Что это? Одни говорят, что история аранов уходит своими корнями в седую древность, другие утверждают, что все это выдумка вездесущих маркетологов, и этой выдумке не более 100 лет. Кто прав а кто нет, мы, скорее всего, никогда не узнаем. Да, вообщем-то, наверное и не зачем тратить время попусту, ради довольно спорной истины. Лучше его потратить на то, что бы поближе познакомиться с этим великолепным творением народных умельцев. Пройтись по виртуальным залам музея Аранов. Да-да, оказывается в самом деле на родине аранов есть такой. В этом музее бережно, по крупицам собраны воедино история возникновения, разновидности переплетений, клановая принадлежность этих переплетений, история этих кланов. Объем информации столь огромен, что всего перечислить, и обо всем рассказать, просто не представляется возможным. Поэтому, не взыщите строго за краткость изложения. Но, наверное, лучше кратко познакомиться со всеми имеющимися аранами, чем узнать об одном — двух десятках с подробным описанием каждого. Впрочем, если кому-то будет интересно, можно и поподробнее изучить этот вопрос.
Итак, откуда же появилось это слово и что оно обозначает? В современном звучании и понимании это - обозначает вид трикотажного полотна имеющий определенный способ вязания узоров с переплетением и скручиванием петель определенным направлением в лицевых рядах на рельефных вычурных дорожках. Родителями, если так можно выразиться, данного вида трикотажа являются старинные кельтские орнаменты и группа островов.ъ
Аранские свитера и аранская техника вязания берут своё название от группы островов, лежащих неподалёку от западного побережья Ирландии, в устье залива Голуэй, во власти яростного и бушующего Атлантического Океана. Три острова - Инишмор, Инишман и Инишир, представляют собой длинные и низкие полоски "лунного ландшафта" с суровыми, но редкими по красоте пейзажами. Здесь селились первые христиане Ирландии, а до них здесь жили совершенно неведомые племена древних кельтов. Островитяне были рыбаками и фермерами, жизнь которых была тесно связана с Океаном. В условиях суровой Атлантики им необходима была теплая и практичная одежда, которая бы не только согревала, но и была удобной во время работы в море. Первоначально араны вязались из необработанной грубой овечьей шерсти определенного цвета, так называемый светло-кремовой пряжипод названием "бонин", что в переводе с кельтского обоначает "молочно-белый" из необезжиренной шерстяной пряжи, сохраняющей естественные выделения сальных желез животных придававших полотну влагостойкость. Очень часто, уже готовое изделие дополнительно пропитывали жиром для придания еще большей влагонепроницаемости. А наличие большого количества кос, складок, переплетений придавало полотну дополнительный объем за счет которого сохранялось естественное тепло. Для большего комфорта во время работы в море, рукава делали несколько короче что бы они не намокали. И, последнее, что хотелось бы добавить о вязании — первоначально данным искуством занимались исключительно мужчины и делали это они гусиными перьями. И, уже , гораздо позднее изготовлением аранов занялись женщины, которые в итоге, практически полностью вытеснили мужчин.
Теперь немного о второй составляющей аранов — кельтских орнаментах в частности, и кельтской культуре вообще. Кельтские орнаментные узоры пришли к нам из глубины прошедших веков - они являются посланиями из далекого языческого прошлого. Это была своеобразная символика, при помощи которой люди общались между собой. Смысловое значение каждой дошедшей до нас композиции остается для нас загадкой, так как предыдущими поколениями утрачены навыки чтения и разгадки фрагментов узоров. Они, по своей сути, являлись символами определенного философского и поэтического понятия той эпохи, в которой создавались. Кельтское орнаментальное исскуство - это сложное переплетение шнуровых композиций. Его отличительная черта - это полная гармония линий, ритмичное движение сплетений в затейливые узоры. Кельты были одним из древнейших народов, населяющих Европу. В далекие времена их культурное влияние простиралось от Ирландии до Северного Причерноземья. До настоящего времени и язык, и культурные традиции этого народа сохранились в Ирландии, Уэльсе, Корнуолле, а также в французской Бретани. Именно тут и находятся истоки клановости аранов. Кельтские узлы и орнаменты имитируют плетение корзин, кос, тканей. Многие кельтские орнаменты включают в себя изображения богов, растений, животных, птиц, людей, предметов. Кельты верили в то, что дух человека это частица мирового Духа. Что через множественность жизней, смертей и возрождений, человек проходит путь к божественному совершенству. Кельтские орнаменты составлены из отдельных узлов. Каждый узел создается из одной единственной нити - нити жизни. Таким образом, узлы и орнаменты символизируют Путь и являются одновременно символическими картами Пути. Кельты запрещали усовершенствовать ключевые детали орнаментов, считая их данными богами.
Значения орнаментов
Законченный аранский свитер содержит приблизительно 100 000 тщательно построенных петель, и вязание его может занять у вязальщицы до шестидесяти дней. Свитер может содержать любую комбинацию узоров в зависимости от происхождения, занятий клана и мастерства его вязальщиц. Каждый узор несет собственное уникальное значение, как историческое наследство жизней сообщества Острова много столетий тому назад.
Косы - описание веревок рыбака, и представляют пожелание плодотворного дня в море; всевозможные сетки отражают маленькие области островов. Эти сетки иногда заполнены узором Ирландского мха, изображая морскую водоросль, которая использовалась, чтобы удобрить бесплодные районы и принести хороший урожай. Следовательно, сетки - желание успеха и богатства. Узоры зигзагов, ломаных линий и цепочек часто используются в ирландском вязании и обычно представляют дорожки к утесам, закручивающиеся на островах. Древо Жизни - один из оригинальных узоров, и уникально присутствует на самых ранних примерах трикотажа острова Аран. Это основа отражает важность клана, и - выражение желания единства клана, с долговечными родителями и сильными детьми..