в русских храмах Макоши. И посвященные русским ведическим богам. Так вели себя христиане Европы, поскольку раннее христианство было столь же русским по происхождению, сколь был им предшествующий ведизм. Крест Перуна. Теперь опять перейдем к подборке крестов А.А. Бычкова. На кресте Перуна белые усы и борода клинышком только подразумеваются, но не выражены явно. Сами лица помещены на дальнем конце лопастей. Оставшееся место лопастей покрывает сплошная плетенка. Заметим, что здесь лики выглядят совершенно иначе, чем на кресте Рода-Яра. Да и мастерская по его изготовлению относилась уже к храму Рода. |
| | | lakomka
Активность : 1386
| Тема: Re: Ведические кресты Вт Мар 12, 2013 10:07 pm | |
| 2 Рис. 7. Языческий крест с ликами Перуна Плетенка может быть прочитана как слово ПЕРУН, написанное протокириллицей. При этом на верхней лопасти слева слово ПЕРУНЪ читается, как написанное руницей. На правой лопасти можно прочитать слово ХРАМ, на левой - РОДА. Это - указание на места изготовления крестов. Заметим, что этот крест В.И. Кулакову не известен. Крест Велесовой Руси. А этот крест соотносится не с богом Велесом, а с Русью Велеса. Поэтому на нем нет ни зооморфного, ни антропоморфного изображения бога - только узоры и надписи. Надписи тут РУСЬ ВЛЕСОВА (на нижней лопасти) или РУСЬ ВОЛОСОВА (на верхней лопасти). Хочу отметить, что никогда прежде мне подобное название не встречалось. Пока я не могу себе представить, какие именно земли относились к Велесовой Руси. Поскольку камень Велеса в славянских храмах находился на востоке, ясно, что Велесова Русь - это Русь Восточная. Но что именно - (Урал, Сибирь, южнорусские степи) я сказать пока не могу. Могу лишь зафиксировать существование подобного географического региона, что позволяет завершить отождествление всех стран света с соответствующей Русью. Этот крест так же не известен в качестве Универсального Оберега великому русскому археологу, считающему Западную Европу Средневековья передовой, а славянские страны и Русь - отсталыми. А ведь тоже похож на христианский крест! Рис. 8. Языческий крест с орнаментом и надписями Крест Яра. На этом кресте изображено 4 лика Яра в виде мужского лица с бородой и усами, но лысого. Пожалуй, данный крест наиболее скромный и мелкий. Надписи гласят: ЛИК (нижняя лопасть в обращенном цвете) и ЯР (левая лопасть и оба глаза вместе с линией носа на лице верхней лопасти). Однако данный крест А.А. Кулаков знает как крест из Микульчице, дает источник заимствования (SCH, Abb.6) и помещает его под номером 8. Правда, отдельно не комментирует. Выше о нем было сказано, как о кресте из Моравии. Фибула из Аукштакемяй. «Для древностей Литовского взморья на всем протяжении первого тысячелетия н.э. характерно реплицирование вещественных новаций, поступивших на правый берег реки Неман из Центральной и Южной Европы через землю пруссов. Эта важнейшая черта материальных культур куршей, ламатов и скальвов реализовывалась, прежде всего, на изготовлении престижной детали костюма - фибул. Даже такая редкая находка, как крестообразная фибула с мужскими ликами имеет в Западной Литве свой дериват, известный по находке на могильнике Аукштакемяй, Клайпедский район Литвы. Этот артефакт, трактуемый как выполненная в стиле Борре продукция скандинавских мастеров (BLI, p. 124, 54 pav.), представляет собой крайне упрощенную реплику фибулы из Самбии (рис. 1-9). Учитывая балтскую иконографию мужских ликов на фибуле из Аукштакемяй, реализованную, прежде всего, на цепедержателе из погребения 63 могильника Ржевское, Славского района Калининградской области, находку из Аукштакемяй можно считать изделием местных мастеров не ранее IX века» (КУЛ, с. 22). Рис. 9. Языческий крест с ликами Яра При подробном осмотре на нижнем лике читается слово ЖИВА, и ее лик никоим образом нельзя считать мужским. Жива в данном случае является ипостасью Макоши. И, не зная всего этого, археологи уверенно судят о том, что можно видеть на фибуле. Другими надписями являются: ЯР (вместо РОДА наверху), ПЕРКУН (слева) и ВЕЛЕС (справа). Иными словами, фибула отражает порядок расположения Святовита, но имеет особенность в том, что на ней расположены наиболее поздние ипостаси: Яр вместо Рода и Жива вместо Макоши. К тому же Яр и Макошь поменялись местами. Тут можно также почитать в обращенном цвете надпись справа от вертикали вверху, как ЯРА МОРЕ, то есть, БАЛТИЙСКОЕ МОРЕ. На центральном круге внизу читается слово МАКАЖИ, что, видимо, обозначает мастерскую. Наконец, слева под ликом Перкуна можно прочитать слова ЧУДИ ХРАМ ВЕЛЕСА, что означает место ношения фибулы. Рис. 10. Фибула из Аукштемяй и мое чтение надписей Таким образом, у каждого языческого бога имелся свой крест, совершенно не похожий на крест другого бога. Имелись и фибулы в виде крестов, а также святовидов. Рис. 11. Поясная накладка из Альт - Велау Поясная накладка. Еще один предмет, похожий на языческий крест - поясная накладка из Алт-Велау, сведения о которой хранились в фондах КОИХМ. О ней В.И. Кулаков пишет так: «Дериватов самбийской фибуле в прусском ареале пока не известно. Правда, ее форму очень слабо напоминает поясная накладка с личиной длиннобородого мужчины, рис. 1-10 из разрушенного погребения могильника Альт-Велау (Гапрдейский район Калининградской области). Однако ее специфическая крестовидная форма соответствует формам раннеготического искусства и связана, скорее всего, с орденскими традициями» (КУЛ, с. 22). Насколько я понимаю, работа с архивами Калининградских музеев выявила только поясную накладку, остальное уже не относилось к Калининградской области, но было похоже, что и дало материал для данной статьи В.И. Кулакова. Как обычно, надписи на накладке совершенно не подтверждают предположений данного исследователя: в центре написано ЯРА МОРЕ, рис. 11, то есть, БАЛТИЙСКОЕ МОРЕ. На верхней лопасти написано слово ХРАМ, на правой - МАРЫ, на нижней - МАТЬ, на левой - РУСИ И МИРА. Таким образом, накладка принадлежала лицу, которое служило в храме Мары, который почитался в качестве матери Руси и мира. Ни о каком рыцарском, а тем самом христианском ордене здесь речь не идет. Вывод В.А. Кулакова. «Таким образом, фибула из Самбии является чудом сохранившимся в пламени последней войны уникальным памятником раннесредневекового прикладного искусства, показывающего интенсивные контакты пруссов с первым славянским государством - Великоморавской державой на раннем этапе ее христианизации. Этот этап был характерен сосуществованием привнесенной с запада, чуждой славянам веры в Христа и традиционных отеческих культов. Как правило, этот этап именуется в науке двоеверием. Надо полагать, что универсальный амулет, которым является фибула из Самбии, был скопирован местными (?) мастерами как исключительно языческая реликвия» (КУЛ, с. 22). Судя по тому, с какими сложностями проходила у меня защита диссертации одного из моих аспирантов по двоеверию (пришлось переносить ее в более толерантный вуз), само наличие двоеверия в древности встречает в академической науке большие возражения. Поэтому то, что В.И. Кулаков допустил наличие двоеверия там, где более ортодоксальный ученый говорил бы о чистом раннем христианстве, делает ему честь. Однако на самом деле, как мы видели по всем материалам, речь идет о чисто языческой символике, где нет и не было ничего христианского. Как всегда, слово «двоеверие» является дымовой завесой для прикрытия чисто языческого характера рассмотренных артефактов. У язычников существовал равносторонний четырехконечный крест. И опять-таки, слово «языческий» уместнее заменить на слово «ведический». Хотя во многих странах раннего Средневековья было официально принято христианство, затрагивало оно в основном только высших государственных чиновников, тогда как народ исповедовал русский ведизм. И эта вера существовала по всей Европе, без особых различий на Западе и на Востоке. Отсюда и сходство всех найденных предметов. Что же касается обнаружения крестообразных нашивок и фибул первоначально в Италии, то это - следствие другого процесса, а именно более интенсивной работы археологов Западной Европы, которые за XIX-XX века смогли извлечь из земли большее количество различных артефактов, чем их восточные коллеги. А интенсивность работы зависит от финансирования, государственного и частного и, вообще говоря, никак не связано с развертыванием реального исторического процесса. Этот как в медицине - статистика заболеваний выше там, где регулярнее и глубже проводится медицинское обследование, а не там, где чаще болеют. Поэтому факт сосуществования привнесенной с запада, чуждой славянам веры в Христа и традиционных отеческих культов, отмеченный В.И. Кулаковым, вовсе не имел места, ибо христианство пошло как раз от русского ведизма. Состояние дела в зарубежной археологии В.И. Кулаков принял за отражение реальной истории, и потому ошибся. Рассмотрение крестообразных предметов убедило нас в обратном: в раннем Средневековье, вплоть до IX века и в Западной, и в Восточной Европе реально существовал ведизм, хотя официально там было принято христианство. И потому все рассмотренные нами предметы были не «христианскими по форме, но языческими по содержанию», а сплошь ведическими, как по форме, так и по содержанию. Женский крест. А.А. Бычков отмечает: «У славян были и «женские» кресты, которые отличались от «мужских» наличием на нижнем конце «ласточкина хвоста». «Женским» является и косой «Андреевский» крест» (БЫЧ, с. 152). При этом приводится изображение надгробья, рис. 58. Моя проверка разложения украшения в виде цветка показывает, что его можно прочитать, как слово ЖЕНСКАЯ. В отличие от равноконечных языческих крестов здесь крест вытянут в длину по своей нижней лопасти, напоминая христианский католический крест. Вместе с тем, наличие одного изображения еще не может считаться достаточным, чтобы считать доказанным существование данной реалии, а также ее отнесения к языческому времени. |
| | | lakomka
Активность : 1386
| Тема: Re: Ведические кресты Вт Мар 12, 2013 10:07 pm | |
| 3 Рис. 12. Женский крест Крест в виде фигурки трипольской культуры. Эта фигурка была исследована мною одной из первых в моей эпиграфической деятельности. Изображение «женской фигурки» типа В 1 я заимствовал из работы (ПОГ, с. 13, рис. 13-13). На мой взгляд, это был типичный крест с дырочками для продевания шнурка и ношения его на груди. В одной из моих ранних статей я описал этот крест так: «Каково же было мое удивление, когда мне довелось увидеть крест на территории, относящейся к Руси (Щербатовка), но датированный средним Трипольем, то есть, примерно вторым тысячелетием до н.э., что отстоит от Рождества Христова на те же две тысячи лет, на которые эта дата Рождества отстоит от нас. Крест можно представить, как антропоморфную фигурку, где передняя часть содержит надпись ЛЕЛЯ БОЖЕ, а задняя - три имени - ЖИВА, ЛЕЛЯ и КУБЕЛА. Здесь, как и на предыдущих примерах, дешифровка произведена мной. Надписи меня просто ошеломили. В самом деле, если подойти к этому памятнику древней культуры как к аналогу христианской символики, то можно предположить, что на передней стороне, где бугорки изображают груди (что маркирует фигурку как женскую), начертано имя богини, и эта богиня - Леля. Современная сравнительная мифология обнаружила, что в славянских мифах имя Лель или Леля встречались одинаково часто. Так что здесь мы встречаем имя Лели как имя богини. Это подтверждается и самой надписью ЛЕЛЯ БОЖЕ, что означает, что Леля была центральным божеством религии. Таков «фасад» этого древнего аналога распятия. На спине мы видим настоящую древнюю «троицу»: богиню-мать Живу, богиню-дочь Лелю и богиню-дух святой Кубелу (аналога древнеримской богини Кибелы, фригийской по происхождению). Это - крайне любопытный символ троицы в женской ипостаси, из которого следует, что более древним и более глубоким культом был культ богини-матери Живы. По фонетическим параллелям Жива соответствует более позднему греческому богу Зевсу. Что же касается «духа», то Кубела - это сама идея плодородия, идея продолжения жизни. В отношении же Леля (Люля, Ляля) Ю.П. Миролюбов утверждал, что Любы бог, и Люль, или Лель - одно лицо, которое упоминается на севере Руси как Люль-Люли, а на юге - как Люб-Любы-Люб. «Ему придавалось, вероятно, значение Бога любви в супружестве, то есть, любви физической», - отмечал этот исследователь. В таком случае данная троица из богини жизни, богини любви и богини плодородия вполне понятна, и образует настоящую систему воспроизведения жизни. Так что данный крест - несомненно, самый интересный со всех точек зрения. Как видим, древние кресты могут поведать много интересного о жизни древней Руси и наших далеких праславянских предков, имевших и этот символ, и божественную троицу» (ЧУМА, с. 59, рис. на с. 58 внизу). Со временем я сделал небольшое уточнение - надпись на груди стал читать как слово ЛЮБОВЬ, написанное руницей. Но по-прежнему считаю данный крест женской троицы одним из интереснейших крестов языческой эпохи. Рис. 13. Трипольская статуэтка в виде креста Заключение. Фигуры в виде креста, которые обычно считают чисто христианской символикой, существовали еще, по меньшей мере, в неолите. И хотя на ведических храмах крест обычно имел восемь концов (на прямой крест накладывался еще косой, а затем всё вписывалось в окружность), более мелкими были кресты четырехконечными. И в данной статье мы познакомились с богатством нашивок, фибул и даже поясных накладок в виде дохристианских крестов. Поскольку современные исследователи даже на уровне докторов исторических наук, кем является, например, археолог В.И. Кулаков, не могут отличить христианские кресты от ведических, это говорит о том, что на уровне населения такое отличие практически не ощущалось. Иными словами, христианство приняло уже устоявшуюся форму ведических крестов в качестве своего символа. Остальные отличия, например, вытянутость по вертикали или равноконечность, изображение 4 ликов или 4 кружков, или их отсутствие - все это оказывается второстепенным и не может различать ведические и христианские обереги. Таким образом, мы сталкиваемся с еще одним проявлением общности христианства и дохристианских верований. Литература БЫЧ: Бычков А.А. Энциклопедия славянских богов. Мифы древних славян. М., 2000, 400 с. ГАВ: Гавранек Б. Начало славянского письма и письменной культуры в Великоморавскую эпоху // Великая Моравия. Тысячелетняя традиция Государственности и культуры. Прага, 1963 КУ90: Кулаков В.И. «Звериноголовые» фибулы балтов (V-VII вв.) // Советская археология, 1990, № 2 КУ95: Кулаков В.И. Варианты иконографии Одина и Тора V-XI вв. // Древняя Русь: новые исследования. Славяно-русские древности. СПб, 1995, вып. 2 КУ00: Кулаков В.И., Валуев А.А., Скворцов К.Н. Сокровища, возникшие из пепла // Наука в России. М., 2000, № 4 КУЛ: Кулаков В.И., Валуев А.А. Европейские универсальные обереги VII-IX веков // КСИА, 2001, вып. 212, с. 17-23 НИК: Николаева Т.В., Недошивина Н.Г. Предметы христианского культа // Древняя Русь. Быт и культура. М., 1997 ПОГ: Погожева А.П. Антропоморфная пластика Триполья. Новосибирск, «Наука», 1983 ЧУМА: Чудинов В.А. Материалы к познанию истории Древней Руси // Вестник МЭГУ, 1996, № 2 (6), с. 54-59 BLI: Bliuenè A. Vikingų epochos kuršių papuosalų ornamentika. Vilnius, 1999 ENG: Engel C. Beiträge zur Gliederung des jüngsten heidnischen Zeitalters in Ostpreussen // Congressus secundus archeologorum baltocorum. Riga, 1930 FET: Fetter L.-Cy., Périn P. Le francs. T.2. A l'origine de la France. Paris, 1987 GAE: Gaerte W. Urgeschichte Ostpreußens. Königsberg, 1929 KUL: Kulakov V. La terre prusse entre Scandinavie et Orient // Les centres proto- ur- bains russes entre Scandinavie, Bysance et Orient, Réalités Bysantines. Paris, 2000 MEN: Menghin W. Die Langobarden. Archäologie und Geschichte. Stuttgart, 1985 SCH: Schulze-Dorlamm M. Unbekannte Kreuzfibel der Karolingerzeit aus Edelmetall // Archäologisches Korrespondenzblatt. 1997, Bd.27 Взято с http://via-midgard.info |
| | | |
Похожие темы | |
|
| Права доступа к этому форуму: | Вы не можете отвечать на сообщения
| |
| |
| |